Лекции по "Рестоврация живописи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:48, лекция

Описание работы

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС " МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА "
Классификация реставрационных материалов
Требования, предъявляемые к реставрационным материалам
Термины и определения

Работа содержит 1 файл

РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ .docx

— 32.69 Кб (Скачать)

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В  КУРС " МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ  ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА "

Классификация реставрационных  материалов

Требования, предъявляемые  к реставрационным материалам

Термины и определения

Конечной целью  любого реставрационного процесса является сохранение реставрируемого объекта  в течение максимально длительного  времени. При реставрации живописи и предметов прикладного искусства  это достигается путем осуществления  таких операций, как соединение отдельных  частей реставрируемого объекта, консолидация деструктированного авторского материала, восполнение утраченных фрагментов, удаление загрязнений, расчистка от поздних записей и поновлений, устранение деформаций, нанесение защитных покрытий и др. Для выполнения этих операций требуется большой ассортимент реставрационных материалов.

Выбор реставрационного материала является одним из важнейших  этапов реставрационного процесса, поскольку  мы имеем многочисленные свидетельства  того, как в результате применения непригодных материалов или неправильной технологии их использования ценнейшие  памятники культуры либо безвозвратно утрачены, либо находятся в аварийном  состоянии. В качестве примеров можно  привести неудачный опыт применения для реставрации настенных росписей казеина во многих памятниках древнерусского зодчества, в том числе в соборах  Московского Кремля. Неудачными были первые попытки применения синтетических  полимерных материалов в реставрационных  целях, например растворов полибутилметакрилата для укрепления настенной темперной живописи в Софийском соборе г. Вологды. В Государственной библиотеке им. Ленина в 60-х годах для укрепления бумаги пытались использовать растворы полиметилметакрилата (ПММА), что привело к слипанию листов книг. Известны случаи растрескивания кожи, укрепленной клеем ПФЭ-2/10. В настоящее время широко используется бытовой клей ПВА (поливинилацетатная водная дисперсия), абсолютно непригодный для реставрационных целей. Этот печальный список можно продолжить, однако более подробно мы будем говорить об ограничениях применения тех или иных материалов в последующих лекциях.

Задача правильного  выбора материала очень сложна даже для опытного реставратора по ряду причин: во-первых, практически не бывает совершенно одинаковых реставрационных  ситуаций, и в каждом конкретном случае приходится корректировать известные, ранее апробированные методики. Во-вторых, ассортимент материалов, ко­торые можно рассматривать как реставрационные, невелик, а требования, предъявляемые к таким материалам, являются достаточно жесткими, а зачастую и противоречивыми. Для правильного выбора материала и способа его применения реставратор не только должен пропустить через свои руки как можно больше материалов, но и рас­полагать исчерпывающими сведениями об их свойствах.

Классификация реставрационных  материалов

Материалы для реставрации  любых видов живописи и предметов  прикладного искусства можно  классифицировать различным образом:

  

•    по реставрационным  операциям,

•    в зависимости  от вида повреждений.

По реставрационным  операциям материалы делятся  на основные и вспомогательные. Основными мы будем называть те из них, с помощью которых осуществляется реставрационный процесс и которые по завершении его находятся в постоянном контакте с авторским материалом вплоть до повторной реставрации. К ним относятся - адгезивы, консолиданты, композиции для восполнения утраченных фрагментов и материалы для защитных покрытий.

К вспомогательным  мы будем относить материалы с помощью которых осуществляются реставрационные операции и которые находятся в контакте с авторским материалом лишь временно. Это фильтровальная, микалентная, папиросная и крафт-бумага, картон, различные пленки - полиэтиленовая (ПЭ), полиэтилентерефталевая (ПЭТФ), тефлоновая, растворители, составы и пульпы для удаления загрязнений и др.

Для реставрации  объектов, выполненных из различных  авторских материалов, могут использоваться как одинаковые, так и специфические  для данного вида объектов реставрационные  материалы; например, для проведения одной и той же операции склейки  при реставрации бумаги и пергамента используют разные адгезивы - в первом случае мучной, а во втором - пергаментный клей.

