Возрождение в Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:54, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: Изучить эпоху Итальянского Возрождения начиная с 15в. Познакомится с гениальными творцами этой эпохи.
Задачи работы:
- провести анализ того как менялась жизнь выражаемая в творчестве творчество;
- отметить влияние старой школя искусства на творение своих учеников;

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 56.15 Кб (Скачать)

     По  всей этой работе рассеяно бесчисленное множество портретов с натуры. Так, приближающуюся к первому плану  кавалькаду, включенную в композицию правой стены, возглавляют Козимо и  Пьеро Медичи, а среди следующих  за ними людей в одеждах флорентийских  бюргеров Беноццо Гоццоли изобразил  самого себя.

     Флорентийское кватроченто - эпоха раннего Ренессанса - многим представляется лучшим временем Возрождения, а гений Сандро Боттичелли (1445-151 О) обозначает высшую его точку. О жизни этого художника мало известно, но редко какой художник так выражал духовное содержание своей эпохи, как Боттичелли. В его творчестве и в его жизни ясно просматриваются два периода.

       Первый этап - это время Джулиан о Медичи и Симонетты Веспуччи, сонетов Лоренцо Великолепного и стансов Анджело Полициано, турниров и карнавальных шествий, время вечной весны и радости. Атмосфера того времени ощущается и в карнавальных стихах Лоренцо Великолепного:

                     Юность, юность, ты чудесна,

                     Хоть проходишь  быстро путь.

                     Счастья хочешь? - счастлив будь

                      Нынче. Завтра  неизвестно.  

     Кружок  Лоренцо Великолепного, блистательного и сильного владыки Флоренции, являлся средоточием ее интеллектуальной жизни. В него входили философ Пико делла Мирандола, поэт Анджело Полициано, архитектор и теоретик искусства Леон Баттиста Альберти, и над всем царствовала любовь Джулиано Медичи, брата Лоренцо, и Симонетты Веспуччи.

     На  глазах у них расцветал гений  Боттичелли, и оттого, быть может, эта  прелестная женщина и этот юноша были для него самыми близкими и дорогими людьми. Искусство Боттичелли полно их образами, а затем памятью о них. К этому периоду относятся картины «Весна» и «Рождение Венеры», «Венера и Марс», «Мадонна с гранатом» и др.

     В картине «Рождение Венеры» (Пр.2.) мечтательно-одухотворенный образ обнаженной богини, рожденной из волн, это классическая Венера стыдливая, и она воплощает две стороны любви - целомудренную и чувственную Источник композиции нередко видят в «Гимне Афродите» Гомера, довольно широко известном во времена Боттичелли:

                  ... туда по волнам  многозвучным 

                  В пене воздушной  пригнало ее дуновенье Зефира

                  Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах,

                  Радостно встретив богиню, нетленной одели одеждой.  

     В этом произведении, как в фокусе, отразились особенности индивидуальной творческой манеры Боттичелли. Боттичелли называли «величайшим художником линии», поскольку и объем, и форму, и иллюзию глубины он создавал контуром. Предмет изображения обретал у него характер отвлеченного символа, был наполнен поэзией и пробуждал в душе музыкальные ассоциации: дерево - стройное, с гладким стволом, пышной листвой, усыпанное одновременно цветами и фруктами; очаровательные женщины с гибкими телами, струящимися золотыми кудрями и продолговатыми светлыми глазами, легко и безвольно скользящие по лугу, подобно листьям, гонимым ветром; Венера, плывущая по морю на краю легкой раковины и едва касающаяся ее.

     В своих картинах-поэмах Боттичелли сотворил образ одухотворенной, интеллектуальной красоты, как позднее Микеланджело в своих фресках символ могучего человека-борца.

     Второй  период жизни Боттичелли - время  Савонаролы и иноземных нашествий, апокалипсических бедствий, обрушившихся на Италию,  это время, ведущее к гибели и забвению. Мадонны и античные сюжеты исчезли с его картин, а сам художник становится приверженцем секты «плакс» Джироламо Савонаролы, настоятеля доминиканского монастыря Сан-Марко.

       В 1494 г. французский король Карл 8 ввел на Апеннинский полуостров свои войска, положив начало одному из самых трагических периодов в истории Италии. В это время Боттичелли создал ряд произведений, проникнутых пессимизмом и безнадежностью, среди них «Мистическое Рождество», «Оплакивание Христа».

