Витражи С-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:02, реферат

Описание работы

Витражное искусство имеет в России сравнительно недолгую историю. В средневековых русских постройках и в архитектуре XVIII века витражи не были распространены. Обнаруженные факты об их использовании в это время крайне незначительны, образцы цветного декоративного остекления не сохранились. История русского витража началась в 1820-е гг., когда отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в этой области стеклоделия. В 1900-1910-е гг. витражное искусство в России достигло расцвета. Революция 1917 г. оборвала развитие русского витража, история которого, таким образом, насчитывает около ста лет.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 47.99 Кб (Скачать)

    Иконы на стекле, цветные окна-люминарии подготовили почву для появления витражей в православных храмах России. В 1820-1840-х гг. идея установки в храмах транспарантных картин буквально витала в воздухе: в 1837 г. Карл Брюллов предложил для этой цели пробить стену за главным престолом Казанского собора. Просьба его не была удовлетворена. Но менее чем через десятилетие идея была воплощена в Исаакиевском соборе.

    Установка огромной стеклянной иконы в алтарном окне Исаакиевского собора стала  событием, утвердившем витраж в русском  православном храме. "Алтарный образ" изображал воскресшего Иисуса Христа. Это произведение обсуждалась Священным Синодом и было одобрено. Впоследствии витраж кафедрального храма Петербурга часто выступал как образцовый иконографический тип: крупнофигурное изображение благословляющего Христа, занимающего практически всю плоскость окна, можно было видеть во многих российских церквях, как в провинции, так и в столице.

    В отношении храмов нехристианских исповеданий: иудейских, буддийских, мусульманских, - справедливо вышесказанное о  гражданских постройках и жилых  интерьерах, в облике которых интерпретировались "восточные" мотивы. Петербургская  синагога, мусульманская соборная мечеть, буддийский храм были крашены витражами11.

    Таким образом, на протяжении всего XIX столетия витражи активно применялись  в зданиях как светского, так  и культового назначения. Большая часть сохранившихся витражей эпохи эклектики относится к 1870-1880-м гг. В это время в Петербурге появились витражи мастерской русского живописца В. Д. Сверчкова, организованной в середине 1860-х под Мюнхеном, а с 1873 г. находившейся во Флоренции. Выявлено тринадцать "петербургских" витражей Сверчкова, шесть из которых сохранились. Установлено авторство этой мастерской в отношении трех витражей, находившихся в Аничковом дворце. Произведения предприятия В. Д. Сверчкова, созданные в классической технике комбинированного витража, представляли собой как традиционные геральдические и аллегорические композиции, так и выполненные по проектам современных живописцев.

    Кроме витражей В. Д. Сверчкова, в петербургских зданиях и музейных собраниях сохранились произведения, которые пока не атрибутированы. В конце XIX - начале ХХ вв. они не исчезают из петербургских зданий, а часто сосуществуют наряду с образцами декоративного остекления в стиле модерн12. 

    2.2. Санкт-Петербургский  витраж эпохи модерна

    В семантике витражного окна с середины XIX века акцент переместился с темы прозрачной живописи (транспаранта) на "мифологию стекла". В русской  литературе и поэзии рубежа XIX - XX вв. стекло (витраж) часто обыгрывается как грань двух миров13.

    Конструктивная  основа витража - проволочная сетка, оплетающая стеклянные пластины, одновременно несет и изобразительное начало, так как является контуром, рисунком изображения. Заполнение этой основы пластинами цветного стекла становится аналогом цветового пятна в живописи. Именно поэтому витраж органично существует в архитектуре модерна, главным  постулатом которой стал синтез полезного  и прекрасного. Основное направление витражному искусству с 1880-х стали задавать фирмы, организованные иностранными предпринимателями.

    Массовое  изготовление витражей началось в 1890-е, когда наметились предпосылки для  создания крупных предприятий или  концернов, обеспеченных постоянным рынком сбыта и рабочей силой, и в  стекольную промышленность проник крупный акционерный капитал. Установлено, что за почти тридцатилетний период (1890-1917) в Петербурге работали в общей сложности около 20 мастерских, которые изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. Определено место художественно-стекольных мастерских в структуре стекольной промышленности. В подавляющем большинстве это были ателье при крупных фабриках, производственных комплексах. Первоначально они работали на импортном сырье, часто с привлечением иностранных мастеров: французских, бельгийских и австрийских, занятых в сфере изготовления белого бемского стекла и при отделке готовых изделий14.

    В 1900-1910-е в Петербурге сформировались отечественные кадры мастеров-витражистов, подготовка которых была организована в столице - в классах живописи по стеклу при Императорском Обществе поощрения художеств и в Центральном  училище технического образования  барона Штиглица.

