Технология изготовления и символика каргопольской игрушки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:11, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение истории возникновения каргопольской игрушки как уникального народного промысла русского севера.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….2
Глава I. Истоки промысла……....………………………………………………...3
Глава II. Технология изготовления и символика каргопольской игрушки.…..8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

промыслы.docx

— 38.78 Кб (Скачать)

У славянских народов медведь считается символом плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров олицетворяет доброго "хозяина леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов, играет на гармошке. Иногда медведя изображали с птицей в лапах, и украшали большим крестом. Возможно, этот образ – отголосок верований в связь медведя с культом огня и солнца.

Свистульки-утушки в Каргополье были самыми распространенными и  любимыми игрушками, особенно среди детей. Образ этой птицы был связан на Севере с водой (болотом, мхом), где «гуляла утушка», недаром и называют ее здесь именно «моховой». Изображение утки-«воды» встречается вместе с конем или крестом-солнцем.

Изображение петуха редко  встречается в каргопольской  игрушке, в 1970-е годы их лепила одна лишь У. И. Бабкина. Но среди образов  местной вышивки петух занимает одно из центральных мест, обычен он и в росписи по дереву (на ставнях  и дверях домов), упоминается в  местных песнях, частушках и сказках10.

Лев в каргопольской игрушке  встречается лишь в работах И. В. Дружинина, но в крестьянской пластике он не единичен. У Дружинина лев отличается от коровы или коня формой головы: круглой, с оттопыренными ушами, прямым носом, окладистой бородой, полыми глазами и ртом — он чем-то даже напоминает изображения мужика. Образ льва имеет ряд общих черт с мифологическим охранителем посевов, а также с самим Солнцем.

Игрушка каргопольских гончаров донесла до нас еще один древний, пришедший с Востока персонаж, широко распространенный в русской  крестьянской росписи,— птицу Сирин. В Каргополе мастера лепят  «сиринов» в виде птички-свистульки, но с женской головой, иногда с  распростертыми крыльями.

Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Если светлый конь олицетворяет собой  радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника: на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, не определившись в своей судьбе, а на других он уже прильнул к светлому коню.

В современной Каргопольской  игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные  композиции, появляется характер и  движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни". Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники. Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Каргопольская игрушка, просуществовавшая  как традиция на протяжении многих лет, изготавливается потомственными мастерами в Каргополе и сейчас. В 1993 году был образован Центр народных ремесел «Берегиня», он является филиалом Областной школы народных ремесел. Наряду с другими ремёслами, лепкой игрушки занимаются 5 мастеров. Здесь получают навыки мастерства каргопольские школьники, проводятся мастер-классы по лепке для туристов. В Центре ремёсел оформлен небольшой музей глиняной игрушки.

В 2003 году в селе Печниково, родине известных мастеров глиняной игрушки, создан музейно-образовательный комплекс «Живая традиция» совместными усилиями Каргопольского музея и сельской школы. Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России.

В Каргополе открыт частный  «Музей семьи Шевелевых», где показано творчество представителей этой семьи, которая занимается созданием каргопольской игрушки уже на протяжении нескольких поколений.

Существование подобных музеев и образовательных центров позволяет  изучать феномен каргопольской  игрушки, сохранять и передавать традиции её создания следующим поколениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 1979.
  2. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л., 1975.
  3. Гунн Г. П. Каргополье и Онега. М.: Искусство, 1989.
  4. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. Л., 1986.
  5. Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве — М.: Современник, 1978.
  6. http://www.ceramicportal.ru/sections/kargopolskaya_glinyanaya_igryshka статьи о каргопольской глиняной игрушке и галерея изображений

1 Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. Л., 1986.

2 Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. Л., 1986.

3 Там же.

4 Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л., 1975.

5 Гунн Г. П. Каргополье и Онега. М.: Искусство, 1989.

6 Там же.

7 Гунн Г. П. Каргополье и Онега. М.: Искусство, 1989.

8 Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 1979.

  1. 9 Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве — М.: Современник, 1978.

10 Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. Л., 1986.

 


Информация о работе Технология изготовления и символика каргопольской игрушки