Скульптура Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:50, реферат

Описание работы

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах- города, который греки впоследствии именовали Мемфисом.

Работа содержит 1 файл

СКУЛЬПТУРЫ ЕГИПТА.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

               Орудия из меди были мягкими. Железо хотя и было известно, но производственного значения еще не имело.

3. Основные события истории Египта времен Древнего царства

       В эпоху Древнего царства (в период царствования III династии) наблюдается  стремительный подъем каменного  строительства, кульминационным моментом которого явилось возведение царских усыпальниц  -   огромных пирамид с поминальными храмами и «городом» вельможных гробниц. Со строительством пирамиды Джосера (III династия, ступенчатая пирамида, высота 60 м.) осуществлявшееся в основном с помощью медных орудий, Египет окончательно вступил в медный век, но каменными орудиями продолжали пользоваться и в последствии.

             IV династия. От первого ее царя Снефру остались две гигантские пирамиды (высотой 100 и 99 м).  При сыне Снефру – Хеопсе фараоновская власть достигла наибольшего для периода Древнего царства могущества.

         Пирамида Хеопса была величайшей (высота 146,5 м, ширина каждой стороны свыше 230 м,  площадь основания более 52 900 кв. м.). На сооружение пирамиды пошло примерно 2300 тысяч граненых глыб весом около 2,5 тонн каждая. Работа строителей была самого высокого качества. Громадные глыбы были отшлифованы и пригнаны друг к другу с чрезвычайной точностью. При  Хефрене – преемнике Хеопса, была воздвигнута пирамида на 3 м. ниже хеопской, а по великолепию облицовки превосходила ее.

    Строительство пирамиды начиналось в день восшествия правителя на престол.

         Наскальная сцена: рабы льют масло под полозья тележек, чтобы уменьшить трение – грандиозное физическое изобретение древних египтян.

            Третья из пирамид Гизы, воздвигнутая при преемнике Хефрена – Микерине, знаменовала уже спад пирамидного строительства (высота 66 м). А поминальный храм после смерти фараона был наскоро достроен из кирпича-сырца.

         Однако вынести чудовищное напряжение, связанное со строительство громадных пирамид, страна была не в силах.

             Грандиозное строительство осуществлялось за счет безудержной эксплуатации населения страны, жизненный уровень  которой был чрезвычайно низок.

         Страна не смогла долгое время выдерживать это огромное отвлечение сил от хозяйства. Строительство пирамид было сокращено.

            Гробницы вельмож вплоть до начала IV династии оставались кирпичными, однако помещения внутри отделывались камнем или деревом, сравнительно редкими были росписи и резьба. Храмовые комплексы V династии со стройными каменными обелисками, посвященные Солнцу, среди которых выделяется особый, царский Солнечный храм в честь бога солнца Ра (храм царя Ниусера).

          Роль храмов  в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно велика. Уже тогда возникали «дома жизни», где составлялись религиозно-магические и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы, составлялись летописи на основе записей по годам правления царей.

    Сооружение  усыпальниц – яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти.

             Великие пирамиды вызывали у греков и римлян не только восхищение как создания человеческих рук, одно из семи чудес света, но и чувство негодования, ибо воспринимались они как символы жестокости и деспотизма царей.

         Большинство царей V династии строило богу Солнца каждый по особому храму, у которого имелся громадный идол -  каменный обелиск в глубине двора.

         Цари VI династии строили не слишком большие пирамиды, но гробницы становились все более великолепными (более 30 помещений, изнутри богатая отделка, колонны, изображения и надписи).

             О гражданском зодчестве Древнего царства свидетельствуют скудные остатки да случайные изображения и упоминания.

    Обычно  дома были из кирпича-сырца, камень применялся лишь в местах, требовавших особой прочности.

         Подпорами для перекрытий служили легкие точеные колонны.

    В период раздробленности наблюдался быстрый рост многоэтажности городов Египта. В период правления IV династии Египет стал полновластным обладателем района медных рудников на Синайском полуострове.

         В Нубию снаряжались торговые экспедиции за строительным камнем, слоновой костью, акацией и эбеновым деревом, за драгоценными каменьями (бирюза, малахит) , ладаном, шкурами пантер и экзотическими животными. Из Пунта везли благовонные смолы. Из Финикии – строевой лес, кедровое дерево. Золото добывалось в пустыне между рекой и Красным морем, однако его везли и издалека – с берегов Южного Красного моря.

       4. Культура Египта Древнего царства.

    Религия

            Религия в период Древнего царства была сложным нагромождением верований и представлений, возникших в разное время и в разных местах Египта.

    Центральное место в религиозном культе Древнего царства занимало освящение существующего классового строя в виде обожествления носителя верховной власти; так фараон объявлялся  живым подобием бога Солнца.

