Витражи С-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:02, реферат

Описание работы

Витражное искусство имеет в России сравнительно недолгую историю. В средневековых русских постройках и в архитектуре XVIII века витражи не были распространены. Обнаруженные факты об их использовании в это время крайне незначительны, образцы цветного декоративного остекления не сохранились. История русского витража началась в 1820-е гг., когда отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в этой области стеклоделия. В 1900-1910-е гг. витражное искусство в России достигло расцвета. Революция 1917 г. оборвала развитие русского витража, история которого, таким образом, насчитывает около ста лет.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 47.99 Кб (Скачать)

Введение

    Витраж - это произведение искусства, созданное в рамках художественной системы своего времени. Витраж, в отличие от многих других видов искусств, выходит за границы отведенного ему места в иерархии художеств. Он имеет тесную связь с изобразительным и прикладным искусством, архитектурой и стеклоделием.

    Витражное искусство имеет в России сравнительно недолгую историю. В средневековых  русских постройках и в архитектуре XVIII века витражи не были распространены. Обнаруженные факты об их использовании в это время крайне незначительны, образцы цветного декоративного остекления не сохранились. История русского витража началась в 1820-е гг., когда отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в этой области стеклоделия. В 1900-1910-е гг. витражное искусство в России достигло расцвета. Революция 1917 г. оборвала развитие русского витража, история которого, таким образом, насчитывает около ста лет.

    Витражное искусство в России имеет сравнительно недолгую историю. 

    Цель  работы: изучить витражи Санкт-Петербурга (XVIII – XX вв.), охарактеризовать основные этапы развития.

    Поставленная  цель обусловила решение следующих  задач

  • исследовать предысторию витража в России;
  • изучить витражи Санкт-Петербурга эпохи романтизма и эклектики;
  • изучить витражи Санкт-Петербурга эпохи модерна;
  • выявить предпосылки стремительного развития витражного искусства в Петербурге в конце XIX - начале XX века;

Актуальность работы обусловлена тем, что тема "Витражи Санкт-Петербурга ( XVIII – XX вв.) в в целом мало изучена в российской науке, а также личным интересом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Предыстория витражного искусства в России

    Древняя Русь, приняв от Византии христианство, следовала уже установившемуся канону в устройстве храма и обстановке богослужения. В Византии до ХII века витражи применялись в убранстве некоторых церквей. По различным источникам собраны отдельные факты об использовании цветных оконных стекол в русских постройках как культового, так и гражданского назначения в домонгольский период. Эти опыты декоративного полихромного остекления были эпизодическими, не нашли продолжения в практике древнерусского строительства и не оказали никакого влияния на приемы оформления оконных плоскостей в русских постройках1.

    В Древней Руси витражи не нашли  применения как из-за природно-климатических  условий, так и иной, чем в средневековой  Европе пространственной организации  храма. Кроме того, православная традиция запрещала писать иконы на стекле из-за хрупкости и недолговечности  самого материала, а значит и образа, на нем изображенного, в котором  по христианским понятиям таинственно  присутствует тот, кто изображен  на иконе.

    Запретов  на использование разноцветного  оконного стекла в светских сооружениях  не было, и применение витражей в  этом случае зависело лишь от возможностей русского стеклоделия и импорта. Стекло было привозным и дорогим  товаром, поэтому окна в зажиточных русских домах закрывались другими  полупрозрачными материалами: рыбьим пузырем, промасленной бумагой, слюдой.

    Слюдяные  оконницы, собранные из различных  по размерам кусков слюды, иногда с  ажурными накладками из олова или  жести и подкладками из цветной  бумаги или ткани своим внешним  видом напоминали витражи, выполненные  способом мозаичного набора. Источники  свидетельствуют и о существовании расписных слюдяных окончин с изображениями людей, зверей и птиц в геометрических орнаментах. Такие окончины можно считать аналогами живописных западно-европейских витражей. Сравнительный анализ русских и западно-европейских гравюр, изображающих жилые интерьеры в Древней Руси XVI-XVII вв., позволил сделать вывод, что иностранцы воспринимали русские слюдяные оконницы как тип декоративного остекления, равноценный европейским витражам.

