Ван гог и гоген

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

В культурологии и искусствоведении в последнее время часто применяют психологические теории, таким образом, осуществляется экстраполяция этих теорий. Наибольшее значение в культурологии имеют теории личности, которые посвящены проблемам личностных проявлений каждого человека, и главным образом его творческой деятельности. Одной из особенностей личности является её стремление к самореализации, однако, в настоящее время, когда человеку трудно быть оригинальным, актуальным становится вопрос о творческой личности, которая является своеобразной и способна осуществлять продуктивную творческую деятельность. Эта творческая деятельность - базальный модус самореализации творческой личности, следовательно, творческая личность и является реализовавшейся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ В. ВАН ГОГА И П. ГОГЕНА
2. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ КОРРЕЛЯЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

рубежка сми.doc

— 90.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение

 

В культурологии и искусствоведении в последнее время часто применяют  психологические теории, таким образом, осуществляется экстраполяция этих теорий. Наибольшее значение в культурологии имеют теории личности, которые посвящены проблемам личностных проявлений каждого человека, и главным образом его творческой деятельности. Одной из особенностей личности является её стремление к самореализации, однако, в настоящее время, когда человеку трудно быть оригинальным, актуальным становится вопрос о творческой личности, которая является своеобразной и способна осуществлять продуктивную творческую деятельность. Эта творческая деятельность - базальный модус самореализации творческой личности, следовательно, творческая личность и является реализовавшейся.

Художественно-эстетическое творчество отражает корреляцию личности с другими индивидами на базе социального  и креативного опыта предшествующих поколений. Авторы книги "Как стать гением" Г. Альтшуллер и И. Вертник рассматривают жизнь творческой личности как систему шагов и ходов, к этому можно добавить, что этот путь творческая личность проходит не одна, а среди других личностей (в том числе и творческих), при этом внешние обстоятельства играют также важную роль.

Долгое время изучение истории культуры заключалось в  анализе творчества конкретной личности и общей культурной обстановки в  мире в тот или иной период истории. Сейчас, когда о творчестве каждого представителя мировой художественной культуры известно, если не всё, то почти всё, начинается процесс установления вертикальных связей в истории культуры. Эти связи показывают, что творческая личность - камень в огромной стене креативного опыта мира, но при этом не отделенный от внешнего мира и других личностей.

Поэтому не удивительно  появление в настоящее время  выставки, посвящённой именно совместному  творчеству двух без сомнения творческих личностей: В. Ван Гога и П. Гогена. Ни одна крупная выставка до этого не была посвящена взаимодействию художников и их влиянию друг на друга.

Во всемирно известном  музее Ван Гога в Амстердаме 9 февраля 2002 года открылась выставка "Ван Гог и Гоген: Южная студия". На экспозиции были представлены 122 полотна выдающихся мастеров живописи, предоставленные 65 музеями и частными коллекциями со всего мира. До этого выставка проходила в Art Institute, в Чикаго и вызвала большой интерес у творческой общественности, в частности появилась статья Джозефа Харрисса "Странная дружба", которая стала причиной внимания к новому подходу к изучению культуры.

Впервые совместная выставка произведений голландца Ван Гога и француза Гогена разворачивала  посредством живописного повествования  полную картину драматической истории  их взаимоотношений.

Картины, включенные в экспозицию, позволили увидеть, что, хотя после творческого разрыва Ван Гог и Гоген больше не встречались, контакты между ними и взаимное влияние сохранялись, что ещё раз показывает важность изучения корреляции личностей. Например, Ван Гог написал серию картин "Арлезианка" используя оставшийся у него рисунок Гогена, и одну из этих картин он отослал Гогену, сопроводив ее письмом. Гоген же в 1898 году на Таити просит одного своего друга из Парижа прислать ему семена подсолнуха, чтобы он мог посадить их в своём саду. С этих цветов он написал серию натюрмортов - жест уважения к своему другу и их совместному периоду творчества.

Благодаря такому подходу  к формированию экспозиции, организаторы выставки обратили внимание общественности на новое направление изучения художественной культуры - взаимное влияние мастеров при совместном творчестве.

Цель данной работы - выявить, какое влияние две творческие личности могут оказать друг на друга и возникающие при этом проблемы корреляции. Отсюда задачи: показать основные жизненные и творческие позиции Ван Гога и Гогена; рассмотреть эволюцию взаимоотношений Ван Гога и Гогена в аспекте взаимного влияния; выявить основные проблемы корреляции в данном творческом союзе и их причины.

В настоящее время существует огромное количество трудов, посвящённых творчеству двух художников, после выставки появились статьи, связанные с совместным творчеством двух живописцев. Для моего исследования я обращалась и к биографической литературе, которая анализировала творчество каждой конкретной личности (Анри Перрюшо "Жизнь Ван Гога", О.Я. Кочик "Мир Гогена" и др.), и к литературе, анализирующей совместное творчество художников (Джозеф Харрисс "Странная дружба"). Кроме этого для моего исследования понадобилась и теоретическая литература, рассматривающая проблемы личности (Т.С. Злотникова "Публичное одиночество", "Введение в культурологию" и др.). Но материал, представленный в перечисленных публикациях не дает чёткого ответа на поставленные мною цели и не позволяет рассмотреть взаимоотношения Ван Гога и Гогена под призмой нового подхода в изучении истории культуры, в этом заключается новаторство моего исследования.

