Стиль «барокко»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры.
Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности — эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных жизненных коллизиях. Конечно же, рассказать обо всей культуре барокко все равно, что “объять необъятное”.

Содержание

Введение - 3 -
2. Барокко Италии - 7 -
3. Барокко Фландрии - 10 -
4. Барокко Испании - 11 -
5. Барокко Германии - 12 -
6. Музыкальная жизнь Англии - 15 -
7. Литература барокко - 18 -
Заключение - 19 -
Литература - 20 -

Работа содержит 1 файл

Барокко.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

ансамблей с  ведущей ролью скрипки. Постепенно определяются ведущие типы ансамблей 

(трио), выдвигаются солирующие инструменты. В середине века образуется соната, как цикл нового типа.

   Это породило: 1) поиск нового тематизма, образной  определенности, конкретности; 2)

расширение рамок  композиции, самоопределение частей; 3) контрастность динамики и лирики в макро- и микромасштабах.

   Постепенно  соната из контрастно-составной формы превращается в цикл.

   Развивается  и жанр сюиты. Постепенно создается  тип концерта — grosso.

Представители: Арканджело Корелли. Характерно: отсутствие тематических контрастов в 

пределах частей; сопоставление solo и tutti для активизации музыкальной ткани; ясный и

открытый образный мир.

   Антонио  Вивальди. Черты: отсутствие в  большинстве произведений программы,  но 

яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии  близки фольклорному песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям. Вырабатывается определенный тип трехчастной композиции: 1 ч. — быстро; рондо, разработочный характер; 2 ч. — медленно, лирический центр; 3 ч. — быстро.

   В области  органной музыки ведущее место  принадлежит Фрескобальди. Основные черты стиля: смешение полифонических форм, тяготение к “взволнованному стилю”, жанровое разнообразие, тематическая индивидуализация.

   Таким  образом, художественная и музыкальная  жизнь Италии была многоплановой  и 

разнообразной.

 

     3. Барокко Фландрии

Первая буржуазная революция, ставившая целью освобождение народа от власти церкви, разделила  страну на две части: юг (Фландрия, современная  Бельгия) и север (Голландия). Огромный социальный и духовный подъем, пережитый Фландрией в период революции, сыграл решающую роль в расцвете культуры. Не случайно через все искусство проходит тема стихийной жизненной мощи, всевластной, безграничной; слышатся отзвуки героической эпохи. В начале XVII в. происходит восстановление страны от разрухи. Культовая архитектура воспринимает черты и формы итальянского барокко: декоративное оформление фасадов, играющих самостоятельную роль, с применением скульптур, пластической орнаментации. Например, церковь св. Карла Барромея в Антверпене (1614-1621гг.), архитектор П.  Хёйсенс (церковь Иль Джезу).

   Скульптура  сочетает в себе народную традицию  и итальянскую пластику барокко  (многие мастера работали в  Италии). Представители: Франсуа Дюкенуа, Лукас Файдхербе.

   В целом  в искусстве Фландрии было преобладание живописи, определяющей пути

развития скульптуры, архитектуры, художественной промышленности. Представители: Антонио ван Дейк (1599-1641). Характерна внешняя эффектность, барочная патетика, внутренняя экспрессия, духовная сила, большая реалистичность и достоверность. Например, “Портрет Ф. Снайдера”.

   Непревзойденным  Мастером эпохи стал Питер  Пауль Рубенс (1577-1640). Органично

претворил наследие итальянского Возрождения: единство мира, жизнеутверждение,

прославление  человека как центра мироздания; новой культурной эпохи; высший динамизм, пластичность, резкость, разомкнутость композиции, страдание и горе в тематике, монументальность, декоративность, торжественность; национальные традиции; реализм. Явился творцом парадного портрета, создателем классического типа, алтарного образа. Например: “Охота на львов”, “Водружение креста”, “Персей и Андромеда”, “Вакханалия”.

   “Надо  видеть Рубенса, надо Рубенсом  жить, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс — Бог”. Делакруа – [2.стр. 76-77].

   

 

 4. Барокко Испании

Более жесткое, строгое воплощение получил стиль барокко в Испании. К тому времени Испания переживала свой “Золотой век” в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке. Это первая страна с законченной формой абсолютной монархии с господствующим классом — земельной аристократией.

   Для искусства  Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм,

дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости,

возвышенного  и смешного.

   Среди  представителей: Доменико Теотокопули (Эль Греко) — художник рубежа XVI-

XVII вв. Он был  глубоко религиозен, поэтому в  его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: “Святое семейство”, “Апостолы Петр и Павел”, “Сошествие святого духа”, “Христос на Масленичной горе”.

   Эль Греко  был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал  как 

ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения.

   “Портрет  поэта Эрсильи-и-Суньиги”, “Портрет кардинала Тавера”, “Портрет

неизвестного”.

   Но не  его картины украшали пышный  испанский двор. Среди художников, работавших 

при дворе Филиппа II, были 1. Франческо Сурбаран (1598-1664) — “Отрочество Богоматери”, “Младенец Христос”. Главное в его картинах — ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.

Хусепе  Риберо (1591-1652). Основные сюжеты его картин — мученичество святых,

портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них — истинно испанская народная гордость. Например, “Хромоножка”, “Святая Инесса”, “Апостол Яков-старший”.

   Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из “стен” храмов. Но это сделал

Диего Веласкес (1599-1660) — великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес — великий полифонист живописи.

   “Завтрак”, “Портрет Оливареса”, “Шут”, “Сдача Бреды” (“Колья”), “Пряхи”.

   Художником, завершившим “золотой век” испанской  живописи, был Бартолелло 

Мурильо. Он, отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. “Девочка с

фруктами”, “Мальчик с собакой”.