    В России оконное стекло оставалось статьей  импорта и тогда, когда в 1630-е  гг. появились первые русские стеклянные заводы, так как вырабатывали они  в основном посуду. Стекло в окнах  было такой редкостью, что исследователи  могут перечислить поименно его  потребителей. Еще большая редкость - цветное остекление.

    Появление в XVII столетии в обиходе придворных кругов витражей закономерно. Декоративные возможности цветного остекления были вполне оценены людьми ХVII века, стремившимися познать бытие во всей его полноте. Разноцветные стекла или собранные в определенный узор пластины слюды дополняли обстановку роскошной жизни аристократии ХVII столетия. Цветной свет, проникавший сквозь стеклянные и слюдяные витражи, создавал особое, радостное настроение, делал интерьер уютным, дополнял красоту ярко-узорчатого убранства помещения. 2

    Таким образом, установлено, что витражи  в древнерусской архитектуре  встречались исключительно редко  и находились в домах лиц, принадлежащих  к высшим кругам русского общества. 
 
 
 

    Глава II. Витражи Санкт-Петербурга

    Реформы первой четвери XVIII века, европеизация культуры предопределили развитие в  России ранее неизвестных ремесел  и искусств. Основы для развития искусства витража в следующем, XIX столетии, были заложены в петровскую эпоху организацией производства стекла3.

    На  рубеже XIX–ХХ веков в Санкт-Петербурге находилось огромное количество витражных  и стекольных производств. Ни в одном  другом городе России не было ничего подобного. По меньшей мере 550 зданий украшали витражи и стекла с благородным матовым рисунком. Осколки былого великолепия еще и в наше время можно заметить в подъездах петербургских домов.

    Первые  витражи появились в Петербурге уже в XVIII веке и были, вероятно, иностранного происхождения. Впрочем, основатель города Петр Великий собственноручно пробовал создавать витражи. В дореволюционных  путеводителях по Петербургу в описании «первоначального дворца» - домика Петра, что на Петровской набережной, можно  прочитать, что во дворце-домике среди прочих бережно сохраняемых «достопамятных вещей» есть замечательная «оконная рама со свинцовыми переплетами, собственной работы Петра»4 

2.1. Санкт-Петербургский витраж эпохи романтизма и эклектики

    Витраж, сильнодействующее в эмоциональном  и художественном отношениях произведение, воспринимался в эпоху романтизма не просто как "приложение" к архитектурной форме или элемент украшения интерьера, но он нес определенную смысловую нагрузку. Открытия в области оптики и осмысление цветосветовой проблематики, новый взгляд на стекло в связи с усовершенствованием его качеств в результате технического прогресса способствовали обогащению символики витража. 5В начале XIX века в Европе появились "транспарантные картины" - двусторонние акварели, изображение на которых проявлялось только при направленном искусственном освещении. В 1830-е такие картины появились в России. Ритуал их показа под звуки музыки, в особой таинственной атмосфере отразил стремление художников романтической эпохи к созданию синтетического произведения, объединяющего различные виды искусств6.

    Витраж - это транспарант, но имеющий совершенно определенную материальную основу - стекло. В эпоху романтизма берет начало то явление, которое называют "культурным мифом" стекла, когда оно "начинает значить нечто ... никак впрямую  не вытекающее из его непосредственных свойств".

    Производство  этих "изящных произведений" в  России еще не было налажено и значительная часть композиций для окон имела зарубежное происхождение. Как правило, это были не современные работы, а подлинные европейские витражи позднего средневековья. Не имея опыта в изготовлении полихромных окон, отечественные фабриканты были вынуждены экспериментировать, так как перенимать навыки у европейских коллег до середины XIX века - времени первых Всемирных выставок - было практически невозможно. Первые русские витражи представляли собой примитивную мозаику из цветных стекол, окрашенных в массе, вставленных в оконный переплет без дополнительного декорирования поверхности. К разряду экспериментов относится роспись стекла холодным способом - масляными красками - и имитации витражей с помощью изображения на бумаге, прикрепленной к оконному стеклу7.

