Русское искусство XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 15:08, реферат

Описание работы

Новые черты в архитектуре (ордер, регулярность, симметрия, анфилада); в пластике (новые композиционные приемы и анатомические представления); в живописи (станковая картина, новые законы перспективы и др). Проблема многостилья: одновременное проявление на русской почве барокко, рококо, классицизма при преимущественном развитии барокко.

Работа содержит 1 файл

Русское искусство XVIII века.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

- порт Ломоносова – ретроспект.

- порт И.И.  Лескова

- бюст Павла  I  (1800).

ЖИВОПИСЬ

Разнообразие  и полнота жанровой структуры  в последние десятилетия XVIII в. Широкое  распространение живописи: обогащение царских собраний, сложение фамильных  коллекций, в столицах, провинциальных городах и усадьбах. Общественное признание амплуа живописца, поэта, артиста.  Первые художественные выставки и продажа произведений, роль профессионального мнения по вопросам искусства, первые эстетические трактаты.

Историческая  живопись.

Основа исторического жанра - совокупность тем античной и христианской  мифологии, аллегории и реальных исторических событий. Интерес к старой и современной отечественной истории как показатель роста национального самосознания и отражение амбиций двора.

Пучинов Матвей Иванович

- Александр Македонский  

Лосенко Антон Павлович  (1737-1773). 

Обучение в  Академии художеств и пребывание во Франции и Италии. 

- Авраам приносит  в жертву Исаака (65)

- Владимир и  Рогнеда (1770)

- Прощание Гектора  с Андромахой (1773). 

Иван  Акимович Акимов (1754 -1814).

- Крещение княгини  Ольги в Константинополе (не  позднее 1792.).

Петр  Иванович Соколов (1753-1791).

- Дедал привязывает  крылья Икару (1777, ГТГ).           

 Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823).

- Испытание силы  Яна Усмаря (1796/7, ГРМ),

- Призвание  Михаила Федоровича Романова на царство (не позднее 1800 г., ГРМ).  
 

Бытовой жанр. ( не пользовался спросом)

Фирсов  И.И.

- Юный живописец  (65-68)тема воспитания

Шибанов Михаил (? - после 1789).

Академические тенденции в работах

- "Празднество свадебного договора" (1777)

- "Крестьянский обед " (1774) - крестьяне Суздальской провинции: трапеза, в костюмах

Ерменев Ивана Алексеевич  (1746/49-после 1792).

Ерменев - пенсионер  великого князя Павла Петровича  в Париже. Богемный образ жизни и возвращение художника в Россию.   

- Серия акварелей  (8 листов), изображающих  нищих-слепцов  (нач. 1770-х гг. ГРМ) и проблема "социального сентиментализма". Поющие слепцы: круговая композиция, мощные фигуры. Сидящие нищие:

- Аллегория на  благоденствие России

Пейзажная живописьВ конце XVIII века в русской живописи возникает пейзаж как таковой. Существовавшие до того перспективные и панорамные виды городов и достопримечательных мест не обладали достаточной художественно-эмоциональной выразительностью, которая позволила бы приравнять их к произведениям Левицкого или Боровиковского 

Алексеев  Федор Яковлевич   (1753 /54 ? - 1824).

Учился в классе цветов, ландшафта, декораций. Обучение  искусству театральной декорации. Пенсионерское пребывание в Италии и увлечение  картинами венецианских мастеров А. Канале и Б. Белотто. Первые шаги в изображении "северной Пальмиры ".

В этих картинах 90-х годов Алексеев создал новый  образ Петербурга, резко отличный от того, который был воплощен в  прежних произведениях перспективного и панорамного жанра. Он запечатлел величавый облик столицы могущественной державы с подлинным поэтическим подъемом, пользуясь совершенными средствами выражения. Красоту замечательных архитектурных ансамблей города он передавал, точно воспроизводя реальные здания, но обобщая их формы, смягчая их воздушной дымкой, не измельчая изображение. «Стройный, строгий вид» Петербурга нашел полное соответствие в ясности и четкости композиционной и колористической системы Алексеева в это время. С тонким мастерством он сочетал в картинах серебристые тона, излюбленные им в 90-х годах; уже современники отмечали «гармонию и прозрачность» его живописи. 