     На  картинах эпохи Возрождения в  центре композиции всегда человек, он является главным стержнем, вокруг которого и для которого строится весь мир. На картинах Боттичелли человеку отведена другая роль, здесь он скорее лицо страдающее. Его Мадонны и Венеры про изводят впечатление людей, понесших утрату, вызывая этим чувство неизгладимой печали ... Одни из них утратили небо, другие - землю. Вероятно, в этом ощущении утраты и лежит разгадка притягательности творчества Боттичелли.

     Перейдем  к одному из самых значимых творцов эпохи Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), его гениальные находки являются связующим звеном между ранним и Высоким Возрождением. Судьбы художников не всегда логичны, но Леонардо поражает с самых первых шагов, как никто.

     Переломный  момент в жизни случился, когда в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Однажды Верроккьо (Леонардо находился у него в учениках) получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени, учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Все дело было в том, что в то время писали красками на основе яичного желтка, а Леонардо использовал при написании ангела краску на основе масла. Она давала просто поразительный эффект. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо творением своего ученика  забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи. Ученик превзошел своего учителя.

     Леонардо  да Винчи  постоянно экспериментировал и ставил перед собой трудновыполнимые задачи. Он много начинал, но никогда ничего не заканчивал, так как считал, что рука не способна достичь художественного совершенства в задуманных им вещах. Так, например, осталась нереализованной его фантазия написать маслом на холсте голову Медузы с клубком змей вместо прически. Не были доведены до логического завершения многие его работы, не была отлита в бронзе статуя коня, она осталась только в виде глиняной статуе, поскольку это было технически невыполнимо. Загадочными и не объяснимым магнетизмом манят к себе его творения «Тайная вечеря» и «Мена Лиза Джоконда», «Битва при Ангиари» и «Святая Анна с Марией и Христом на коленях» И это тем более поражающий итог, если вспомнить о поистине вулканической производительности мастеров его уровня - Рафаэля, Тициана, а позже Рубенса, Рембрандта.

     Леонардо  да Винчи был новатором во всем и большую часть времени отдавал науке. Он являет собой единственный пример великого живописца, для которого его искусство не было главным делом жизни.

     Он  был также ваятелем и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем и импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком, гидротехником и фортификатором, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником. Но этот перечень не исчерпывает его занятий. Достаточно привести лишь некоторые заглавия записок, оставленных Леонардо, чтобы представить масштаб его личности. Это: «Трактат об архитектуре и военном деле», «Анатомическая рукопись», «Трактат о свете и тени», «Трактат о стереометрии», «Трактат о полете птиц», «Трактат о глазе», «Трактат о живописи», «Трактат о движении и измерении воды». Причем написано все в его зеркальной манере навыворот, так что прочесть рукописи можно было, только в зеркале. Эти манускрипты подлинное чудо и по форме, и по содержанию. Однако мало какие научные идеи находили отклик у современников, они слишком опережали время и воспринимались как гениальная фантазия, как игра ума. Он создавал не виданные машины и немыслимые орудия. Так, в письме к турецкому султану Леонардо излагал проект, который мог бы соединить Стамбул и Галету, самое интересное то, что такой мост был построен но только в 19 в.

     Живописные  произведения Леонардо, созданные им в начале 16в., стали новым шагом на пути к искусству Высокого Возрождения.

     «Мадонна  в гроте» считается первой монументальной алтарной композицией Высокого Возрождения. Живописи раннего Ренессанса были свойственны либо статичные образы торжественного представления, либо подробное повествование типа жанровых сцен. Фигуры изображены не перед пейзажем, как прежде, а в самом пейзаже. Леонардо в этой картине положил начало чрезвычайно распространенной в живописи Высокого Возрождения пирамидальной композиции. Все фигуры как бы вписаны в равнобедренный треугольник, вершина которого совпадает с головой Марии. Утяжеляя правый нижний угол картины двумя фигурами - ангела и младенца Христа, он уравновешивал ее с помощью просвета в левой верхней части.

       Леонардо да Винчи создал новую  манеру живописи - невесомую световоздушную  среду, смягчающую контуры. Для  этого он помещал источник  света спереди и сзади фигуры, и взаимодействие двух противоположных  потоков света не позволяло светотени «растекаться» лишь в одном направлении, а приводило к ее рассеянию на формах, порождая эффект едва уловимой дымки, окутывающей фигуру и названной им сфумато. И это было не просто гениальное умение передавать волшебство светотеней, это было открытие новой красоты.

