Скульптура Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:50, реферат

Описание работы

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах- города, который греки впоследствии именовали Мемфисом.

Работа содержит 1 файл

СКУЛЬПТУРЫ ЕГИПТА.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

    Введение

 

          Одна  из древнейших мировых цивилизаций  зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила.  Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах- города, который  греки впоследствии именовали Мемфисом.

          Сами  же египтяне называли свою страну «Та-Кемет» – Черная Земля – по цвету  местной почвы. По словам  Геродота, Египет – «дар Нила», ибо Нил был  источником неиссякаемого плодородия, основой всей с/х  деятельности населения.

       Египетская народность сложилась, вероятно, в процессе смешения различных племен Северо-Восточной Африки, а возможно,  и некоторых племен, живших впоследствии  в Передней Азии. Судя по дошедшим до нас изобретениям и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения, цвет их кожи был смуглый, волосы – черные, гладкие. Древнеегипетский язык составляет особую группу в пределах семито-хемитской семьи языков.  

     

    1. Скульптура  Древнего Египта.

            Около 5 тысячелетий назад в долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце 1У тысячелетия до нашей эры правители одного из них подчинили себе всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе, находившемся на левом берегу Нила, южнее того места, где сейчас расположен город Каир. Около 2800 г до н. э. правителем этого государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя историки переделали в Хеопс. Так называют его и в наше время.

           Большую роль в формировании  египетской культуры и государства  сыграл ранний период египетской истории – время с 4000 до 3000гг до нашей эры и период раннего Царства 3000-2000гг до н. э.

           Главным объектом искусства становится  человек. Грандиозные архитектурные  сооружения – пирамиды поражают  обобщенностью и законченностью  форм. Величайшая из них - пирамида Хеопса - имеет высоту 146,6 м и сложена из 2300 каменных многотонных глыб.

           Вокруг пирамиды фараона располагались  гробницы вельмож и чиновников. “Город мертвых” был своеобразной  дорогой в загробный мир.

    Древние египтяне верили в загробную жизнь и старались снабдить уходящих в иной мир всем, что им требовалось при жизни. Египетская религия учила , что счастливая жизнь в загробном мире дается только знатным людям. 

     

           Египтяне считали, что у человека  несколько душ, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы. Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли “Ка” (двойник умершего человека).

           В то же время египетская религия была собранием различных культов, которые в течение многих веков подвергались многочисленным изменениям. В Египте почиталось множество богов. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей.

         Но  существовали и общеегипетские божества, храмы которых строились по всей стране: Гор, Ра, Осирис, Исида и другие.

            Согласно преданиям Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте , и память о его благодеяниях заставила его отождествлять с принципом добра, тогда как его убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое религиозное, моральное объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой - мраком.

         Исида – луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца,

    а Гор  – восходящее солнце – мстит  за отца, рассеивая темноту.

     Осирис  часто изображался в виде мумии,  его обычные атрибуты - крюк или  кнут, символ власти, и эмблема  Нила в виде крестика с ушком  наверху. Иногда Осирис изображается с головой быка.

               Изображение богини Исиды - это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание- символ вселенной: она как бы стоит на богато украшенной чаше, символ влаги, без которой ничто не могло бы существовать на земле.

         Отличительные признаки Исиды – диск, двойная  корона, означающая владычество над  Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове.

     Бог  Тот изображается с головой  птицы ибиса, он олицетворяет  божественный разум, который сотворил  вселенную. Он также и бог письмен, и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Кроме того, когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту – богу божественного разума.

         В обязанности этого бога входило  наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила.

           Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, во время праздников и торжественных шествий в священной лодке несли статую бога, покрытую драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек и женщин. Египтяне утверждали, что солнце и луна только в лодке плавают вокруг земли.

      Почти каждому египетскому богу придавали, таким образом, формы, и каждому из них было посвящено таким образом какое - нибудь животное.

           До нас дошло всего несколько  каменных табличек (их называют палетками) с изображениями первых фараонов. Сами египтяне с глубочайшим уважением относились к первым, ранним векам своей истории. Их воображение населяло эти времена великими мудрецами и могущественными царями.

           Как уже говорилось ранее рядом с пирамидами в “городе мертвых” находились гробницы знати. В экспозиции Эрмитажа выставлены каменные Рельефы из гробниц, в прошлом -ярко раскрашенные.

           Характер изображений и их  композиционное решение дают  представление о разработанном  каноне. Так в рельефе из гробницы Нимаатра фигура восседающего в торжественной позе за столом вельможи в несколько раз превосходит по величине фигуры слуг, подающих ему различную снедь. Они размещены рядами, фризами, в несколько “этажей” и движутся в плоскости изображения. Трехмерное тело сведено к силуэту, четко очерченному контуром.