- Вид Дворцовой  набережной от  Петропавловской крепости (1794) и наоборот – парная картина: в духе раннего классицизма, холодный колорит, небо – символ покоя

- Михайловский  замок  

95-97 – послан  в Новороссию и Крым

- Виды южных  российских городов Николаева  и Херсона: площадь в Херсоне,  Бахчисарай

- вид Николаева 

1800 – послан  в Москву

- виды Москвы: "Красная площадь в Москве" (1801, ГТГ), Соборная площадь в Московском Кремле (ГТГ),  Вид  на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве (1811, ГТГ)., Вид на Большой Каменный мост и Кремль,

- Вид Казанского  Собора, Вид на Адмиралтейство 

Сценический характер этих композиций.

Щедрин  Семен Феодосович (1745-1804).

Графическое и  живописное воплощение пейзажных парков  Павловска, Гатчины и  ближайших окрестностей Петербурга.

- Полдень-ориентация  на Пуссена и Лоррена

- "Вид на  Гатчинский дворец с Длинного острова"

- "Каменный  мост в Гатчине у площади  Конетабля" (1799-1801)

- "Вид в  усадьбе П.Г. Демидова Сиворицы  под Петербургом" 

- "Пейзаж в  окрестностях Петербурга»

Работы в технике  масляной живописи, акварели и гуаши. Прославление преимуществ природы.  Представление о ее идеальном состоянии как проявление сентиментализма. Романтические тенденции в произведениях Щедрина.

Иванов  Михаил Матвеевич (1748 -1823)

Соединение пейзажа  и ландшафта

- батальный пейзаж "Штурм Измаила" (1788, акварель,).

- "Вид Эчмиадзина в Армении"

- крепость в  Бендерах, Вид Инкермана, Суданская  крепость 

Сильвестр Щедрин (1791 – 1830)  
Пейзаж романтизма. После поездки в Италию Щедрин избавляется от академического налета и обретает свободу. 10 лет проводит он там, переживает расцвет творчества и умирает, не успев вернуться на Родину. Он пишет итальянские виды. Природа на его полотнах предстает сияющей, радостной, опьяняющей. Сверкают краски. Человек и природа составляют основу его мировоззрения. Щедрин шел тем же путем, что Констебл в Англии, что Коро во Франции. Задача – открыть внутреннюю жизнь для бытия в согласии с природой. Щедрин стал первый из русских художников работать на открытом воздухе – на пленэре. 
    «Новый Рим»  
Перед нами набережная Тибра, рыбаки за своим обычным занятием, самые простые дома, а в стороне от них – древние памятники: средневековый замок Святого Ангела, а совсем вдали – собор Святого Петра. Смысл такого построения картины в том, что акцент перенесен с прославленных памятников на ничуть не примечательную, казалось бы, обычную жизнь, но именно она и дорога художнику. Отсюда и название – «Новый Рим». 
   «Берег в Сорренто с видом на остров Капри»
Жанровые мотивы те же: рыбаки, раскидывающие сети, люди, стоящие группами и беседующие между собой, женщины и мужчины, торговцы на набережной и отдыхающие в тени путники. Главное же – природа. Композиции уравновешены, гавани закрыты цепью скал. 
Щедрин искал правду света и воздуха, их взаимодействия, овладевал законами пленэра. Он изгонял музейные «коричневые» тона. Любил холодные серебристые, серые. Под конец жизни художник вернулся к горячим краскам. Веранда, увитая виноградом, разбросанные пятна красной краски, горячие коричневые, розовые блики и сильные удары красного в одежде, национальных шапках – таковы последние работы Щедрина, например, «Терраса на берегу моря» .

Информация о работе Русское искусство XVIII века