Творчество Феофана Грека в Новгороде

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Феофан совершенно не похож на традиционный образ благочестивого иконописца, занимающегося богоугодным делом в тихой келье и живущего исключительно вопросами своего ремесла. Он – темпераментная натура, интересный собеседник. Его мастерская была открыта для всех, здесь велись нескончаемые философские разговоры. Феофан поражал своим глубоким и деятельным умом. Он беспрестанно двигался, беседовал с приходящими и, вместе с тем, обдумывал нечто высокое и разумное.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..…...3
Глава I. Биографические сведения……………………………………………………………..5
Византия………………………………………………………………......….…5
Русь………………………………………………………………………...6
Глава II. Творчество Феофана Грека……………………………………………....…9
2.1 Византия…………………………………………….…9
2.2 Великий Новгород…………………………………………….10
2.3 Нижний Новгород………………………………………………11
2.4 Коломна……………………………………..11
2.5 Москва…………………………………………11
Глава III. Творчество в Великом Новгороде………………………………14
3.1 Открытие фресковой живописи в церкви Спаса…………………………………….14
3.2 Система росписи храма и ее общий замысел………………………………….15
3.3 Стиль росписи церкви Спаса………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………..20
Список использованных источников и литературы……………

Работа содержит 1 файл

Феофан Грек.docx

— 749.19 Кб (Скачать)

Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошкиоклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени. Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Характерные резкие линии, колорит изображений дают основание утверждать авторство Феофана Грека. Другая знаменитая рукопись — Евангелие Хитрово, имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублевым.

Относительно  икон, написанных Феофаном, не сохранилось  чёткой информации. Традиционно его  авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне»  и деисусный чин Благовещенского  собора Кремля.

Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным  данным считается, что это произошло  в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиление Донская». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» — храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.

Также Феофану  приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст». 
 
 

ГЛАВА III .  Творчество в Великом Новгороде.

Стенные росписи  церкви Спаса Преображения на Ильине улице – одна из немногих работ 14-15 вв., авторство которой установлено. Также Феофану приписываются росписи еще двух церквей в Новгороде, Волотова и Феодора Стратилата, фрески которых обнаруживают родство с живописью церкви Спаса. Но эти фресковые циклы не датированы и не подписаны.

Церковь Спаса  Преображения представляет собой излюбленный  новгородцами крестовокупольный храм с четырьмя мощными столбами, одной апсидой и одной главой. По своим вытянутым, изящным пропорциям это, несомненно, самая стройная новгородская церковь. В распоряжении Феофана здесь находились большие стенные плоскости и многочисленные арки и своды, которые он призван был покрыть фресковой живописью. Учитывая прекрасное освещение церкви, можно предположить, что Феофан с энтузиазмом принялся за порученную ему роспись, тем более что она должна была украсить один из самых больших и видных храмов Новгорода, привлекавший к себе всеобщее внимание.

Росписи Спаса  Преображения долгое время были скрыты под позднейшими штукатурками и  побелкой. Они расчищались по частям, в несколько приемов. За любительскими  и случайными раскрытиями 1910-1913 годов (фигуры святителей в апсиде, архангел Гавриил и Богоматерь типа «Знамения» в северо-западной угловой камере) последовали планомерные реставрационные  работы, которые были проведены по инициативе Всероссийской реставрационной  комиссии, получившей с 1924 года название Центральных реставрационных мастерских. Зондаж стен показал, что фрески сохранились  далеко не везде, что очень многие из них безвозвратно погибли. Наибольшее количество фресок было найдено в  угловой камере, в диаконике, в куполе и на арках.  

3.1. Открытие фресковой живописи.

Первые фрески Феофана Грека в церкви Спаса  Преображения в Новгороде были открыты  около 1912 года. Уже тогда специалисты обратили внимание на высокое качество этих фресок. Эти фрески - единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение. 

Время основания церкви Спаса Преображения на Торговой стороне в Новгороде в точности не установлено. Но она была одной из древнейших и наиболее почитаемых местных церквей. Согласно легенде об осаде, записанной в XIV веке, церковь Спаса служила местом постоянного хранения прославленной новгородской святыни - иконы «Богоматерь Знамение». Чудесное вмешательство иконы в ход военных действий помогло новгородскому ополчению успешно отразить вражеское нашествие, и суздальское войско позорно покинуло пределы Новгорода. В древнем Новгороде существовало деление на части, или концы, и церковь Спаса находилась в Славенском конце. Это была самая большая и наиболее зажиточная часть города, а Ильинская (или, по-новгородски, Ильина) улица, где стояла церковь Спаса, была главной улицей не только Славенского конца, но и всей Торговой стороны. В XIV веке жители Ильиной улицы, заботившиеся о храме, решили заменить старую деревянную церковь Спаса новой, каменной.