         Скульптор умело объединяет части фигуры, увиденные  с разных точек зрения: голова и  ноги - в профиль; глаза, плечи и  грудь – в фас. Такое изображение  людей характерно для египетского  искусства.

          Второй памятник –каменный рельеф из гробницы Мирираанха - выполнен в иной технике: изображение не выпуклое, а врезанное в камень.

             В гробницах помещались статуи умерших. Семейная группа из гробницы Уджаанхджеса воспроизводит облик вельможи и его жены.

         Композиция  выполнена в строгих рамках принятого  канона: фронтальность более крупной  фигуры Уджаанхджеса, плотно сдвинуты ноги, руки, лежащие на коленях, торжественно застылая поза и взгляд, обращенный прямо. Лаконично и обобщенно  трактованные фигуры связаны с блоком камня. Это известняк, покрытый сверху гипсом и раскрашенный в соответствии с каноном: мужская фигура - в коричневый цвет, женская – в желтый.

         Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции  Эрмитажа – статуя фараона Аменемхета Ш, правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв. до н.э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. В официальной скульптуре, в статуях фараонов , наряду с идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, интерес к выявлению портретных черт. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе.

     

         Характерный головной убор – немес - с изображением урея – священной змеи, охраняющей царя, - а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. В лице фараона отмечены присущие именно этому человеку черты: узкие, глубоко посаженые глаза, большие скулы. Плотно сжатые тонкие губы, выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение. Сделанная из гранита, статуя, тем не менее, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, что говорит о высоком мастерстве скульптора.

           В Эрмитаже находится ряд значительных  скульптурных произведений бытовых  и культовых, в частности статуя  богини Мут – Сохмет. Дочь верховного  бога Ра, богиня войны и палящего  зноя. Сохмет изображалась львиноголовой.  В этом образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя. Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления.

         По  их совету разлили ночью подкрашенное в красный цвет пиво, которое, приняв за кровь, выпила богиня. Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют  египтян красные, в период разлива, воды Нила.

              Грозная богиня держит в руках “анх” - знак символизирующий жизнь.

    Монументальная  статуя Сохмет, исполненная в годы правления Аменхотепа Ш (его имя  обозначено на троне) находилась среди  подобных ей скульптур в крупнейшем храме того времени – Карнакском.

     Хочется остановиться еще на одной скульптурной группе – Статуе Аменемхеба с женой и матерью. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек.

         Скульптор, благодаря виртуозной обработке  гранита передал мягкость и упругость  форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т.п.). Что особенно поражает - так это женские фигуры: и мать, и жена изображены в одинаковом возрасте.

         Это говорит о том, что древние египтяне верили в то, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой.

     Характерно  и изображение древнего египетского  архитектора, автора и первого  строителя пирамид – Имхотепа, жившего около ХХУШ в. до  н. э.

    Имхотеп знаменит ступенчатой пирамидой и заупокойным храмом фараона Джоссера в Саккаре.

         Небольшая по величине скульптура из черного  базальта, завораживает изяществом и  значительностью.

         Та  же статичная, торжественная поза сидящего человека, свиток папируса на коленях, представляют нам человека, играющего очень важную роль в государстве.Как и сооруженная им пирамида, так и скульптура архитектора донесли до нас неповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта. 

    2. Египет Древнего царства

            Период Древнего царства охватывает несколько веков III тысячелетия (IV-VIII династии).Период Древнего царства длился 515 лет.

           Данная эпоха показывает, какое большое значение имело окончательное объединение страны, сплочение в единое экономическое и политическое целое Верхнего и Нижнего Египта.

             В период Древнего царства Египет являлся крупным централизованным государство, распространившим свое влияние на области Синайского полуострова, Южную Палестину и Нубию.

             В Египте при раскопках найдено немало кремневых ножей, скребков, сверл, кремневых лезвий, каменных сверл.

    Медь  и золото ковали камнем, зажатым  прямо в руке. Камнями оббивали твердый камень, не поддававшийся  обработке при помощи меди. Каменными  были также лощила.

               Однако медные орудия также найдены в значительном количестве (разные ножи, резцы, тесла, топоры, пилы, изображение на стенах гробниц медных орудий в действии в руках мастеров). Медь обычно ковали.

    Торжество орудий из меди и их широкое применение выражалось в невиданном размахе  строительства из мягкого камня (известняка).  Медь в Древнем царстве  употреблялась в естественном ее виде, без искусственного приплава олова.

Информация о работе Скульптура Египта