Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:48, лекция
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС " МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА "
Классификация реставрационных материалов
Требования, предъявляемые к реставрационным материалам
Термины и определения
8. Соответствие
восстанавливаемых элементов оригиналу
Когда утрачена деталь конструкции или декоративный элемент мебели, возникает вопрос об ее восстановлении. При этом необходимо помнить: восстановленная утрата должна точно соответствовать оригиналу и выполняться в материале подлинника. Сохранившиеся идентичные и симметричные элементы используют в качестве образца и, руководствуясь ими, восполняют утрату. Так же поступают и в том случае, когда отсутствующая деталь сохранилась на другом изделии, входящим в тот гарнитур или на другом известном экземпляре. Если утраченный элемент не имеет аналогий, то его восстановление возможно, лишь после предварительного обсуждения возможных вариантов. Наиболее близкий, по мнению Реставрационного совета, может быть отобран и осуществлен. Для проведения восстановительных работ информация должна быть достоверной. Необходимо, так или иначе (цветом, фактурой, текстурой и так далее) выделять реставрационные доделки утрат, чтобы не вводить в заблуждение будущих исследователей мебели. Из-за многообразия повреждений и утрат, едва ли возможно предложить рецепты на все случаи реставрационной практики. Реставрационное вмешательство необходимо и оправдано, если без него памятнику грозит опасность разрушения или его вид сильно искажен. Так, если утрачена ножка (или ножки) стола, то ее обязательно восстанавливают, так как он теряет свои эстетические и функциональные качества.
9. Сохранение стиля
Нельзя подвергать
радикальной переделке мебель и
менять ее стиль. Отдельные реставраторы,
под влиянием коммерческих интересов,
могут переделывать, видоизменять старую
мебель, делать ее, может быть, более привлекательной,
более «стилевой». Они, таким образом,
становятся фальсификаторами. Как известно
из истории художественной мебели XVIII
— XIXвеков, такой подход существовал во
второй половине XIXвека. И в настоящее
время этот путь не исключен — слишком
велико влияние заказчика. Об этом свидетельствуют
многочисленные подделки в антикварных
магазинах. Оттуда они попадают в дома
неопытных коллекционеров.
Нельзя допускать повторения ошибок прошлого в отношении старинной мебели, особенно музейных памятников, представляющих историческую или художественную ценность.
10. Сбор и сохранение
исторической информации
Информация о реставрируемой
мебели очень важна. Она необходима
для будущих поколений
В процессе реставрации
должны быть зафиксированы все действия,
выполняемые реставратором, с подробным
описанием операций, технологии, рецептур
материалов и инструментов, иллюстративного
материала (до реставрации - в процессе
реставрации - после реставрации). Результаты
проведенных мероприятий с
Для творческого
применения принципов и методов
реставрации музейных памятников реставратор
должен обладать высоким уровнем
реставрационной квалификации, чувством
большой ответственности за сохранение
памятников культуры. Это обязывает
реставратора постоянно повышать свои
знания по истории мебельного искусства
и технологии, в совершенстве владеть
техникой обработки материалов, применяемых
в изготовлении мебели. Кроме того,
следует уделять большое