Церковь Спаса Преображения была расписана фресками спустя четыре года после ее постройки. Единственное сообщение об этой росписи содержится в Новгородской третьей летописи, составленной в конце XVII века. «В лето 6886 [1378] подписана бысть церковь господа бога и Спаса нашего Исуса Христа во имя боголепнаго Преображения повелением благородного и боголюбиваго боярина Василия Даниловича и со уличаны Илины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении князя Дмитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском». 

От монументального ансамбля фресок в церкви Спаса Преображения до нас дошли случайные фрагменты, составляющие лишь часть этого живописного цикла в его первоначальном виде. К сожалению, нельзя установить, когда и при каких обстоятельствах была утрачена роспись. Вероятно, разрушение живописи началось еще в XIV столетии, так как известно о большом пожаре на Торговой стороне в 1385 году, когда здесь погорели все церкви, за исключением храма Богородицы на Михалице: «... лют бо бяше велми пожарь», - сообщает составитель Новгородской первой летописи, современник и очевидец катастрофы. 

Церковь Спаса Преображения находится в сравнительно хорошем состоянии сохранности. Но в течение пяти веков отдельные части здания были разрушены либо переделаны.  
 

3.2. Система росписи храма и ее общий замысел.

Так как живопись в церкви Спаса дошла до нас в виде случайных фрагментов и насыщенность этими уцелевшими фресками различных частей храма неодинакова трудно восстановить систему росписи Спаса Преображения. Сюжеты многих погибших композиций, конечно, уже невосстановимы. Равным образом не всегда удается определить имена святых, представленных Феофаном. Но поскольку сохранившиеся фрески образуют все же значительную группу сюжетов, система росписи храма в общих чертах может быть реконструирована. Там, где живопись полностью утрачена, допустимо предполагать композиции, аналогичные уцелевшим в других новгородских церквах, стенные росписи которых стилистически близки живописи церкви Спаса, особенно в храмах Феодора Стратилата и Успения Богородицы на Волотовом поле. 

Фрески, несомненно, шли расположенными одни над другими регистрами, причем в нижних регистрах помещались, как обычно, фигуры святых, а верхние регистры и своды были заполнены евангельскими композициями. В апсиде сохранились фрагменты святительского чина с обращенными к центру фигурами и разрозненные части «Евхаристии», в диаконике и на его арках – две полуфигуры и три святителей, на стенах и арках самой церкви – полустершиеся остатки одиннадцати фигур святых (две мученицы в венцах на северо-западной арке, два воина над северо-западным столбом; фигуры Крестителя и святителя и медальон с полуфигурой святителя, около которой уцелели остатки надписи, в арочном проеме над жертвенником; две фигуры святых в арочном проеме северной стены алтаря; фрагмент средней части фигуры святого на прилегающей к северной стене северо-западной арке; св. Кирик на прилегающей к южной стене юго-западной арке).

В гораздо лучшей сохранности дошли до нас росписи купола и простенки светового барабана. В зеркале купола написано колоссальное оплечное изображение Христа Вседержителя. Большой нимб окружает главу Христа, которая является, естественно, наиболее выразительной частью этой фрески. Христос представлен в виде грозного божества. Он гневно взирает на расстилающуюся внизу землю. Персты правой руки как бы сжаты, в левой он держит закрытую книгу, которая, согласно «Откровению Иоанна Богослова», будет раскрыта в день Страшного суда. Переходная зона от вершины купола к световому барабану расписана чередующимися изображениями четырех архангелов и четырех серафимов, сопровождаемых надписями. В простенках барабана представлены фигуры праотцев Адама, Авеля, Ноя, Сифа, Мельхиседека, Еноха, пророка Ильи и Иоанна Предтечи.