         Богов в Древнем царстве было очень много: у каждого города их могло быть несколько.   Эти городские и областные боги были олицетворением различных природных явлений: неба, земли, светил, воздуха, воды и т.д.

    Некоторые из них олицетворяли одновременно явления  общего порядка (бог Луны – Тот  – покровитель города Гермополя, также он был богом письменности).        

             Как воплощение божества почитались также  животные, растения и  некоторые предметы; эти верования являлись пережитком тотемизма (вера в происхождение людей от животных) у племен, населявших долину Нила задолго до Древнего царства.

             Олицетворением Тота были собакоголовая обезьяна – павиан и птица ибис, а Солнце в храме города Гелиополя представлял каменный столб.

    Главной силой объявлялся бог Ситон, отождествленный  с богом Солнца Ра в виде Ра-Атона.

              Тесно связанным с культом царской власти оказался и культ бога Осириса – царя загробного мира, вершителя посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов (Солнце – бог живого царя, Осирис – бог умершего). В основе почитания бога Осириса лежало обожествление ежегодно умирающих и оживающих сил природы. Осирис олицетворял воду половодья, несущую свежие силы растительности. Почитание Осириса было связано с земледелием.

              Притязания на посмертное небожительство были свойственны не одним царям, но и вельможам. Чтобы продолжить вести жизнь в гробнице и вне ее, тело умершего должно быть сохранено. Забота о сохранности останков привела к приготовлению мумий. В период Древнего царства искусство мумификации находилось еще только  в начальной стадии.

          По учениям, господствовавшим в Древнем Египте, человек наделялся несколькими душами. Одной из душ был «двойник». «Двойник» считался духовным телом человека, соединение с ним означало жизнь. Одной из душ египтяне считали имя. Чтобы умершему и его душе-«двойнику» можно было безбедно жить и кормиться гробница, соответственно отделывалась, обставлялась и «навеки» обеспечивалась жертвами и жрецами. Простым людям все это было недоступно. Царь и знать возвеличивались и при жизни и после смерти.

         Особенности государственного устройства Египта Древнего царства требовали обширной переписки и сложной отчетности. У писцов выработался особый беглый почерк, к иероглифическому письму прибавилось новое письмо, староиератическое (писали на папирусе, от греческого – жреческий, т.к. в поздние времена им пользовались только жрецы).  Грамотными были не только писцы, но и вельможи, знатные женщины, сановники.

             Письменные указания на камнях, адресованные строителям, также свидетельствуют об относительном распространении грамотности вне правящих кругов.Во времена Раннего и Древнего царств египтяне накопили известную сумму знаний.

             Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных  промеров и совершенная разметка краской углов наклонов, глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую  астрономию.  Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день.

               Грандиозное древних египтян было сделано в области  физики – для уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пирамид).  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение 
 

           Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, в «Геометрии» Герона, в исследованиях дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н.э. Анания Ширакского.

          Египетские нормы права и государственного управления в той или иной мере усвоены римлянами и Византией, народами христиан Востока и Русью.

          Сокровища египетской мысли – научной, практической и мистической – оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим  знаниям и сделать их достоянием своей культуры.

          Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены величайшие практические знания в области  математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки Зодиака).

          Европа, получившая от Древнего Египта начатки науки и искусства, обязана ему еще одним благодеянием – алфавитным письмом (фр. ученый Ж.Ф. Шампольон).

          Храмы Египта – это гигантские каменные книги, где художники использовали все доступные поверхности. Архитравы,  колонны, их основания, пилоны, стены изнутри и снаружи, все покрыто изображениями и иероглифами.                 

          Древние памятники сохранили нам рельефы и настенные росписи, статуи и стелы, саркофаги и культовые предметы. Потребности усопшего были скопированы с потребностей живого фараона.

            Культура фараоновского Египта, связь с которой поначалу отвергались и христианами и мусульманами, ныне рассматривается всеми как неотъемлемая часть их исторической и духовной цивилизации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Базак А.Н., Войнич Н.Е., «История древнего мира. Древний  восток»,

   Минск, Харвест, 1998г.

  1. Бонгард-Левина Г.М., «Древние цивилизации»,

   Мысль, 1989г.

  1. Газета «Труд», №154, 1999г.
  2. Газета «Труд», №5/X, 1999г.
  3. Журнал «Эхо планеты», № 12, 1999г.
  4. Малая энциклопедия,

   Харьков, «Торсинг», 2000г.

  1. Монтэ П., «Египет Рамзесов»,

   Москва, 1989г.

  1. «Сираны мира» - справочник, 1999г.
  2. Хрестоматия по истории Древнего мира (пособие для учителя),

   Москва, 1975г.

  1. Яковец  Ю.В., «История Цивилизаций»,

   Москва, 1997г.

Информация о работе Скульптура Египта