Теория взаимодействия мультипликатора-акселератора

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

В данной работе была поставлена цель рассмотреть теорию мультипликатора-акселератора и примеры ее практического применения и определить возможность ее использования при экономическом моделировании.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.docx

— 208.94 Кб (Скачать)

     Таким образом, изменение объема государственных  расходов приводит в процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении  инвестиций. Из этого следует, что  доходная и расходная части бюджета  могут находиться под непосредственным воздействием и регулированием ресурсов со стороны государства. К сожалению, механизм этого регулирования не достаточно отлажен, а его осуществление  на практике наталкивается на многие преграды, связанные с ростом цен, изменением курса валюты, динамикой  ссудного процента. И все же подобный механизм влияния государственных  закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные  закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.

      1. Налоговый мультипликатор

     Налоговый мультипликатор показывает изменение  объема выпуска при увеличении налоговых  сборов:

     

 (

     За  счет роста налогов потребление  уменьшается на величину . За счет мультипликатора инвестиций реальный выпуск сократится на

     

 (

     Тогда налоговый мультипликатор равен

     

 (

     Знак "минус" перед формулой показывает, что за счет увеличения налогов национальный доход уменьшается. Соответственно, при уменьшении налоговых отчислений доход увеличивается.

     Снижение  налогов для потребителей ведет  к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские  товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к  росту спроса на инвестиционные товары.

      1. Мультипликатор  сбалансированного бюджета

     Следует учитывать, что собранные налоги идут на увеличение государственных  расходов, что ведет к мультипликативному росту выпуска:

     

 (

     В итоге за счет одновременного увеличения государственных расходов и налогового бремени национальный доход изменяется следующим образом:

     

 (

     В случае, когда государственные расходы  и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, равновесный  объем производства возрастает на ту же величину. При этом мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице:

     

     

 (

     Можно сформулировать известную теорему  Хаавельмо: увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для сбалансированного бюджета, вызовет рост дохода на ту же самую величину.8

     Таким образом, мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем  от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в  превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

      1. Мультипликатор  внешней торговли

     В условиях открытой экономики важной составляющей совокупного спроса становится чистый экспорт. Следовательно, изменения  в стоимостных объемах чистого  экспорта, аналогично изменениям внутренних расходов, должны оказывать мультиплицирующее  действие на макроэкономическое равновесие. Однако, поскольку часть совокупных внутренних расходов переориентируется  с отечественной продукции на импортную, степень участия страны в международной торговле товарами и услугами сказывается на величине мультипликатора.

     Для определения величины мультипликатора  в открытой экономике, необходимо рассмотреть, от каких факторов зависит величина чистого экспорта. С одной стороны, объем экспорта определяется спросом, предъявляемым на продукцию данной страны за рубежом, и поэтому не зависит  от величины ее национального дохода. С другой стороны, на импортные товары тратится часть национального дохода, поэтому рост национального дохода страны увеличивает спрос на импорт. Величина национального дохода и  объемы импорта связаны между  собой показателем предельной склонности к импортированию.

     

 (

     Поэтому функцию истого экспорта можно представить  в следующем виде:

     

 (

     Используя основное макроэкономическое тождество  можно получить мультипликатор расходов в открытой экономике:

     

 (

     Значение  мультипликатора расходов в открытой экономике меньше, чем в закрытой, поскольку расходы на импорт, как  и сбережения, "утекают" в качестве компонента совокупного спроса на ВВП. Таким образом, чем более открыта экономика и чем больше доля импортных товаров на внутреннем рынке, тем меньше мультипликативное воздействие изменения внутренних расходов на объемы производства и занятость.

    1. Акселератор
 

     "Принцип  акселерации" ("акселератор"  — ускоритель) выдвинул французский  экономист Альберт Афталион (1874-1956) в 1913 г. Впоследствии этот принцип более детально был разработан Р. Харродом, Дж. Хиксом и П. Самуэльсоном и включен в неокейнсианские модели экономического роста.

     Одним из первых, кто обратил серьезное  внимание на этот эффект, был известный американский экономист Джон Морис Кларк (1884-1963), активно изучавший проблемы экономических циклов. Кларк полагал, что возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократным увеличениям спроса на оборудование и машины. Эта закономерность, являвшаяся, по мнению Кларка, ключевым моментом циклического развития, была определена им как «принцип акселерации» или как «эффект акселератора».9

     Альберт Афтальон нашел интересное сравнение экономики с процессом растапливания печи. Известно, что сначала печь загружают топливом – углем или дровами. Поскольку сгорание происходит постепенно, то помещение какое-то время нагревается медленно и печь все больше и больше загружается топливом. Точно так же в экономике. Для достижения желаемого необходимого уровня производства при возрастающем спросе на предметы потребления резко возрастают инвестиции в отрасли, где изготавливаются средства производства для производства предметов потребления.