Обособленное место занимают росписи северо-западной угловой комеры на хорах. Хотя и эти фрески сохранились в фрагментарном виде, тем не менее есть возможность восстановить декоративную систему камеры. По низу стен шел орнаментальный фриз из платов (от него сохранился один небольшой фрагмент на восточной стене); выше располагается регистр с фронтально поставленными фигурами святых (все, кроме одной, почти полностью погибли), с полуфигурой Богоматери и стоящим около нее архангелом Гавриилом и с подходившими к престолу четырьмя святителями на восточной и прилегающей к ней стенах. Над этим регистром тянулся узкий декоративный фриз, состоявший из наискось положенных кирпичиков. Наконец, по верху шел главный и лучше всего сохранившийся пояс с пятью столпниками, знаменитой верхозаветной «Троицей», медальонами с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигурой Макария Египетского. 

3.3. Стиль росписи церкви Спаса.

Храм Спаса на Ильине является самой внушительной постройкой XIV века в Новгороде. При сравнительно небольшой площади это здание имеет высоту около 25 м. Узкие щелевидные окна расположены редко, и в интерьере преобладают обширные своды и широкие плоскости стен и столпов. Пилястры, колонны или карнизы отсутствуют. Когда Феофан приступил к росписи, он должен был благодарить судьбу за то, что она предоставила ему случай украсить фресками здание, стены которого как будто нарочно предназначались для крупномасштабной живописи. И он сделал все для создания действительно монументального цикла фресок. 

Феофан предпочитал крупные, внушительные изображения, в которых можно было бы передать яркие характеры и сильные чувства и которые не требовали бы от художника воплощения замысла только в сюжетно-повествовательном направлении. Поэтому Феофан выбрал такое решение задачи в целом, чтобы ведущая роль в живописном ансамбле принадлежала единолично представленным святым. Евангельские сиены также написаны в очень крупных формах и соответствуют общему монументальному характеру цикла. Это был, несомненно, один из наиболее выразительных декоративных ансамблей XIV века. 

Феофан расчленил задуманную им роспись на десять регистров, что при большой высоте постройки сразу обусловило значительные размеры отдельных фигур и многофигурных евангельских композиций. Это особенно чувствуется в тех частях здания церкви, где живопись находится в удовлетворительном состоянии сохранности, то есть в барабане купола и в камере на хорах. Здесь нас окружают святые, чьи изображения намного превышают естественный рост человека. 

Расписывая купол, Феофан избегал деталей, поскольку они отвлекали бы зрителя от восприятия главного, и сознательно монументализировал образы Христа Вседержителя и праведников. Он достигает в живописи купола и светового барабана той меры внешнего преувеличения, дальнейшее развитие которой грозило бы нарушить органическую связь росписи с архитектурой здания. Спаситель представлен в виде могучей полуфигуры, заполняющей все зеркало свода. Эта гигантская фреска служит подлинным средоточием ансамбля. На лице Христа выделяются большие круглые глаза. Столь же значительны и все изображения праведников. Их фигуры даны в строго фронтальных позах. Жесты выразительные, но сдержанные, без всякой внешней аффектации. Широкие драпировки ниспадают простыми складками. Независимо от возраста все праведники представлены как суровые и сильные люди. Изображение юного Авеля мало отличается от изображения Адама или Сифа и Ноя. Их нахмуренные лица, мощные плечи, скупые движения исполнены величавой торжественности. И Вседержитель и праведники настолько выделяются в росписи церкви Спаса своими крупными формами и силой выраженного в этих фресках чувства, что они сразу задают нужный тон для всего ансамбля. 

Поскольку барабан купола церкви Спаса находится высоко вверху и его диаметр недостаточно велик, чтобы написанные в простенках фигуры праведников были хорошо видны снизу или с площадки хор, внимание зрителя в этой части росписи привлекает преимущественно изображение Христа в медальоне. Фрески в световых арках жертвенника и диаконника, верхние и нижние регистры живописи в апсиде и фрески на хорах также, вследствие их местоположения, были плохо различимы либо совсем недоступны членам общины церкви Спаса. Наиболее видные и ярко освещенные места занимали, следовательно, фигуры святых на стенах и на столпах, обращенных в подкупольное пространство, а также евангельские сцены на сводах и в люнетах. И здесь стремление Феофана к монументализации образов нашло такое же полное выражение, как в живописи купола. 

Можно сказать, что отличительными признаками образов феофановских святых являются суровая одухотворенность, острота индивидуальных характеристик и подлинно трагический пафос.

Информация о работе Творчество Феофана Грека в Новгороде