Роль искусства в жизни общества,его функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

.Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории.

Работа содержит 1 файл

Понятие и сущность культурологии.docx

— 56.50 Кб (Скачать)

Особый интерес  философия культуры XX в. проявляет к символическим свойствам культуры, опирается на феноменологический подход и возрождает мифомышление. Ей присущи поиски универсального содержания в каждой конкретной культуре. Оно может представляться по-разному: например, как универсальные структуры сознания (Э. Гуссерль), как психобиологическое единство человечества (К.Г. Юнг), как некое "фундаментальное основание" культуры, по отношению к которому все разновидности культур лишь частности – шифры (М. Хайдгер и К. Ясперс), наконец, как определенный самодовлеющий принцип, превращаемый в основной строительный материал культуры, например, принцип игры (И. Хейзинга).

Концепция игровой  культуры

Тема культуры как игры в XX в. вдохновляла творчество нидерландского философа И. Хейзинга (1872-1946), испанского мыслителя Х. Ортега-и-Гассета (1883-1955) и немецко-швейцарского писателя Г. Гессе (1877-1962).

Автор книги "Человек  играющий" (Homo ludens) Хейзинг провозглашает идею о том, что игра старше культуры, что культура зачинается в игре, что все архаические формы выделились из обычаев культовой, социальной, военной состязательности. Новое время (XVIII-XIX вв.) вытеснило игру из широкого обихода, заменив ее расчетом и рационализмом. В XX в. духовное напряжение утрачивают все сферы культуры, а игра перерождается в суррогат игровой деятельности. Массовая культура приучает людей потреблять, а не творить жизнь в игре.

Если для Хейзинга игра является делом общедоступным, то для Ортеги – это удел аристократической элиты духа, призванной спасти культуру от "восстания масс". Культурный герой Ортеги – всегда избранник, способный к созерцательной игре, следующий собственной воле и не принимающий в расчет необходимость.

Психоаналитические концепции культуры.

Эпоха социальных катаклизмов XX в. вводит в действие кризисное сознание, восстающее как  никогда против силы разума, признающее ненужными все формы познания и ставящее на их место сферу человеческого  бытия. Место поиска истины сосредотачивается в до-без-под-сознании человека. Основоположниками психоаналитических теорий культуры были австрийский психолог З. Фрейд и швейцарский психиатр К.Г. Юнг. В дальнейшем это направление развивали Э. Фромм, А. Адлер, Х. Салливан, К. Хорни, Р. Бенедикт, М. Мид и другие неофрейдисты и психологи культуры.

В работах "Тотем  и табу", "Я и Оно", "Будущность одной иллюзии" Э. Фрейд (1856-1939) рассматривал культуру как механизм социального  подавления бессознательных психических  переживаний человека. Центральным  в этой связи представляется его  учение о сублимации – процессе переключения аффективных влечений человека на социально значимые цели и культурное творчество. Человек  входит в мир культуры через конфликт и приспособление к ее нормам и  запретам. Сама культура также конфликтна, ибо в основе ее эволюции лежит  борьба "инстинкта жизни" (Эроса) и "инстинкта смерти" (Танатоса). Эта тотальная конфликтность культуры, ее изначальная враждебность человеку может быть преодолена с помощью методов психоанализа, доводящих до сознания человека содержание его бессознательного мира

Культура в  работах К.Г. Юнга (1875-1961) предстала  результатом и условием человеческой деятельности, знаковым закреплением психических состояний, общезначимых для человека и общества, механизмом социального приспособления людей, в ходе которого общие для всех образцы социокультурной адаптации превращаются в индивидуальные навыки. Центральным понятием юнгианской концепции является коллективное бессознательное, по природе сверхличное, передающееся по наследству и определяющее универсальные образцы поведения людей. Оно содержит общечеловеческие первообразы – архетипы, выступающие источником мифологии, религии, искусства. Если символическое кодирование реальности становится невозможным, архетипы могут вторгаться в культуру и угрожать человечеству деструктивными явлениями: войнами, психозами, социальными беспорядками. Диагностируя культурное состояние современной Европы, Юнг видит причины коллективного безумия в научно-техническом прогрессе и упадке символического знания.

