Ритмика цвета как активное средство композиции графического объекта. Создание художественно-образного содержания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно в силу тесной связи различных органов чувств, например зрения и осязания. Эмоциональный строй композиции определяется не только ассоциативным характером восприятия ее структурных предельных элементов – линии, формы, цвета, тона и т.д. Главным в том или ином образном строе композиции является характер отношений между этими предельными элементами, определяемый средствами композиции: пропорциональностью, масштабностью, ритмом, контрастом и нюансом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..... 3
1 Ритм как элемент композиционного решения……………………………. 4
1.1 Понятие ритма……………………………………………………….. 6
1.2 Понятие цвета………………………………………………………... 11
2 Создание художественного образа в графическом дизайне……………... 16
2.1 Художественный образ в графическом дизайне….……………….. 26
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список использованных источников………………………………………... 37
Приложение А………………………………………………………………… 38
Приложение Б…………………………………………………………………. 39

Работа содержит 1 файл

курсовая_.docx

— 429.62 Кб (Скачать)

Определением  понятия «художественный образ», изучением образных трансформаций  в развитии средообразующих элементов  в науке занимались специалисты  в области эстетики, философы, реже искусствоведы, и практически отсутствовали работы по исследованию художественного образа в области дизайна. В данном направлении проблема художественного образа стала актуализироваться только к концу 20 века. Сложившаяся ситуация определяется тем, сто в ряду других эстетических категорий эта – сравнительно молодая.

Материал  современных теоретических накоплений, в той или иной степени затрагивающей  тему художественного  образа в дизайне, его систематизацию и типологию, в основном сконцентрирован в  работах теоретиков-искусствоведов: Е.Н. Лазарева, В.Ф. Сидоренко, А.В. Иконникова, О.И. Генисаретского, Н.В. Воронова, Е.В. Жердева, С.О. Хан-Магомедова, Г.Л. Демосфеновой, В.Л. Глазычева, М.С. Кагана, К.М. Кантора  и т.д. Художественный образ рассматривался в данных трудах в основном в контексте развития единичного утилитарного объекта. Но даже это позволяет достаточно четко представить место и роль художественного образа как одного из важных средств формирования среды обитания человека в целом.

К.А. Кондратьева  в своей монографии «Дизайн и  экология культуры» обращает внимание на то, что в проблеме восприятия окружающего мира современным человеком  и развитии его эстетического  воспитания необходима активизация  культурных смыслов, наполняющих среду, а именно, возрождение традиционных принципов наделения утилитарных изделий содержательными смыслами. Это позволит развить смысловые связи в средовом пространстве на уровне содержания (1).

Проблема  формирования художественного образа объекта дизайна  нашла отражение  в теоретических работах ВНИИТЭ, где был проанализирован поиск  современного образа дизайн-объектов в проектных решениях предметной среды, складывающихся под влиянием целого ряда концепций и визуальных метафор (2). При формировании методики художественного конструирования авторы отметили образ, образность и образное мышление как важные составляющие средства и способы проектного поиска дизайнера (3). Для этого дизайну необходимы языки вербального и визуального характера. «Однако в настоящее время естественный вербальный язык дизайна усложнен, неустойчив, нечеток. Искусственный же – визуально-проектный язык – находится в зачаточном состоянии и в значительной мере заимствует языки инженерии и архитектуры» (4,с.26). до настоящего времени заимствование понятийного языка из других областей, нечеткость их значений, вольность создаваемых неологизмов весьма усложняли и затемняли смысловую сторону языка дизайна. Отработанные лексика и тезаурус позволят выйти на следующий этап формирования реального языка – к наполнению и уточнению его грамматики и правилам ее использования. Только наличие собственного языка, разработанность его тезауруса обеспечат действительную полноту, глубину и качество выражения и воплощения дизайнерских замыслов. Примером создания модели смыслообразования в графическом дизайне, поиском языка его системообразующих функций является фундаментальное исследование И.Н. Стор – «Смыслообразование в графическом дизайне» (5).

Понятие «художественный образ» в литературе, поэзии, искусстве, архитектуре обусловлено  типологическим разнообразием и  многообразием его содержания в  практике создания произведения.

Образная  сфера произведения формируется  одновременно на множестве различных  уровней сознания: чувстве, интуиции, воображении, логике, фантазии, мысли. Визуальная, вербальная и звуковая изобразительность художественного  произведения не являются копирующим слепком действительности, даже если она оптимально жизнеспособна. В каждом виде искусства процесс создания образа имеет общие характеристики, общие формы отражения с одной стороны и эмоционально образное выражение – с другой. Внутренняя сущность образа и его природа остаются в основном единые для всех произведений. Многозначность термина «художественный  образ» находит выражение во всех произведениях культуры. Понимание образа в искусствах, не отражающих ни прямо, ни косвенно жизнь «в формах самой жизни», облегчает их условное деление на изобразительные и выразительные, например, архитектура и музыка.

