Сценарно-режиссёрская разработка театрализованного представления и массового праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

А в современном обществе потребность в праздниках и в досуговой деятельности возрастает с каждым днем, поэтому тема курсовой работы «сценарно – режиссерская разработка театрализованного представления и массового праздника» является очень актуальной. Это обусловлено тем, что современное театрализованное представление и массовый праздник приобретают новые формы, вариации, включают в себя новые художественно – выразительные средства, технологические возможности, отвечая тем самым запросам общества, раскрывая важные политические и социальные проблемы. Наличие новых форм требует наличия новых решений, которые невозможны без изучения основ и тех знаний, которые накоплены годами.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………….3

Глава1. Основы драматургии………………………………..………………… 1.1 Понятие о драме……………………………………………………………..6
1.2 Действие в драме, действие в театрализованном представлении ……….9
1.3 Драматический конфликт, конфликт в
театрализованном представлении…………………………………………….11
1.4 Композиция в драме и в сценарии театрализованного представлении…13
Глава 2. Работа над сценарием театрализованного представления……………
2.1 Общее и особенное в театрализованном представлении и театре…..................................................................................................................15
2.2 Замысел. Тема и идея ……………………………………………………….17
2.3 Композиция как монтаж. Приемы монтажа ……………………………….20
2.4 Архитектоника сценария………..…………………………………………..24
2.5 Номер в сценарии театрализованного представления. Виды и жанры
Номеров………………………………………………………………………26
2.6 Слово в сценарии. Сюжетные связки в сценарии…………………………28
2.7 Актуальность и новизна в сценарии………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

курсовая работа. Жиркова.docx

— 59.79 Кб (Скачать)

Нет постоянной труппы актеров, каждый раз новый  коллектив;

Иные пропорциональные соотношения декораций и человека;

Задействовано большое количество человек, т.к. массовое театрализованное представление построено  на действии массы людей, человек  должен быть участником, а не зрителем, поэтому необходимо предусмотреть  пути активизации зрителя, выстроить  сценарий так, чтобы сделать толпу  главным действующим лицом;

В массовом празднике  зачастую используется сразу несколько  площадок;

Выражением идей осуществляется средствами, ведущими к аллегории, обобщению, плакатности;

Массовое театрализованное представление более доступно для  зрителя;

Театрализованные  представления и праздники включают в себя обрядовые и ритуальные моменты;

Нет постановочных  цехов, декораций, костюмов. Все создается  в процессе работы;

Постановочные трудности: необходимо разместить большое количество людей, большие колонны техники и т.д.;

Минимальное количество репетиций;

В представлении  синтезируются различные виды искусств (музыкальные, хореографические, цирковые и пр.)

Документальная  основа театрализованных представлений  и праздников.

Все эти особенности  характеризуют театрализованные представления  и праздники как уникальное искусство, способное удовлетворить культурные потребности общества, отразить актуальные темы и социальные проблемы, а также  продолжать и развивать традиции и обряды. 
 

2.2 Замысел. Тема  и идея.

Сценарий –  это подробная литературная режиссерская разработка, содержание массового театрализованного  действа. Сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи показывает все, что  будет происходить в театрализованном представлении. Сценарий раскрывает тему, излагает авторские переходы от одной  части к другой, вписывает в  действие используемый художественный материал, предусматривает средства активизации зрителя, отражает оформление и оборудование всех площадок. Сценарий театрализованного представления  является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу драматурга и режиссера, художника и композитора. Сценарий соединяет в себе документальное и художественное, «факты жизни» и «факты искусства».

Тема и идея составляют идейно – тематическую основу сценария. Они взаимосвязаны  и определяются в процессе осмысления противоречий, развития драматического конфликта.

Зарождение замысла  и его воплощение зависит от жанра  искусства. Приступая к созданию замысла театрализованного представления, сценарист должен найти ответы на вопросы: Что я буду ставить? С  кем? Зачем?

Тематика театрализованных представлений разнообразна и связана  с жизнью страны, прошлым и настоящим, военными событиями, достижениями, юбилеями и т.д., поэтому, если говорить о теме, то она всегда конкретна, т.к. отображает определенное событие в жизни  общества.

Идея – это  авторская оценка событий, главная  мысль, позиция, которая в сценарии пронизывает все эпизоды и  номера и является стержнем, благодаря  которому представление становится единым и законченным.