Использующийся для  реставрации станковой масляной живописи осетровый клей из-за низкой биостойкости непригоден для укрепления настенной живописи в неотапливаемых памятниках. В то же время с помощью осетрового клея осуществляются практически любые операции при реставрации всех видов живописи и многих предметов прикладного искусства из самых различных материалов. Специфическими являются материалы для реставрации экспонатов из стекла, керамики, фарфора, текстиля, кожи.

Выбор материала  зависит от того, какие авторские  материалы использовались при изготовлении экспоната, от вида повреждений и  степени сохранности объекта.

В качестве примера  можно привести укрепление красочных  слоев - шелушащегося и распыленного, лишенного связующего. В первом случае адгезив должен формировать сплошной адгезионный шов между склеиваемыми поверхностями, во втором - пропитывать укрепляемый участок на максимально возможную глубину и консолидиро­вать деструктированный авторский материал.

Требования, предъявляемые  к реставрационным материалам

Ко всем материалам, независимо от вида объекта реставрации, предъявляются четыре основополагающих требования:

•    Долговечность, то-есть все материалы, предназначенные для использования в контакте с музейными объектами, должны сохранять стабильность свойств в течение по крайней мере пятидесяти лет после реставрации. Это значит, что в процессе естественного старения, которому подвержены все без исключения предметы материального мира, не должна нарушаться связь между авторским и реставрационным материалами и не должны изменяться свойства самого реставрационного материала — он не должен изменять цвет, становиться жестким или хрупким и т.д.

•   Материалы  не должны искажать первоначального  замысла художника, то-есть не должны изменять фактуры и тональности авторского материала.

•    Материал должен быть обратимым, точнее — он не должен препятствовать повторной  реставрации.

•    Прочность   реставрационного   материала   не должна   превышать прочность  авторского.

Что касается требования обратимости, которое по определению  предполагает возможность полного  удаления реставрационного материала  из объекта в случае необходимости  повторной реставрации, то это требование в большинстве случаев невыполнимо, так как количественное извлечение вещества, адсорбированного в объеме порис­той структуры, проблематично, если вообще возможно.

Кроме вышеперечисленных  требований для каждого вида объектов реставрации существуют свои специфические  требования, связанные чаще всего  с условиями их бытования, например, к материалам для реставрации  живописи в неотапливаемых памятниках или скульптуры, находящейся на открытом воздухе, предъявляются жесткие требования по атмосферо-, влаго- и биостойкости, для предметов музейного хранения эти требования не столь жестки, но если они находятся в постоянной экспозиции в музеях или на выставках, для их реставрации необходимы материалы, характеризующиеся повышенной светостойкостью.

Термины и определения

Адгезивы — клеи, предназначенные для обеспечения прочной и долговечной связи между элементами реставрируемого объекта.

Консолиданты — материалы, обеспечивающие прочную и долговечную связь между частицами деструктированного авторского материала.

Композиции для  восполнения утраченных фрагментов — как правило, двухкомпонентные системы, состоящие из наполнителя  и связующего; после отверждения  эти составы должны максимально  приближаться по свойствам и внешнему виду к авторскому материалу.

Покровные материалы  — лаки матовые или глянцевые, олифы, матирующие составы, защитные покрытия.

По происхождению  и химическому составу материалы  принято делить на синтетические и природные. Природные материалы, наиболее часто применяющиеся в практике реставрации в качестве клеев, делятся на клеи животного и растительного происхождения. Животные клеи, в свою очередь, в соответствии с типом белка, составляющего основу клея, делятся на глютиновые, казеиновые и белки куриного яйца.

Основу глютиновых клеев составляет белок коллаген. К глютиновым клеям относятся - костный (столярный), кожный (мездровый, телячий, кроличий, пергаментный), рыбий - из кожи и плавательных пузырей рыб, в частности осетровых (осетровый клей); к глютиновым клеям относится также желатин (желатина) пищевой и фотожелатин.

Казеиновые клеи. Казеин является главным белковым компонентом  молока; химическую основу казеина, получаемого  из молочной сыворотки, составляют фосфопротеиды.