Смысловое содержание художественного произведения выражается на уровне образного отражения  в любом своем проявлении. Но каждый вид искусства имеет и индивидуальную особенность восприятия образа и  зависит это от того, к какой  категории относится тот или иной вид искусства – к изобразительной или выразительной. Образы в литературных произведениях остаются неизменными во времени, меняется их восприятие и происходит это лишь частично или, так скажем, незначительно, в зависимости от социальной категории читателя. Образы музыкальных произведений, создаваемые композиторами, зачастую зависят от мастерства исполнителя. То же можно сказать и про образы, создаваемые такими видами искусства как кино, театр, балет и т.д. То есть художественный образ, созданный выразительной категорией искусства, имеет свойство в большей или меньшей степени менять свое содержание с учетом индивидуального восприятия этого образа исполнителем. Среди всех видов искусства дизайн ближе всего стоит к архитектуре, как средообразующему искусству, неотъемлемому от функционального назначения. Например, архитектурное сооружение не отражает жизнь в формах самой жизни, он выражает содержание образа через знак, несущий значение данной культуры, и через ассоциации, вызываемые структурой целого и его элементов.

Дизайн  взял от искусства не только такие  методы и приемы, как пропорционирование, ритм и т.д., не только такие свойства, как стремление к гармонии и целостности, но и способность создавать образы. В результате сравнивая дизайн с  другими видами искусства можно  отметить, что: - полноценный художественно-проектный  образ в дизайне формируется  на основе единой функциональной системы; - отражение этого главного смысла в образе вещи становится темой для проектной разработки и сутью процесса смыслообразования; - внутренняя сущность художественного образа в дизайне остается идентичной природе мыслительного содержания в искусстве, проявляется она на уровне эмоционально-образного отражения действительности и имеет единый коммуникативно-эстетический язык, независимо от его типологических характеристик.

Причислению изделия дизайна к произведению искусства более всего способствуют наиболее яркие свойства художественной выразительности – метафоричность, ассоциативность, парадоксальность и т.д.

Во всех видах искусства художественные образы имеют свойства статики и  динамики (развития и перевоплощения во времени). Образы же не исторических, а ныне действующих функциональных структур развиваются и меняются во времени, обогащаются, иногда усложняются  или упрощаются. В дизайне, как  и в архитектуре, каждая новая  функциональная структура приводит к созданию нового образа. Поэтому  специфика художественного образа в дизайне заключается в динамике его развития. Базируясь на открытиях, изобретениях дизайн обогащает, меняет или создает новый образ изделия. Тенденция осмысления средового  пространства через синтез науки  и искусства дала понятие утилитарного изделия как явления культуры и определение дизайна как  нового вида искусства. Определение  дизайна как творчества, направленного  на моделирование жизненных ситуаций, является обязательным условием создания целостного гармоничного объекта культурно-бытовой среды. История развития культурно-бытовых изделий и опыт создания человеком объектов предметного мира позволяют показать изменения роли образа как способа организации формы в соотнесении с другими категориями и средствами композиции, раскрыть динамику образных взаимоотношений и их роль в формообразовании среды. Систематизация искусства отожествляется Г.И. Ревзиным с историей через генеалогию, динамику, логику и будущее. Иконография же мыслится как набор схем, более или менее устойчивых в различные эпохи (6).

В высказываниях  В.И. Тасалова, К.А.Кондратьевой, А.В. Иконникова, Г.И. Ревзина, А.А. Грашина, Е.В. Жердева, Э. Кассирера, Е.Н. Лазарева и т.д. о роли истории в развитии дизайна отражается общее мнение, что содержание художественного образа в изделиях разных стилей не только зависит от развития науки и техники, но и меняется с периодичностью смены мировоззрения данного периода времени.

Истоки  и корни дизайна находятся  в истории развития материальной и духовной (образной) среды. Каждая историческая эпоха, создавая свой стиль, возвращается к исстари завещанным образам, их комбинациям, предлагая  лишь  наполнение новым понимание жизни. Можно выделить несколько часто повторяющихся форм выражения художественного образа утилитарных изделий, дающих возможность причислить их к тому или иному стилю – мифологический, антропоморфный, зооморфный, флороморфный, эмоционально-идеологический, культурологический, конструктивный, функциональный.  Изучение периодически повторяющихся форм выражения художественного образа в исторической ретроспективе стилевого развития позволяет вывести следующую их зависимость:

- интерьеры  египетских храмов возвеличивались  над человеком: идея вечности, сверхчеловеческого спокойствия  усиливались при использовании  мифологических образов в изготовлении  утилитарных изделий;