    Одним из первых ретростилей периода эклектики была псевдоготика. И витражи стали ее обязательной принадлежностью: цветные окна украсили Коттедж и церковь св. Александра Невского в Петергофской Александрии, башню-часовню Шапель в Царском Селе, павильон Ферма в Павловске, а также интерьеры императорских дворцов и дворянских особняков. Витражи органично вписывались в общую систему убранства "готических" комнат, однако стилистическая однородность в формировании облика интерьера была редкостью, так как требовала значительных материальных затрат. Более распространенным стало включение в обстановку помещений "готических" предметов. Разноцветное стекло в таких случаях несло основную нагрузку в трансформации интерьера в романтический8.

    Основой художественного метода эклектики  были археологический и ассоциативный  подход к созданию образа той или  иной исторической эпохи. В применении витражей в интерьерах различной  стилистической направленности отразились знания XIX столетия о культуре прошлого.

    С 1830-х не только европейская, но и  отечественная древность привлекла  внимание русских зодчих. Цветное  декоративное остекление использовалось как в гражданских постройках "русского" стиля, так и в  культовых сооружениях. Источником для него служили, возможно, сохранившиеся  до середины XIX столетия цветные и  расписные оконницы из слюды и  стекла XVII века.

    В 1870-е активизировались русско-немецкие контакты, способствовавшие распространению  неоренессансного стиля в архитектуре петербургских дворцов и особняков. Применение витражей в этом случае полностью соответствовало практике эпохи-прообраза. Представления о ренессансных витражах основывались не только на письменных источниках и фрагментах находок, но и на реальных произведениях эпохи Возрождения, которые часто являлись предметом коллекционирования в России. Образцами это "ренессансного" направления в витражном искусстве XIX столетия являются работы мастерской В. Д. Сверчкова, а также большинство других сохранившихся до наших дней произведений 1870-1880-х гг., атрибутировать которые пока не представляется возможным.

    В период эклектики при размещении витража в интерьере той или  иной стилистической направленности значение имело не столько изображение, сколько  сам факт использования цветного остекления, создававшего особый эмоциональный  настрой и вызывавшего ассоциации с образами исторического прошлого9.

    Кроме этой задачи витражи выполняли еще  одну функцию, связанную с общей  эволюцией русского жилого интерьера  во второй трети XIX столетия. В противовес архитектурно построенным, "раскрытым" окружающей среде анфиладам классицизма  расцвеченное окно замыкало интерьер, отгораживало жильцов от внешнего мира. Цветы на подоконниках, специальные  ширмочки из ткани, бумаги, стекла преследовали ту же цель, не позволяя окружающей среде  вторгаться во внутренний мир человека.

    Отдельно  рассмотрена тема применения витражей в культовых сооружениях Петербурга эпохи эклектики. Художественное решение  фасадов и внутреннее оформление иноверческих храмов с 1830-х гг. и  до начала ХХ в. почти без исключения выдерживались в "духе" готики или, реже - романского стиля. Витражи встречались в них чрезвычайно часто, что соответствовало реальным архитектурным прообразам. Использование витражей в православных храмах шло вразрез с многовековой традицией: витражи не применялись в древнерусском культовом зодчестве, а иконы на стекле, как уже упоминалось, были запрещены традицией. По литературным источникам обнаружено более 30 упоминаний о петербургских православных храмах 1820-1910-х, украшенных витражами. Стеклянные картины включались в обстановку как новопостроенных церквей, так и уже давно существовавших. Витражи можно было увидеть в соборных, монастырских, приходских и домовых церквях, в храмах государственных и учебных учреждений, заводских предприятий.

    Причина распространения "образов на стекле" кроется не в области исторических заимствований или стилистических интерпретаций первоисточника, а  в общем характере перемен, которые  испытала русская религиозная культура, начиная с XVIII столетия. В новое  время изменилось отношение к  иконе, которая воспринималась уже  не только как объект религиозного поклонения, но в большей степени  как искусное художественное или  ремесленное произведение10.

    Другим  источником проникновения витража  в православную культовую архитектуру  была ориентация русского храмостроения XVIII-XIX веков на классицистические европейские памятники. Круглые купольные окна-люминарии, по необходимости, застекленные в северном климате, появились в петербургских культовых постройках в период классицизма, повторяя известные образцы западно-европейской архитектуры.

Информация о работе Витражи С-Петербурга