4. Развитие представлений  о культуре в России

Судьба культуры и место человека в ней волновали  умы русских писателей, философов, ученых. Культурологические концепции  Н.Я. Данилевского, Н.А Бердяева и  П.А. Сорокина развивались в рамках теории культурно-исторических типов  и локальных цивилизаций. На русской  же почве возникли такие самобытные учения как русский космизм, русское почвенничество, и концепции культуры, созданные великими русскими писателями Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым.

Остановимся подробно на теории русского космизма, которая разрабатывалась преимущественно русскими учеными, показавшими тесную взаимосвязь между культурной историей человечества, космическими явлениями и геологическими процессами. Фундамент ее заложил русский религиозный мыслитель Н.Ф. Федоров. Продолжили разработку "космической философии" К.Э. Циолковский и А.Л. Чижевский.

В сходном русле  идей развивал свое учение о ноосфере (сфере разума) русский ученый В.И. Вернадский (1863-1945). Вместе с Чижевским  и Циолковским Вернадский сформулировал  основы планетарной этики – ответственности  отдельной личности, семьи, государств за все живое на Земле. Именно она  легла в основу научного направления, названного "русским космизмом". Свою теорию Вернадский представил в трудах "Философские размышления натуралиста" и "Научная мысль как планетарное явление". В них он подчеркивал, что единство человечества в ходе развития науки усиливается, а биосфера все более превращается в ноосферу. Целостными становятся наши представления о сфере жизни, о факторах космического влияния на нее, заканчивается процесс расселения человечества по поверхности Земли.

Этот процесс  отвечает биологическому единству и  равенству всех людей и опровергает идею гибели цивилизации, самоистреблению человечества, которую Вернадский считал ненаучной. Живое вещество, самая незначительная по объему и весу часть биосферы Земли, геологически является ее основной силой, которая развивает огромную свободную энергию и никогда не поворачивает вспять. Именно эволюция живого вещества, отличающегося сложным уровнем организации, и породила научную мысль современного цивилизованного человечества, под влиянием деятельности которого биосфера перешла в новое качественное состояние – ноосферу.

Факторами, ограничивающими  прогресс сферы разума, Вернадский считал появление в XX в. новых социальных форм жизни, таких как тоталитаризм, фашизм, "недостаток рабочести", то есть пассивность, инертность масс и, наконец, христианство, которое, по его мнению, разрушает сознание, ставя ему ограничительные рамки и убеждая в его завершенности.

На современном  этапе в русле этого направления  мысли осуществлял свои научные  изыскания Л.Н. Гумилев (1912-1996). Он высказал предположение, что народы получают первоначальный импульс культурно-исторического  движения под влиянием космоса. Сильная  концентрация космической энергии  на сравнительно небольшой поверхности  Земли дает начало примерно тысячелетней фазе плодотворного развития того или  иного народа, после истечения срока которой наблюдается угасание, "засыпание, растворение этноса" в других народах, иногда сопровождающееся социальными катастрофами и природными катаклизмами.

Таким образом, различные концепции культуры сыграли  значительную роль в становлении  и развитии культурологии как науки.

5. Список литературы

Берестовская Д. С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.

Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М.,2002.

Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1998.

Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – С.-П., 2000.

Самохвалова В.И. Культурология:Краткий курс лекций. – М.,2002.

Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. –М., 1999. 

2. Культура петровского времени.

В 18 веке произошел  поворот к новому этапу в культурном развитии России, который в сущностных своих чертах соответствует европейскому понятию «век Просвещения».

Русское Просвещение  – важный период в развитии русской  культуры, означавший постепенный переход  от традиционной древнерусской культуры, которая сочетала в себе черты  родового, общинного уклада и средневековья  со слабо развитыми феодальными  отношениями, к культуре Нового времени (русской классической культуре 19 века). Начало этому периоду положили «Петровские реформы».

