Роль искусства в жизни общества,его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

.Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.

Работа содержит 1 файл

Понятие и сущность культурологии.docx

— 56.50 Кб (Скачать)

Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче.

Одни авторы рассматривают культуру как "специфический  способ деятельности, как специфическую  функцию коллективной жизни людей" (Маркарян), другие делают акцент на "развитии самого человека как общественного  человека". (Межуев) Весьма распространено духовных ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу.

В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления  о культуре. Это объясняется многогранностью  данного феномена и широтой использования  термина "культура" в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая  сложность данной проблемы не сводится к многозначн6ости самого понятия "культура". Культура - это многогранная проблема исторического развития.

И хотя до сих  пор как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения феномена культуры, все же наметилось некоторое сближение позиции - многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.

Само слово "cultura" известно со времени Цицерона и в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение". Оно в отличие от другого понятия - то есть "природа", означает в данном контексте все созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

Понятие культура означает, по своей сути, все то, что  создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники  литературы и письменности, религиозные  системы, политические теории, правовые и этические нормы. Произведения искусств и т. д.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне  человека. Она изначально связана  с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".

Современные культурологи считают, что все народы имеют  культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.

Культурные процессы представляют собой сложные и  многоплановые явления. Так как  они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы.

В современной  культурологии среди множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.

Все культурологи справедливо считают, что культурные процессы исследуются в главных  сферах жизнедеятельности человека. Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и  культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию  политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его  духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного  производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию  и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.

Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно  показывается в новых исследованиях  культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Первоначально в культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производуству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.

Такое понимание  до сих пор весьма популярно, и  в представлении массового обыденного сознания "культурный человек" это  тот, кто разбирается в искусстве, понимает музыку, знает литературу.

Культура всегда внутренне противоречива - вот вывод. Она несет в себе два начала: "сохраняющее" (т.е. буквально "консервативное") и "развивающее" (т.е. буквально же "прогрессивное", "отменяющее" многое из выработанного на предыдущих этапах). Но тем и сильна и жизнеспособна культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту или отказываться от него.

Тут-то и приходится обратиться к теме "Культура и  демократия". Не "власть толпы", конечно. И не "власть посредственности", торжествующей "в стаде". Как раз наоборот: если понимать демократию как множественность точек зрения (плюрализм) и поиски (коллективные!) равнодействующей на основе согласия (консенсуса), на основе своодных дискуссий и права на эксперимент. Именно эти принципы и дают культуре сегодня, всегда будут давать эту жизнеспособность, основанную на правильном выборе.

Понятие и сущность,функции

  Употребляя  слово «культура», различные люди  вкладывают в него разный смысл.  Одни под культурой понимают  ценности духовной жизни, другие  – отождествляют культуру с  образованностью, третьи – объединяют  культуру с нравственными, этическими  нормами. Однако в действительности  явление культуры гораздо более  многогранно и богато, – оно  поистине всеобъемлюще.

Поэтому в исследованиях  можно встретить самые разные представления о культуре. Исследователи  уже давно бьются над попыткой дать определение понятию «культура», которое бы удовлетворяло если не всех, то хотя бы большинство ученых. Одни из первых подобных попыток были предприняты в эпоху Просвещения. Немецкий философ Самуэль Пуфендорф писал: «К культуре относится все, что связанно с общественным человеком и существует благодаря человеку и обществу» [Цит. по: Культурология XX век: Энцикл. – СПб.: Унив.кн., 1998]. В настоящее время уже существует свыше 500 определений данного феномена, а по мнению некоторых исследователей это число приближается к тысячи.

Современная наука  пришла к необходимости выделения  конкретных «аспектов» культуры как  явления. В настоящее время в  культурологи выделяют следующие «аспекты»: генетический, гносеологический, гуманистический, нормативный и социологический.

В генетическом аспекте культура представляет как  продукт общества. При этом замечается как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических  форм жизни, так и качественное своеобразие  исторических форм на разных этапах общественного  развития, в рамках отдельных эпох, этнических и национальных обществ. « Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» (А.Швейцер) [Цит. по: Культурология XX век: Энцикл. – СПб.: Унив.кн., 1998].

В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых  в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. «Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.Сорокин) (Цит. по: Культурология XX век: Энцикл. – СПб.: Унив.кн., 1998.).

В гуманистическом  аспекте культура раскрывается как  развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. «Культура – это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.Мажуев) [Цит. по: Культурология XX век: Энцикл. – СПб.: Унив.кн., 1998].

В нормативном  аспекте культура выступает как  система, регулирующая социальные отношения, ориентирующая человека в мире. «Культура – это исторически и социально обусловленное отношение человека к природе, обществу и самому себе» (И.Вайнберг) [Цит. по: Культурология XX век: Энцикл. – СПб.: Унив.кн., 1998].

В социологическом  аспекте культура выражается как  деятельность конкретного социального  субъекта (общества, класса, социальной группы). «Культура – это совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии» (А.Швейцер) [Цит. по: Культурология XX век: Энцикл. – СПб.: Унив.кн., 1998].

Таким образом, культура – это сложное, многообразное  явление, пронизывающее все сферы  жизни и деятельности общества и  человека. Культура – ядро, основа, «душа» общества:

·        это – материальные и духовные ценности человека;

·        это – способ жизнедеятельности  людей;

·        это – своеобразие жизни наций  и народов;

·        это – совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

·        это – особая знаковая система  и т. д.

1.2  Сущностные черты  и функции культуры

Культура представляет собой многофункциональную систему. Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей; это совокупность технологий осуществления  коллективной жизнедеятельности.

Все функции  культуры социальны. Число функций весьма велико, и они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных.

Наиболее общей  функцией признается функция обеспечения  социальной интеграции людей: формирования оснований их устойчивого коллективного  существования.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко  называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву  считают социальной памятью человечества. Нарушение данной функции чревато  для общества серьезными последствиями. Разрыв культурной преемственности, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма).

Познавательная (гносеологическая) функция связана  со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений, тем самым создавая благоприятные возможности для познания и освоения мира.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной и  личной активности людей. Регулятивная функция культуры опирается на такие  нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая (знаковая) функция представляет собой  определенную знаковую систему культуры. Без изучения соответствующих знаков невозможно овладеть достижениями культуры.

Информация о работе Роль искусства в жизни общества,его функции