 

1. Основные жизненные и творческие позиции В. Ван Гога и П. Гогена

 

В истории культуры такие  явления, как союзы и объединения, встречаются достаточно часто. Это и передвижники, и члены художественного объединения "Мир искусства", и художники "Абрамцевского художественного кружка", и многие другие. Однако дружба Ван Гога и Гогена и их совместное творчество по-своему уникальны, как и любой союз. При рассмотрении этого явления уже нельзя прибегать только к анализу творчества каждого художника в отдельности, гораздо более важно проследить влияние двух творческих личностей друг на друга, так как именно это и отразилось в творчестве художников.

В ноябре 1887 года Ван Гог и Гоген познакомились в Париже, но ещё до этого знакомства они много слышали о творчестве друг друга. Ван Гогу было 34 года, Гогену - 39 лет. Затем Гоген уехал в Бретань и присоединился там к сообществу художников, а Ван Гог в феврале 1888 года перебрался в город Арль в Провансе. Благодаря финансовой поддержке брата Ван Гог снял небольшой "дом цвета свежего масла"* (дом 2 на Плэйс Ламартин). "Жёлтый дом", как назвал его Винсент, идеально подходил для задуманной им Южной студии для совместного творчества художников. Ван Гог считал, что именно Поль Гоген может возглавить эту студию.23 октября Гоген приехал в Арль, так начался период совместного творчества двух художников.

Пожалуй, нельзя говорить о  судьбе того или иного творческого  союза, не зная ничего о предпосылках этого культурного явления и о конкретных личностях, связанных с ним. Рассматривая проблемы корреляции Ван Гога и Гогена, для начала необходимо выявить основные жизненные позиции двух личностей, в особенности связанные с творчеством, в уже на основании этого сделать вывод о взаимном влиянии художников.

Первый вопрос, на который стоит обратить внимание, - это цели, которые ставили живописцы, создавая Южную студию и объединяя свои творческие пути. Главное, что можно отметить сразу - это то, что эти цели различались. Гоген до этого жил в страшной нужде, и, когда он получил приглашение с приложенными 500 франками, не смог отказаться. Для него это был шанс "накопить деньги и поехать, скажем, через год на Мартинику, куда он мечтает вернуться".

Ван Гог же первоначально уехал  в Арль, так как мечтал увидеть "природу под более ярким небом". В это время он писал своему брату в Париж: "Северные туманы скрывают цвета". Решение уехать на юг было не случайным: влияние японской гравюры оказалось достаточно сильным, и Ван Гог мечтает о Востоке. "Почему бы не уехать в Японию, а точнее в её эквивалент, на юг?" - полагает художник. Но Ван Гогу не хватало единомышленника, которого его тяжёлый характер долгое время мешал найти. Импрессионизм сделал ему близкой мысль о групповом творчестве, когда каждый одарённый человек вливается в общий процесс. Таким образом, создание мастерской было средством от одиночества для Ван Гога. Но были и другие причины. Во-первых, Винсент надеялся облегчить материальное положение своего брата (брат Ван Гога получал не только все произведения Винсента, но и каждый месяц по одной картине Гогена, цена на которые должна была возрасти). И, во-вторых, главной целью для Ван Гога, что ярко характеризует его личность, было бескорыстное желание показать красоту мира, которую он видит сам. Он не сомневался в том, что смог найти то место, где все люди могут быть счастливы. Ван Гог всю свою жизнь подчиняет идее служения будущему: "Я до сих пор надеюсь, что работаю не только для себя, и верю в неизбежное обновление искусства".

На основании этого  можно говорить о том, что Гоген, которым, на мой взгляд, в большей  степени руководили материальные цели и тщеславие, хотел бы быть во главе  нового течения в искусстве, а, следовательно, оказывать влияние на других художников. Ван Гог же, стремившийся объединить художников для создания нового искусства, считал себя способным оказать влияние на становление этого искусства.

Кроме этого необходимо уделить внимание такому аспекту  личности, как отношение к себе. Ван Гог был человеком постоянно неуверенным, готовым принизить и недооценить себя. В одном из своих писем Гогену ещё до его (Гогена) приезда в Арль Ван Гог пишет: "Я нахожу, что мои взгляды на искусство выглядят на редкость банальными рядом с Вашими. Надо мной всё ещё тяготеют грубые скотские стремления". В этом же письме он говорит о своей "неумелой и неловкой руке"*. Гоген же был самоуверенным, чувствующим за себя гордость человеком, поэтому можно сказать, что именно Гоген был в этом союзе сильной личностью, способной оказать влияние.