     Авторы  теории акселератора считают, что изменение  в спросе на готовую продукцию, в  том числе на потребительские  товары, вызывает более резкие изменения  в величине капитала, необходимого для производства этой продукции. Другими  словами, рост спроса на потребительские товары вызывает ускоряющийся рост капиталовложений в производство средств производства.

     Изменения в спросе на инвестиции рассматриваются  как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются  в большей степени, чем прирост  дохода:

     

 (

     где – коэффициент акселерации.

     Эффект  акселератора в самом общем виде означает, что изменение в объемах  продаж готовой продукции ведет  к изменениям в спросе на средства производства, производящие эту продукцию.

     Инвестиционный  акселератор – коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Аналогично мультипликатору  воздействие механизма акселерации  двухсторонне, т.е. его действие может  проявляться не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении.

     Так, снижение объема продаж ведет к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в  n-ное количество раз, равное величине акселератора.

     В теории при рассмотрении эффекта  акселератора вводят одно важное допущение.10 Предполагается, что увеличение инвестиций происходит в том же году, что и прирост объема продаж. Однако экономисты при построении модели акселератора исходят из определенного лага (временного запаздывания) в реакции экономических агентов, осуществляющих инвестиции, на увеличение объема продаж или роста реального ВВП. Действительно, трудно представить, чтобы новые фабрики и заводы строились немедленно в ответ на рост годового объема продаж. Даже если предприниматель отличается чрезвычайной быстротой реакции, он вначале распродаст запасы готовой продукции, просчитает различные варианты инвестиционных проектов и лишь потом осуществит инвестиции.

     Если  предположить, что затраты на инвестиции происходят не сразу, а в течение  ряда интервалов, т.е. удовлетворение возросшего спроса на капитал распределяется на несколько периодов, то формула акселератора будет выглядеть следующим образом:

     

 (

     где β1, β2, β3 и т.д. – частичные акселераторы.

     Это развернутая формула акселератора.

     Чтобы принцип акселерации нашел проявление необходимо:

  • отсутствие товарных запасов. Если имеются товарные запасы, то рост потребительского спроса на готовую продукцию может быть удовлетворен и расширения производства средств производства не наступит;
  • отсутствие излишней производственной мощности. Если есть свободные производственные мощности, то их загрузят новым сырьем и дополнительной рабочей силой и не произойдет акселеративного роста производства средств производства;
  • отсутствие роста производительности труда, технического прогресса, т.е. когда на одном и том же оборудовании можно получить больше продукции и удовлетворить возросший спрос;
  • наличие свободной рабочей силы.

     Исходя  из вышесказанного, принцип акселерации  находит свое проявление при условии, что для полного удовлетворения возросшего спроса необходимо значительное расширение производства средств производства. Поэтому первая реакция — удовлетворение спроса за счет существующих товарных запасов и полного использования незагруженных производственных мощностей, а затем уже расширение производства средств производства, находящегося в акселеративной зависимости от роста спроса на конечный продукт.

     Действие  принципа акселерации может произойти  лишь в тот период, когда не будет  излишней мощности. Если имеются неиспользуемые или частично используемые машины и  оборудование, то производство может  быть просто увеличено путем приложения добавочного труда и сырья  к существующему оборудованию. Принцип  акселерации вступит в действие лишь после того, как производство увеличится настолько, что будет  желательно установить новое машинное оборудование.

    1. Взаимодействие  мультипликатора  и акселератора
 

     Впервые теория мультипликатора стала применяться  для обоснования антикризисной  политики. С ее помощью пытались не допустить дальнейшего обострения экономического кризиса и катастрофического  увеличения массовой безработицы. С  помощью этой теории предлагалось правительствам решить ряд проблем: как преодолеть кризис, как сократить безработицу, и, самое главное, как спасти рыночную экономику. Свое дальнейшее развитие теория мультипликатора получила в принципе акселерации.

     Традиционный  взгляд классической теории на процессы сбережения и инвестирования подчеркивает благотворность высоких сбережений. Чем выше сбережения, тем глубже «резервуар», откуда черпаются инвестиции. Поэтому высокая склонность к  сбережениям по логике классической школы должна способствовать процветанию  нации.

     В реальной действительности наблюдается  взаимодействие инвестиций и дохода. Автономные инвестиции, осуществленные в виде первоначальной «инъекции», вследствие эффекта мультипликатора  приводят в росту ВНП. Оживление деловой активности, рост занятости приведут к повышению склонности к инвестициям у различных групп предпринимателей. Эти инвестиции принято называть производными. Они зависят от динамики ВНП. Производные инвестиции, будучи «наложенными» на автономные, усиливают экономический рост, ускоряют его благодаря эффекту акселератора.

Информация о работе Теория взаимодействия мультипликатора-акселератора