Стиль «барокко»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры.
Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что “объять необъятное”.

Содержание

Введение - 3 -
2. Барокко Италии - 7 -
3. Барокко Фландрии - 10 -
4. Барокко Испании - 11 -
5. Барокко Германии - 12 -
6. Музыкальная жизнь Англии - 15 -
7. Литература барокко - 18 -
Заключение - 19 -
Литература - 20 -

Работа содержит 1 файл

Барокко.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

   Еще одна  антиномия: противопоставление жизни  и смерти. Последняя понимается  как 

свет, утешение, покой, мысли о Христе.

   Что смерть  благочестивым? 

   Ключи  от жизни вечной, Времен граница лживых, На поле битвы мир, Идущий к солнцу

путник, Блаженства вечный пир, В пути к отчизне спутник, Пожатие десницы, Пылающее

пламя, И райские  зарницы, Горящие над нами.

   Хофмансвальдау. “Смерть” Это и антиномия  преувеличенной яркости, телесности жизни (театр, живопись Рубенса) с одной стороны, и мрака, боли, мистицизма — с другой (гравюры Шенфельда).

   Противопоставления  существуют и на уровне типа  мышления, мироощущения,

пространства, времени.

   Игралище  времен, непостоянный род, На сцене бытия в преддверии утраты Тот

вознесен, тот  пал, тому нужны палаты, Тому — дырявый  кров; кто царствует, кто ткет.

   Грифиус. “Подобье нашей жизни” Перед нами типично барочная картина мира. Он

неустойчив, динамичен, соткан из контрастов, подвержен метаморфозам.

   Кроме  вышеизложенного, типичными специфическими  чертами эпохи можно считать: 1.

Усиление религиозной  тематики, особенно тем, связанных с  мученичеством, чудесами,

видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (“мир барокко — мир, в котором нет покоя” Бунин) ; 6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам: а) целостностные системы философии; б) поиск единства в противоречиях жизни; в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению; д) в живописи — отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства; е) в музыке — создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера).

   В эпоху  барокко произведения искусства  “активно стремятся соединиться  с другими” 

(Липатов). Т. о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как

декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”) – [см. Рис.1].

   Сложность  и избыточность, излишество (в частности,  композиционных решений в 

архитектуре, музыке).

   Например, церковь св. Сусанны. Характерно: нагруженность формы, орнаментальная 

декорировка пространства, нарастание массы к центральной части, заполнение ниш статуями. 
 
 

 

Рис.1 Балдахин Бернини в соборе Святого Петра. 
 

 

 

   2. Барокко Италии

   Первоначально  очагом культуры барокко была  Италия. Для Италии — это время 

медленного заката многовекового блистательного искусства. Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре. Для нее характерно: 1. Усиление черт изобразительности; в частности, в композициях фасадов: а) фасад становится декорацией, связанной со зданием в качестве одной из картин в сюите зрительных ощущений от общего (“Фасад есть не что иное, как обман” — Милиция); б) фасад — как изображение несуществующего, воображаемого здания: колонны выступают вперед, углубляются, превращаются в плоские пилястры; окна — то как пролеты, то как изобразительный элемент (дворец Цуккары, окна — раскрытая пасть чудовища).

   2. Стилизация  одних форм под другие (церковь  Сант-Иво Баррамини. План здания 

выполнен в  форме пчелы).

   3. Излишества  различного рода (детализация, обилие  украшений).

   Представители:  Барромини Франческо. Для его  работ типично: 1. Дробность массы

здания; 2. Дематериализация каменных масс; 3. Динамизм решений; 4. Богатая  внутренняя

отделка: золото, полудрагоценные камни. Например: церковь  Св. Карло алле квадро фонтане в Риме.

   Бернини  Лоренцо. Для его работ типично: 1. Изящество в сочетании с математическим

расчетом; 2. Мастерская работа с фактурой камня; 3. Использование  оптических эффектов.

   Например: лестница в папском дворце  в Ватикане, церковь Сант-Андреа  дель Квиринале 

(овал в плане  здания).

   Будучи  великим архитектором, он был прекрасным графиком, рисовальщиком и

скульптором. Наиболее известные работы: “Давид” —  динамизм (тело повернуто вокруг своей оси), напряженность мускулов, экспрессия лица.

   “Алтарь  св. Терезы” в церкви Санта-Мария  делла Витториа: “. стена алтарного

полукружия расторгается сверхъестественной неудержимой силой. Из-за нее выступают вперед величественные скульптурные композиции. Массивные колонны с тяжелыми капитолиями более объемны, чем пилястры за ними. Из-за колонн выступает вперед повисший на окаменевших облаках трон, вокруг которого стоят четыре статуи. Золотые лучи, вырываясь из-за облаков, пышным снопом озаряют это видение” (Липатов.) 2. Скульптура Вообще, в скульптуре существовала следующая тенденция: человеческая фигура на фоне здания уподобляется концерту для голоса и оркестра. Фигуры выходят за пределы ниши, обрамление становится объемной формой, за которую можно войти. Скульптура напоминает живопись, живопись — скульптуру. Крупным скульптором был Антонио Канова, первые работы которого являются отражением стиля барокко. Характерен выбор сюжетов, связанных с библейской, мифологической тематикой

героического  или драматического плана. Его работы отличаются монументальностью,

необычностью, вычурностью, динамикой ракурсов, общедраматическим звучанием (“Орфей”, “Геркулес и Лихас”). Постепенно Канова отходит от стиля барокко и лучшие его работы принадлежат к классицизму.