Эмульсия желтка куриного яйца - органическую основу желтка составляют белки и жиры (сочетание  различных фосфолипидов), а также витамины А, Б и Д; минеральную основу составляют фосфорная кислота и различные элементы - кальций, магний, хлор и др.

К клеям растительного  происхождения относятся камеди и отвары злаков. Камедь - это затвердевший сок деревьев и кустарников, вытекающий из пораженных участков коры. В литературе упоминаются камеди черешни, вишни, сливы, абрикоса, миндаля, персика, а  также камеди тропических растений, объединенных под общим названием  гумми-арабик, представляющие собой сок различных видов акаций, произрастающих в тропических лесах Азии, Африки, Австралии (например, Penaca Sarcocola африканская или персидская, Elemi, акация Senegali Kordofan, Varek). По химическому составу - это калиевые, кальциевые и магниевые соли арабиновой кислоты. В реставрации камеди находят ограниченное применение, их используют в качестве связующего при изготовлении акварельных красок.

К отварам злаков относятся известный всем мучной клей и крахмальный клейстер.

По химическому  составу адгезивы растительного происхождения в большинстве случаев относятся к классу углеводов.

Широко используются в реставрационной практике в  качестве адгезивов воско- смоляные композиции, состоящие из пчелиного воска и различных природных смол - канифоли, даммаровой смолы, шеллака, мастикса и др.

Ассортимент реставрационных  материалов, применяющихся в отечественной  и зарубежной практике, на сегодняшний  день сформировался. Он достаточно широк  и включает как природные, так  и синтетические материалы; в  ассортименте синтетических материалов присутствуют не только клеи, широко используются синтетические грун­ты, покровные материалы, холсты и всевозможные поделочные композиции. В ассортименте реставрационных материалов отечественного и зарубежного производства есть такие, которые специально разработаны для реставрационных целей, но есть и другие, выпускающиеся промышленностью для других нужд, но отвечающие жестким требованиям, предъявляемым к ним реставрацией.

В дальнейшем обсуждение природных и синтетических реставрационных  материалов будет проводится по следующей схеме: химическое строение, физико-химические и физико-механические свойства, области применения. К физико-химическим свойствам относятся такие, как молекулярная масса, вязкость растворов, паропроницаемость; физико-механические свойства включают прочность пленок при растяжении, относительное и остаточное удлинение, твердость; важными для реставрационных материалов являются такие свойства как водостойкость и влагостойкость, атмосферостойкостъ и долговечность в условиях ускоренного тепло-влажностного старения.   Мы также будем обсуждать деформационные свойства материалов, подразумевая под ними способность материала противостоять различным переменным и постоянным механическим нагрузкам.

•     Выбор  материала является важнейшим этапом реставрационного процесса

•     Реставрационные  материалы классифицируются в соответствии с реставрационными операциями, природой и состоянием авторского материала, видом повреждений.

•     По химическому  составу и способу получения  материалы подразделяются на природные и синтетические.

•     Реставрационные  материалы должны быть долговечными, обратимыми и не искажать тональности  и фактуры авторского материала.

  2. Основные принципы  современной реставрации деревянной и фанерованной мебели

Можно считать естественным, что повышенный интерес в настоящее  время к истории отечественной  культуры привлекает внимание к проблемам  охраны и реставрации памятников искусства. Имеется обширная литература по принципам и методам реставрации  произведений изобразительного искусства. Большой опыт накоплен в архитектурной  реставрации. Однако отметим, что значительно  меньше внимания уделялось проблемам  реставрации памятников прикладного  искусства, в частности реставрации  деревянной и фанерованной мебели.

Специальная литература, посвященная вопросам реставрации, свидетельствует о неразработанности общих проблем: до сих пор нет установившегося определения «научной реставрации», по-разному толкуется вопрос о хронологических рамках ее возникновения. Нет четкого разграничения понятий «реставрация», «реконструкция» и «воссоздание». Проблема научной реставрации, которая представляется очень важной, рассматривается специалистами лишь узкотематически: по истории реставрации иконописи, станковой масляной живописи, скульптуры, архитектуры. Отдельные публикации затрагивают лишь некоторые вопросы научной реставрации мебели.

Информация о работе Лекции по "Рестоврация живописи"