   Но в  зрелые годы творчества все  чаще обращался исключительно  к библейским сюжетам: “Святое  семейство”, “Бегство в Египет”. В этих работах он выступает как блестящий колорист, мастер композиции. Но как далеко ушла эта живопись от глубоко человеческих страстей лучших испанских полотен.

   Путь  испанской музыки был своеобразен.  В XVII в. не выдвинулась своя  оперная школа, 

но стремление к театральной определенности проявилось достаточно рано. Помимо крупных драматических произведений с традиционным участием музыки, развивались театрализованные песни (tonas, tonadas), сложилась сарсуэла — музыкально-театральный жанр (от названия королевского замка). Музыке придавалась ведущая психологическая роль. В XVIII в. значение жанра заслоняется нахлынувшей итальянской оперой.

   Таким  образом, находясь в экономическом  и политическом упадке, Испания  переживала 

свой “золотой век” в художественной культуре.

 

5. Барокко Германии

Свое дальнейшее распространение стиль получил в Германии. Особого расцвета достигла скульптура. В интерьере немецкой барочной церкви ей отводится большая роль, чем живописи. Ярчайшим мастером барокко был Бальтазар Пермозер (“Дворец Цвинтер” (архитектор Пёппельман), “Отчаяние проклятого”, “Святой Амвросий”). Его работы отличает экспрессия, переходящая в большую внутреннюю силу, уникальность работ мелкой пластики, глобальные философские проблемы.

   В архитектуре  стиль барокко – [см. Рис.2] был представлен менее ярко: Дворец Цвингер в Дрездене, Фрауэнкирхе в Дрездене (архитектор Георг Бер).

   Если  скульптура и архитектура были  прочно связаны с немецкой  национальной 

традицией, то положение  живописи оставалось достаточно сложным. Ослабление

национальной  традиции является трагической характерной чертой того времени. Закономерным следствием этого была ориентация живописцев на иные европейские школы.

 

Рис.2 Элементы оформления в стиле барокко 
 

Барокко наиболее ярко представлено в творчестве художника-монументалиста Франца

Антона Маульберга. Он пишет широко, темпераментно, свободной кистью, насыщая колорит цветовыми аккордами, дающими мощный декоративный эффект. Он, прежде всего, живописец, которого не очень волнует психологизм, детализация в изображении, но очень интересуют цветовые пятна, превращающиеся в цветовую фантасмагорию. Например, “Крещение евнуха”.

   Необычайно  насыщенной была музыка Германии, предоставленная разнообразными

жанрами и давшая миру такого гения, как И. С. Бах.

   Среди  вокальных жанров наиболее крупные  произведение — вокальные оратории 

Генриха Шюца (пассионы). Происхождение формы связано со средневековыми традициями прочтения определенных глав Евангелия на страстной неделе. Постепенно пассионы становятся творениями композитора. Основные черты: 1) лаконичность и строгость музыкальной драматургии; 2) декламация зависит от церковной традиции произнесения текста; 3) вводятся элементы напевности (в кульминациях) ; 4) обрамление хорами.

   Опера  наиболее продуктивно развивалась  в Гамбурге. Характерно: 1) духовные, мифологические, исторические, бытовые,  злободневные сюжеты; 2) комедийная  трактовка; 3) театральные эффекты; 4) натуралистические подробности; 5) сочный, грубый язык, диалект.

   Среди  представителей: Георг Телеман, Рихард  Кайзер.

   В инструментальной  музыке XVII в. орган занимал почетное место. В первых поколениях немецких композиторов-органистов наиболее интересными были фигуры Шайдта (1587-1654) и Иоганна Фробергера (1616-1667). Их значение велико для истории полифонических форм на пути к фуге и обработок для хорала. Фробергер сблизил органную и клавесинную музыку (импровизационность, патетичность, виртуозность, подвижность, тонкая разработка деталей). Среди непосредственных предшественников Баха можно назвать Иоганна Адама, Георга Бема, Иоганна Пахельбеля, Дитриха Букстельхуде. Крупные и оригинальные художники, они представляют как бы разные стороны предбаховского органного искусства: Пахельбель — “классическую” линию, Букстельхуде — “барочную”. Для творчества Букстельхуде характерна

раскинутость  композиции, свобода фантазии, склонность к патетике, драматизму, ораторским интонациям.

Иоганн  Себастьян Бах   

 Особенность исторического положения заключается в том, что он был самым передовым художником своего времени. Трагическое историческое положение Германии (крестьянская война, Тридцатилетняя война, Вестфальский мир, окончательно закрепивший раздробленность страны) дало Баху наилучшую возможность почувствовать трагические противоречия своего времени. Бах поднимается до высокого обобщения духовной жизни, искусства на новом историческом этапе в концепциях общечеловеческого значения. Социальная природа его музыки народная, “певец крестьянских и городских низов” (Розеншильд), церковная. Бах апеллирует не только к эмоциям, но и, прежде всего, к разуму, интеллекту. Могучее, кристально ясное интеллектуальное начало — один из устоев его искусства. Его идеал — мир светлый и

разумный. Для Баха характерна эмоциональность и импровизационность, скорбность,

трагичность, пафос, высшая трагедийная концепция в  пассионах, предельная возможность 

обобщения в  мессе.

   Черты  стиля: 1) мелодия — опора на  риторику, на сложившиеся формы,  на схемы и

символы церковной  музыки, на народные мелодии; 2) предельная концентрация и мелодическая нагота тем; 3) ритм разнообразен. Бах непревзойденный мастер разнородных и в то же время органичных ритмических сплавов и контрастов, переключений и сопоставлений (“Хроматическая фантазия и фуга”, “Органная фантазия” g-moll).

Информация о работе Стиль «барокко»