    Новые виды стекол, выпускаемые промышленностью, новая стилистика открыли ранее  неизвестные возможности для  композиций на основе листового стекла. Благодаря стандартизации элементов  строительной конструкции и их промышленному  изготовлению витражи перестали  быть предметом роскоши и стали  доступны большому числу заказчиков-домовладельцев. В 1890-1910-е витражи можно было видеть практически во всех видах архитектурных  сооружений, независимо от их типологии  и интерпретации фасадного декора: исторические реминисценции перестали  определять возможность декоративного  остекления тех или иных помещений. Оно получило в это время чрезвычайно  широкое применение: стеклянные потолки, лестничные окна, мебельные дверцы, рекламные вывески и даже ограды домов - вот область его использования.

    Большую часть сохранившихся витражей в  петербургских зданиях невозможно атрибутировать, так как в большинстве случаев утрачены фрагменты с подписью или клеймом мастерской.

    Русские витражи конца XIX—начала XX вв. отразили основные принципы стиля модерн. Основой  его художественной и декоративной практики было подражание природным  формам во всем многообразии их проявлений. Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк. Цветы  и ветки растений, сплетенные в  сложном рисунке стебли или орнаментально  упорядоченные мотивы, беспредметные  композиции с текучими, плавно изгибающимися  линиями, часто образующие букву  «омега» — основной набор изображений  на витражах стиля модерн. Наряду с ними существовали и другие - геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции. Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящен античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская»15.

    «Программным» произведением русского витражного искусства, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени, стало художественное остекление Торгового дома братьев  Елисеевых на Невском проспекте (сохранился лишь небольшой фрагмент). Многофигурная витражная композиция в огромном окне-экране главного фасада выражала идеи богатства страны, национальной самобытности и включенности России в общеевропейскую культуру.

    Стилистика  витража петербургского модерна  вобрала в себя элементы различных  вариантов стиля модерн: и французского Ар Нуво (Art Nouveau), и немецкого Югендстиля (Jugendstil), и австрийского Сецессиона (Sezession). Искусство витража, как и все петербургское зодчество этого периода, испытало влияние прежде всего немецкой культуры. Однако, германской школа опосредовано усваивалась на петербургской почве. Ее влияние сказалось не только и не столько в области иконографических, стилистических или технико-технологических заимствований, сколько в организации германскими подданными массового витражного производства16.

    1917 год обозначил конец эпохи  петербургского витража. Его история  осталась короткой, но яркой и  интересной страницей российской  культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Проведя небольшую исследовательскую работу, были сделаны следующие выводы:

  • Витражи в древнерусской архитектуре встречались исключительно редко и находились в домах лиц, принадлежащих к высшим кругам русского общества;
  • Первые витражи появились в Петербурге уже в XVIII веке и были иностранного происхождения;
  • Одним из первых ретростилей периода эклектики была псевдоготика;
  • Первые петербургские витражи представляли собой примитивную мозаику из цветных стекол, окрашенных в массе, вставленных в оконный переплет без дополнительного декорирования поверхности.
  • На протяжении всего XIX столетия витражи в Санкт-Петербурге активно применялись в зданиях как светского, так и культового назначения;
  • Петербургские витражи конца XIX—начала XX вв. отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам во всем многообразии их проявлений;
  • Стилистика витража петербургского модерна вобрала в себя элементы различных вариантов стиля модерн: и французского Ар Нуво (Art Nouveau), и немецкого Югендстиля (Jugendstil), и австрийского Сецессиона (Sezession). Искусство витража, как и все петербургское зодчество этого периода, испытало влияние прежде всего немецкой культуры.

    В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на то, что многие петербургские витражи периода XVIII-XX вв. утрачены, сохранившие витражи и сейчас продолжают радовать нас чистотой и лучезарностью своих стекол, в весенний солнечный день, играя разноцветными бликами, а в долгую снежную зиму напоминая нам о лете.

    Витражи Санкт-Петербурга - это хрупкое наследие прекрасного дореволюционного времени, когда русское искусство достигло своего расцвета и проникло даже в человеческий быт. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

  1. Волобаева Т. В. Витраж в русской культуре: Санкт-Петербург и его памятники. – СПб.: 1999. - 228 с.
  2. Иванов Е. Ю. Фацетный витраж Санкт-Петербурга рубежа XIX – XX веков. Травлёные и пескоструйные витражи Санкт- Петербурга на рубеже XIX – XX веков. Т. 1– СПб.:  2003.- 230 с.
  3. Княжицкая Т. В. Витражи в петербургском культовом зодчестве XIX - начала XX вв. Древние традиции в городе нового времени. – СПб.: 2001. 120 с.
  4. Княжицкая Т. В. Витражи Санкт-Петербурга. – СПб.: 2006. 116 с.
  5. Шелковников Б. А. Русское художественное стекло. – Л.: 1969. 120 с.
  6. История витража /  www.art-glazkov.ru
  7. История витражей, имитация витражей // Журнал «Интерьер» и « Интерьер&Дом» / www.vashdom.ru
  8. Из истории витражей Санкт-Петербурга /

.

Информация о работе Витражи С-Петербурга