В театрализованном представлении может раскрывать несколько тем, но идея всегда должна быть одна. Тема и идея неразрывно связаны между собой.

Массовые театрализованные представления тяготеют к широким  обобщенным темам и образному их решению. Логика развития действия, расстановка эпизодов и номеров, отбор содержания осуществляется на идейно – тематической основе представления.

Тематическая  основа определяется социальным заказом.

В театре исходным материалом становится пьеса, а в  театрализованном представлении режиссер начинает работу с чистого листа.

Постановочное решение – воплощение в действии идейно – тематической основы замысла, с использованием выразительных  средств. Тема и идея – это основа, по которой выверяется любая творческая работа. Часто режиссеру приходится отказываться от интересных находок  из-за того, что они не соответствуют  теме и идее.

Режиссерский  замысел – основа для сценария.

Написать сценарий массового театрализованного праздника  – это значит создать особый мир, мир поэтической условности, символов, аллегорий, метафор и гротеска.

В теории искусства  процесс рождения замысла состоит  из 3-х этапов:

  1. Познание и творческая переработка исторических документов, фактов, публицистического материала и т.д.
  2. Возникновение художественного замысла на основе прочитанного и изученного
  3. Реализация замысла, его воплощение в сценарии.

Итак, работа режиссера с документом и фактом.

Характерной особенностью театрализованного представления  и праздника является документальность. Зрителями всегда более эмоционально воспринимается жизненный материал, основанный на реальных фактах и происшествиях, местный материал.

Таким материалом может выступать бумага, фото, кинолента, личные вещи и т.д. Документальный материал может быть литературным (мемуары, очерки, статьи), эпистолярным (дневники, письма, фото и др.) и также это подлинные вещи (личные предметы).

В театрализованном представлении и массовом празднике  используется не только кино, фото, вещи, письма, но и включаются в действие реальные герои. Документализм тесно  связан с местом действия, которое  зачастую само является героем, т.к. архитектура, ландшафт, время дня и года вызывают исторические ассоциации (пример –  Мамаев курган).

Реальных героев и подлинные исторические места  можно отнести к документальному  материалу.

Несмотря на документальную природу сценария театрализованного  представления это не означает, что  он лишен художественного вымысла  и героев. В зависимости от ситуации, художественное и документальное могут либо соединяться, либо идти двумя линиями. И суть театрализации – в художественном решении документального материала.

Помочь идейно – тематической основе сценария может  также и работа с реальным героем. Именно реальные герои могут поведать интересные факты, могут сами стать участниками действия, это всегда особенно хорошо принимается зрителями.

Лишь только когда режиссер изучил полностью  весь материал, узнал историю праздника, пообщался с реальными героями, увидел конкретные документы и факты, тогда возникают первые наметки  сценария, образное видение, ход –  прием, идейно – тематическая основа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Композиция  как монтаж. Приемы монтажа

Прием монтажа  используется в театре, литературе, живописи.  На нем основаны выразительные  возможности всех видов искусства.

Сценарист должен владеть искусством монтажа, используя  средства литературы как заготовки.

Слово «монтаж» от фр. сборка, соединение.

В настоящее  время в понятие «монтаж» вкладывается более широкий смысл. Это слово  означает «творческая сборка», «творческий  синтез».

О сведение различных  элементов воедино писал еще  Аристотель: «Есть некоторые искусства, которые пользуются ритмом, мелодией, метром – это диферамбическая поэзия, трагедия и комедия. Различие в них в том, что одни пользуются всем этим сразу, а другие – по отдельности».

Можно утверждать, что ростки монтажного соединения берут  свое начало в площадных увеселениях, карнавальных мистериях, спектаклях массового агитационного театра.

Искусство, построенное  по принципу монтажа, верно и точно  отображает жизнь, дает новый смысл. В монтаже складываются множественные  детали. Принцип чередования различных  деталей и планов, их сочетание  и сопоставление построено на точной и ясной мысли. Здесь все  продумано и находится в полном соответствии с общим замыслом. Прием  монтажа дает огромные возможности  в свободной компоновке материала  в последовательно развивающемся  действии.

Искусство монтажа  было особенно распространено в первые годы революции. Первая монтажная постановка – «Мистерия Буфф», поставленная Мейерхольдом, где в основе лежал  монтажный прием стыка.