   Живопись 

   Живопись  итальянского барокко выдвинула  на сцену ряд имен: Себастьяно  Риччи. Для 

его произведений характерно: 1) мифологические, библейские, исторические сюжеты; 2)

эффектное, театральное, помпезное изображение; 3) обязательное присутствие архитектурного фона; 4) яркость, контрастность колорита; 5) динамика изображения.

   Например: “Сотник перед Христом”.

   Другим  блистательным мастером барокко  был Джованни Батисто Тьеполо  — художник 

широчайшего масштаба, великолепный импровизатор. Его перу принадлежат картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны”, “Меценат, представляющий императору Августу свободные искусства”.

   К стилю  барокко относится творчество  Алессандро Маньяско, но в его  произведениях 

чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение, получили иную окраску — все 

кажется увиденным  во сне, о котором рассказывают с оттенком болезненной иронии и

демонстративного  сарказма. Характерно: 1. Гиперболизм  в изображении; 2. Искажение 

пропорций; 3. Мрачная, холодная красочная гамма; 4. Нервный, “пляшущий” мазок.

   Выдающимся  живописцем барокко был Караваджо.  Его черты: 1. Жесткость, плотность

фактуры; 2. Пластическая моделировка; 3. Приближение фигуры к переднему плану; 4.

Цельность, строгая  соотнесенность частей; 5. Детализация.

   Среди  его произведений такие, как  “Неверие Фомы”, “Успение Марии”, “Положение во

гроб”, “Мандолинистка”, “Призвание апостола Матфея”, “Обращение св. Павла” – [2.стр. 78-85].

   Музыка

   В музыкальном  искусстве XVII в. начинается как  бы с решительного перелома, с 

бескомпромиссной  борьбы против полифонии строгого стиля. В это время было провозглашено рождение нового стиля — монодии с сопровождением, гибко следующим за поэтическим словом. В результате, динамичнее становится музыкальный язык, обновляется музыкальное искусство, порождающее новые творческие искания – [4. стр. 137]

Опера

   Новые исторические условия и социальная атмосфера, новые черты мировоззрения

сильным образом  повлияли на судьбы и характер музыкального искусства. Музыка ощутила на себе напряженный, тревожный, неустойчивый, патетический дух времени. На пороге новой эпохи остро прозвучало требование драматической выразительности в музыке: флорентийцы создали оперу. Именно возникновение оперы в Италии открывает эпоху XVII в. в истории музыкального развития Западной Европы. Будучи новым синтетическим жанром, она была призвана воплотить идеал “нового стиля”. Появление данного жанра было длительно и многосторонне подготовлено в художественной атмосфере Возрождения: увлечение образцами древнегреческой трагедии, пасторальные драмы, духовная опера Кавальери, мадригальная

комедия (Веке “Тик-так-ток”), комедия масок, драматические спектакли, интермедии.

Выдающимся оперным  композитором был Клаудио Монтеверди, который углубил 

драматическую сущность нового жанра, обогатил полифонической традицией, средствами

музыки показал  многообразие человеческих характеров. В основу его опер положена

драматическая мелодия (concitato — взволнованный стиль), сплавлявшая речевые интонации, декламацию и вокал. Монтеверди включил в оперу симфонические эпизоды (увертюры), детально разрабатывал оркестровку, вводил новые технические приемы для большей выразительности: тремоло, пиццикато. Таким образом, Монтеверди явился смелым новатором, далеко опередивший современное ему музыкальное искусство. Его произведения: оперы “Орфей” 1607г., текст А.  Стриджо, “Ариадна” 1608г., текст Ринуччини, “Коронация Поппеи” 1642г. и др. интермедии “Балет неблагодарных”, “Музыкальные шутки” и др.

   С середины XVII в. намечается определенная  колея развития оперного жанра, 

устанавливаются типы, разновидности, образуются школы: 1) Венецианская. Фр.  Ковали,

Марк А. Чести, Фр.  Сократти, А.  Сартарио, Дж.  Лоренцо, Д. Фрески.

   Характерно: а) античный, мифологический, исторический  сюжет в свободной трактовке; 

б) захватывающее  действие, любовные интриги; в) введение комических эпизодов; г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным; д) утрачивается виртуозность; е) изменяется функция речитативов — только связки между ариями; ж) большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически связаны с оперой; з) утверждаются оперные декорации (Торелли).

   2) Неаполитанская, во главе с А.  Скарлатти.  В его творчестве откристаллизовался  жанр 

оперы-serio (серьезной  оперы). Черты: а) Сюжет исторический, легендарный, античный,

мифологический; б) стержень — любовная интрига; в) герои  условны, главное не характер, а эмоции, данные в контрастах и противоречиях; г) главенствующее значение музыки; д) текст носит обобщающий характер; е) вырабатываются определенные типы арий, их функции: ария-жалоба, ария мести (гнева), героическая ария, пасторальная, бравурная. ж) большая роль принадлежит оркестру. Индивидуализируются партии струнных и духовых, утверждается трехчастная увертюра — simfonia: 1 ч. — быстрая, 2 ч. — кантиленная, 3 ч. — моторная.

   Оратория

Параллельно опере  развивается крупный вокальный жанр оратории, более

камерный кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская оратория вытесняет  ораторию с латинским текстом. Сольное  пение вытесняется хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн).

   Кантата  в XVII в. складывалась как жанр  по преимуществу светский, постепенно

приближаясь к  оперной композиции в камерных масштабах. Кристаллизация жанра связана с именами Дж.  Кариссими, А.  Страделла. Постепенно определяются разновидности кантат: лирическая (камерная), праздничная (более масштабная).

  Инструментальная

   История  инструментальной музыки XVII в. —  это история создания инструментальных 

Информация о работе Стиль «барокко»