- осознание  величия человека, внесение в  реальную жизнь модели совершенного  человека получило выражение  в антропоморфных образах элементов, формирующих интерьеры античной Эллады;

- выражение  идеалов «надмирной» реальности  направляло зодчих Средневековья  к поиску сильных выразительных  средств путем переноса эмоционально-идеологического  смыслового содержания в принципы  формообразования средовых элементов;

- частичное  использование антропоморфизма  античности эпохами ренессанса, Классицизма, Ампира можно считать  привнесением культурологических  образов прошлого материального  мира в социальные условия  данных эпох;

-открытие  технических возможностей преобразования  среды привело на первых этапах  к поклонению перед техномиром  и возведению «техно» в ранг  кумира, что дало толчок к возникновению  «всесильного конструктивного»  образа в утилитарных изделиях. Техническая эволюция многих  утилитарных изделий на первых  этапах своего развития имела  доминирующий характер преобладания конструкторско-технологической идеологии над художественной выразительностью.

В последние  годы в литературе по дизайну все  чаще встречаются суждения теоретиков и практиков, которые считают, что  реализация основного лозунга «функционализм»  в условиях высокоразвитого промышленного  производства с неизбежностью приводит к созданию монотонного однообразия  жизненной среды (В.И. Тасалов, А. Пунин, Г.Л. Демосфенова, В.Ф. Сидоренко) (7,8,9).

В действительности, углубляясь в генезис отношения  искусства и материального мира, мы обнаруживаем все более и более  тесную связь между «художественным» и «техническим». Со временем, постепенно наращивая совершенство эстетических качеств, утилитарные изделия в  некоторых случаях стали достигать  подлинно художественной выразительности. Современная ситуация создала условия, способствующие активизации исследовательской  работы над изучением художественного  образа культурно-бытовых изделий, определением его генезиса во времени, анализом средового пространства с позиций динамики развития формообразного выражения единичных объектов и их эмоционально-содержательного аспекта. Все это необходимо для определения понятия принципов организации пространственных взаимосвязей в материальном мире и выявления ритма в чередовании форм выражения художественного образа утилитарных изделий  в истории их развития.

Рассматривая  связь искусства с материальным миром, мы видим, что она зависит  от социальных условий и выражается в художественно-образном единстве средообразующих элементов. Выявленная зависимость генезиса материального мира и искусства, отражающаяся в данном единстве, показывает закономерность чередования преобладающих форм выражения художественного образа: мифологических, антропоморфных, зооморфных, флороморфных, конструктивных, функциональных и т.д. Смена и распределение в средовом пространстве проектируемого художественно-образного содержания составляет диаграмму, показывающую ритмичное чередование этих форм в рамках истории. Необходимость определения направления в развитии дизайна утилитарных изделий диктует сам художественный образ как структурная ячейка культурно-эстетических ценностей материального мира.

Анализ  художественно-образного содержания утилитарных изделий в генезисе исторических стилей необходим для  определения перспектив развития художественно-содержательной стороны в проектном поиске средообразующих  элементов. Данная методика способствует развитию образного мышления будущего дизайнера и помогает найти некоторые  ориентиры, определяющие его профадекватность. Для того чтобы дизайнер мог создать  объект, способный нести художественную информацию в мир вещей, ему необходимо иметь хорошо развитое образное мышление. Проблема развития образного мышления решается через аналитические исследования параллельности движения в материале речи (В.И. Батов, Е.Ю. Артемьева, В.М. Гордон, Е.В. Черневич, Б.Д. Эльконин и т.д.) и в материале образных конструкций. В своих трудах Д.Д. Благой отмечает, что данные исследования в силу недостатка методологических средств дали пока еще скромные результаты, но весьма перспективные.

Художественный  образ, так же как и искусство  в целом, является сложнейшим и многогранным продуктом творческой деятельности человека. Сущность и черты художественного  образа изучают и философы, и эстетики, и теоретики искусства, и художники. Изучают образ с точки зрения его идеологического, познавательного  значения, и в этом состоит новое (научное) знание о жизни; изучают  и с точки зрения чувственного познания во всем его многообразии, которое отражено в категориях эстетики и психологии художественного творчества.

Для того чтобы правильно понимать и глубже усваивать теоретические основы композиции, нужно знать сущность, основные черты, свойства, качества художественного  образа.

Начать  нужно, прежде всего с сущности искусства вообще. Искусство — это специфическая область человеческой деятельности, через которую познается объективная реальность. Познание это осуществляется в специфической для искусства форме, в форме художественных образов.

Информация о работе Ритмика цвета как активное средство композиции графического объекта. Создание художественно-образного содержания