С помощью монтажа  можно перенести действие из одного места в другое. И это служит одной цели – донести до зрителя  мысль автора, его жизненную позицию  и взгляд на данную проблему.

Метод монтажа  нашел свое отражение в концертной деятельности Яхонтова, он мог строить целые выступления и тематические программы, используя разные стихи и прозу, тем самым создавая динамичность, разнообразность.

Искусство монтажа  состоит из 2х этапов: членения материала  на эпизоды и соединение этих эпизодов в единое целое. В сценарии монтаж соединяет различные номера и  эпизоды в неразрывно связанное  действие.

Монтаж –  это метод создания художественных образов. Перед сценаристом стоят  задачи не только связать документальный материал, но и придать ему образность. Монтаж основан на сопоставлении  двух и более эпизодов.

Приемы монтажа:

  1. Прием контрастности – построен на сближении контрастирующих по смыслу эпизод (война и мир). В сценарии могут сопоставляться как разные эпизоды, так и часть одного номера. Прием контрастности помогает достичь острой выразительности, художественной целостности и идейной направленности. Чаще всего конфликтность выступает как внутренняя контрастность тем, как определенное построение и сочетание эпизодов, что создает органический сплав представления. Однако, неразумное использование этого метода монтажа может привести к шаблону.
  2. Прием параллелизма. Этот прием очень часто используется в кинематографе, когда две тематические линии развиваются параллельно, но имеют внутреннюю связь. Каждый эпизод должен быть ярким, лаконичным, иметь определенную смысловую нагрузку, исходя из общего замысла и решения.
  3. Прием одновременности (симультанности). Этот прием также часто используется в кинематографе. Название приема говорит само за себя – он построен на одновременном действии нескольких площадок. Такая практика очень часто используется в массовых праздниках.
  4. Прием лейтмотива (напоминания). Такой принцип часто называют «сюитным». Прием лейтмотива – комплексный, в нем принимают участие все средства выразительности (кино, музыка, текст, пластика и т.д.). иногда прием лейтмотива называют приемом рефрена. Повтор музыки, фрагментов, позволяет динамично выстроить действие.
  5. Прием хронологического построения (или ретроспектива). При использовании этого приема действие развивается в хронологическом порядке, монтируется прошлое настоящее.

Это наиболее распространенные виды монтажа, хотя их гораздо больше. Иногда можно использовать сразу  несколько приемов, чередовать их.

С помощью монтажа  можно выстроить композицию театрализованного  представления, которая является каркасом и основой всего представления.

«Пытаться  выстроить  из огромного разнообразия компонентов  плавно развивающееся действие –  дело безнадежное. Монтаж номеров предполагает построение действия на совершенно иных принципах: резкие контрастные сопоставления, столкновение противоборствующих сил, борьба пластических элементов, где последующий эпизод не продолжает предыдущий, зачастую вступает с ним в борьбу; неожиданность, неподготовленность драматургических взрывов, ведущих к смысловой и эмоциональной кульминации грандиозного монументального спектакля»14

Говоря о монтаже, нельзя забывать  о таком средстве художественной выразительности как  ход – прием.

Ход – прием, или сюжетный ход – нить, проходящая через все представление и соединяющая все эпизоды воедино. Своеобразие хода – приема в том, что он обязательно должен быть образным, метафоричным, художественным.

Как говорит  Д.М. Генкин, «заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при  монтаже эпизодов сценария, он как  бы нанизывает все действие. При  этом патетика может чередоваться с  комическими моментами, трагическое со светлым, радостным»15.

Когда решена монтажная  структура, выбран ход – прием, то возникает и образное видение  – единый облик всего мероприятия, тот образ, на который работают все  выразительные средства и элементы сценария.

Создавая мероприятие, посвященное Дню Победы, режиссер должен решить, что он хочет воссоздать на сцене. Например, послевоенная деревня. Это и есть образное видение. А ходом – приемом здесь могут являться воспоминания солдат и жителей деревни. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Архитектоника сценария

Архитектоника изучает соотношение между главными и подчиненными элементами сценария, связь между его отдельными частями  и функциональное значение этих частей и элементов. Архитектоника в  драматическом театрализованном представлении  составляет конструктивные основы сценария. Сценарий всегда состоит из эпизодов, каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен закончиться  раньше, чем начнется следующий эпизод.

Информация о работе Сценарно-режиссёрская разработка театрализованного представления и массового праздника