Эпоха Просвещения  изменяет духовный мир нации, ее систему  ценностей и приоритетов, мотивацию  принятия решений, механизмы осуществления  национальных задач. А это уже  изменения цивилизационного уровня. Вот почему период Просвещения – важнейший этап формирования цивилизаций европейского типа. Просвещение определило содержание нового времени в европейской истории, сформировав систему ценностей, которая не только отличалась от приоритетов традиционного средневекового общества, но и бросала им вызов. Все важнейшие продвижения европейской цивилизации в два последующих века были так или иначе связаны с идеями просветителей, с культом рационального познания мира.

Методы, которыми Петр Великий выводил Россию на общеевропейскую  колею, оказались типично российскими. Даже Просвещение, включая галантные  манеры и цивильные костюмы, насаждалось  варварскими средствами (включая  пресловутый запрет на бороды). В  тех условиях, однако, это оказалось  единственной возможностью преодолеть яростное сопротивление влиятельных  сил, не желавших принять историческую неизбежность. Просвещение впервые  выводило Россию на магистральный общеевропейский  путь. Вместе с тем на российской почве оно приобретало весьма характерные особенности: образование  стало рассматриваться как обязательное, даже принудительное звено в карьере. Даже дворяне, не обделенные отцовским  наследством, должны были, согласно указу  Петра, «хлеба своего искать службой, учением, торгами и прочим».

Сложность петровского  времени, стремление осмыслить происходившие  изменения, место западного опыта  в культурных преобразованиях всегда вызывали большой научный и общественно-культурный интерес к деятельности Петра 1.

В современной  историографии общепризнанной является оценка петровской эпохи, как времени  решительного скачка в хозяйственной  жизни страны, имевшего внутренние предпосылки, но резко ускоренного  вмешательством государственной власти. Однако в литературе конца 20 века встречаются  утверждения, что при Петре «…строительство  новой России носило символический  характер», а русская культура строилась  как «склок с культуры европейской»№. Но здесь стоит заметить, что темп перемен Петра 1 и сам механизм перемен не имеют аналогов в предыдущих веках.

Культура –  слишком сложный организм, чтобы  подчиняться однозначным решениям. Следует признать значительную (а  в ряде культурных областей решающую) роль заимствований извне, с Запада. Но заимствование есть всеобщий закон  культуры, использование которого говорит  о могуществе национального духа, имеющего силу переработать, адаптировать иную культурную традицию, сделав ее своей.

Культура  первой четверти XVIII в.

Среди реформ петровского времени следует  выделить реформы в области культуры. Они также вызывали всегда самые противоречивые оценки. Перечислим основные из этих реформ. В 1700 г. Петр по примеру Западной Европы ввел в России новое летоисчисление - от рождества Христова, а не от сотворения мира, как считали раньше по церковно-византийской традиции. Петр пытался создать первый публичный театр. 2 января 1703 г. в Москве было начато издание первой газеты "Ведомости", которую редактировал сам Петр. Взамен прежнего церковно-славянского был введен новый шрифт. Но особенно большое внимание Петр уделял школе. Первой школой, организованной Петром, была "Школа математических и навигацких наук" в Москве, впоследствии переведенная в Петербург, где в 1715 г. она была преобразована в Морскую академию. В Москве и Петербурге были открыты инженерная и артиллерийская школы. Во всех губерниях стали открываться "цифирные школы". По приказу Петра в епархиях были открыты церковные школы. Было значительно улучшено преподавание в Московской Славяно-греко-латинской академии. Была открыта и медицинская школа в Москве. При наиболее крупных мануфактурах создавались ремесленные школы. Для улучшения школьного образования создавались учебники. Большое значение Петр придавал раучным исследованиям. Были организованы значительные географические экспедиции, началась интенсивная картографическая работа. Сам Петр создал первую астрономическую обсерваторию и подготовил проект создания Академии Наук. При Петре в России начинают свободно покупать и продавать книгу. Меняется быт, особенно дворянства. Кодексом поведения молодого поколения стало "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов", где были изложены нормы культурного поведения в обществе. Вводятся ассамблеи - собрания знати. Реформы в области культуры неоднозначны. Нельзя не видеть их прогрессивное значение, но искусственное прививание к русской среде иноземной культуры зачастую приводило к уродливым проявлениям. Этот процесс часто называют вестернизацией или европеизацией русской культуры.

Функции искусства.

Информация о работе Роль искусства в жизни общества,его функции