К тому же само отношение к процессу работы над картиной у двух художников было тоже различным. Гоген постоянно обдумывает, рассчитывает и мечтает, увлекаясь образами, которые создаёт его воображение. Он стремился к символизму, постепенно отходя от действительности, " черпая из неё только отдельные детали, необходимые ему для символического воплощения опоэтизированного мира"**. Разум был для него главным. Неудивительно, что он пытался выбиться в люди, строить планы продажи картин.

Для Ван Гога же эмоции были важнее. Для него творчество - это исповедь, создавая полотно, он всегда находится в состоянии взволнованности и пытается высказать всё то, что накопилось в его полной тревог душе. В отличие от Гогена он полностью погружается в действительность. Он не задумывается о выгоде и успехе, а творит. "Их взгляды на искусство очень сильно разнились", - считает Андреас Блюм, директор выставки в Музее Ван Гога. Примером могут служить написанные обоими художниками портреты мадам Жину, владелицы "Кафе де ла Гар", находившегося недалеко от "Жёлтого дома". Ван Гог набросал свой вариант всего за несколько часов, в отличие от него Гоген начал с эскиза углём и мелом на бумаге, а потом перенёс портрет на передний план работы. На этой картине мадам Жину с хитрым взглядом сидит за бокалом абсента. Пожалуй, в их совместном творчестве не было ещё столь непохожих работ. "Это потрясающе, - говорит Луис ван Тильборг, хранитель музея, о картинах, над которыми Ван Гог и Гоген работали одновременно. - Мы увидели, как два художника интерпретировали одни и те же сюжеты фактически в одно и тоже время".

Очень важно отношение художников к творчеству друг друга. Несмотря на различия, они с огромным уважением относились друг к другу. В знак признания они дарили друг другу свои картины (например, в конце октября 1888 года они обменялись автопортретами). Ван Гог превозносил "высокую поэзию" работ Гогена. Гоген восхищался страстным подходом Ван Гога к живописи. "Я питаю к нему огромное уважение", - писал Ван Гог своему брату о Гогене. Он восхищался его полной приключений жизнью. Однако Гоген, гордившийся своим творчеством, не имел привычки шумно и эмоционально высказывать своё мнение, и восхищаться.

И ещё один факт, раскрывающий их взаимоотношения. Ван Гог ни разу не пытался написать портрет Гогена. Возможно, это связано с нетерпеливым характером Гогена, который не мог долго позировать, или, что, на мой взгляд, кажется более верным, Ван Гог не "осмеливался" писать портрет своего друга.

Наверное, эти две почти диаметрально противоположные личности могли бы создать, что-то единое, новое в искусстве, если бы встретились чуть раньше. На данном же этапе творчества они были уже сформированы как художники, каждый хорошо понимал, что хочет и как этого добиться. Но самое главное каждый считал свой путь верным и не сомневался в поставленных задачах. К тому же личности, одна из которых опиралась в своей жизни на разум, а другая - на чувства, не могли бы избежать споров и добиться согласия. Гоген же позднее признавался, что его мучило предчувствие беды: "Между двумя такими людьми, как он и я, неизбежно назревало напряжение. Ведь один был настоящий вулкан, да и в другом тоже бушевали скрытые страсти".

Жизненные позиции двух художников очень отличались, что в дальнейшем и привело к проблемам их корреляции.

2. Процесс и проблемы корреляции

 

Влияние друг на друга в творческом плане проявилось достаточно скоро, но было временным. В письме брату Тео Ван Гог ещё до приезда Гогена в Арль пишет: "Я завершил, как мог, всё, что начал, мне страшно хочется показать ему что-то новое, не попасть под его влияние (ибо я уверен, что какое-то влияние он на меня окажет), прежде чем я смогу бесспорно доказать ему мою оригинальность". С одной стороны, это говорит о том, что Ван Гог, уже определивший для себя творческий путь, считает его верным и именно поэтому не желает попасть под влияние своего старшего компаньона. Но, с другой стороны, здесь Ван Гог сознаёт, что избежать этого влияния не удастся, ведь он ещё не смог окончательно найти себя, да и сам Гоген считает своим долгом просветить Винсента. Сам Ван Гог осознанно делает Гогена главой мастерской, отводя ему роль наставника, чем Гоген очень доволен. Даже в удаче Ван Гога в картине "Подсолнухи" Гоген видит успех своей просветительской деятельности.

Ещё до приезда в Арль Гоген с  Эмилем Бернаром в Понт-Авене разработали  теорию "синтеза", в которой важна декоративная сторона картины. Именно эту теорию, а, следовательно, свою эстетику, хочет донести Гоген Ван Гогу. И более чувствительная натура Ван Гога подвергается этому влиянию, Винсент даже пишет некоторые картины в этой новой манере ("Танцевальный зал "Фоли-Арлезьен"). Но не только Ван Гог подвергается влиянию. В гогеновских этюдах со сборщиками винограда он показывает сочувствие к людским страданиям и невзгодам, что было свойственно работам Ван Гога.

Информация о работе Ван гог и гоген