     Игра  света и тени, отблески света в  сумерках или в ненастную погоду, когда предметы как в пелене, что было гениально воплощено в творении  Моны Лизы Джокондо (Пр.2.).

     Так как Мона Лиза, жена Франческо дель Джокондо, рассказывал Вазари, была очень красива, Леонардо, дабы меланхолия не исказила ее черты, прибег к следующему приему, во время писания портрета он приглашал музыкантов, которые играли на лире и пели, и шутов, которые постоянно поддерживали в ней веселое настроение. Ухищрения, к которым прибегал Леонардо, чтобы добиться нужного выражения на лице модели, показательны для творческого метода великого художника, который считал, что хороший живописец должен писать не только человека, но и состояние его души.

     В «Джоконде», ставшей своеобразной «визитной  карточкой» эпохи Возрождения, да Винчи создал неповторимый портрет человека, поместив Мону Лизу на фоне странного идеалистического пейзажа, состоящего из гор, пересеченных водными потоками и окутанных испарениями, сквозь которые с трудом пробивается свет.

     В Милане, куда Леонардо уехал из Флоренции, не получая заказов, помимо «Мадонны в гроте», «Дамы с горностаем»  и «Мадонны Литта», он написал «Тайную  вечерю», фреску в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария делла Грация. Леонардо выбрал для изображения  момент после роковых слов Иисуса. Вместо религиозного таинства художник передал драму человеческих чувств, психологическое состояние каждого апостола, Леонардо создал в «Тайной вечере» самую умную, законченную и полную иллюстрацию этих слов. Эта работа далась ему тяжело и не однозначно, Леонардо бродил по улицам в поисках лиц для своего творения. Но основной смысл композиции состоит в ее поразительной взаимосвязи с пространством интерьера. Леонардо довел «пространство» фрески до иллюзорного продолжения реальной комнаты. Преувеличив для слишком тесного помещения трапезной масштабы фигур, он добился тем самым ощущения величия и значимости происходящего события.

     Все работы Леонардо да Винчи принесли ему славу, но не принесли заказов. В  поисках заказов Леонардо да Винчи  переезжал из одних областей Италии в другие, выполняя заказы то миланского герцога, то Флорентийской республики, то инспектируя военные укрепления Чезаре Борджа в Романье.

       Невозможность найти работу в Италии побудила Леонардо принять приглашение французского короля Франциска 1, и в 1517 г. он уехал, захватив большинство своих картин и все рукописи, которые так и остались во Франции после его смерти в знаменитом замке Клу на реке Луаре близ Амбуаза.

     3.Высокое Возрождение

     Для художников  периода  Высокого Возрождения особенно характерна масштабность образа. Наряду с крупными архитектурными формами, такими как собор св. Петра в Риме архитектора Браманте, появились скульптурные и живописные произведения огромных размеров, например «Давид» Микеланджело, фигуры пророков и сивилл в его же росписи Сикстинской капеллы.

       Искусство Высокого Ренессанса  предстает в виде гораздо менее  высокой гряды, над которой  возвышаются несколько грандиозных  вершин: это творчество Браманте, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана.

     Выдающимся  архитектором эпохи Высокого Возрождения  является Донато Браманте (1444-1514), создавший стиль римского классицизма. Этот стиль восходил к римской античности и отличался рациональностью, уравновешенностью несущих и несомых частей, сочетанием арки, круга и купола. Все эти особенности были отражены в проекте собора св. Петра в Риме, который должен был напоминать по форме греческий крест с закругленными сторонами, мощным сферическим куполом и башнями по углам, доводящими план почти до квадрата. Браманте первым нашел «идеальную» композицию здания, которая со всех сторон выглядела одинаково и в которой пространство преобладало над массой, придавая зданию необычайную «воздушность». Эта грандиозная симметричная крестово-купольная постройка в процессе возведения была преобразована в традиционную базилику, но позже, в архитектуре европейского классицизма, именно она получила широкое распространение и стала основной сначала во Франции, а затем в Англии и России. Арочные пролеты были навеяны сводами базилики Максенция и Константина, самого грандиозного сооружения Древнего Рима; мощный барабан повторял абрис римской ротонды; сферический купол соотносился с формой купольного завершения Пантеона.  

     Еще один творец эпохи Высокого Возрождения  является Рафаэль Санти (1483-1520). И первыми его учителями были его отец Джованни Санти и глава умбрийской школы прославленный Пьетро Перуджино. Рафаэль настолько глубоко усвоил манеру учителя, что работы обоих мастеров было невозможно различить.

Информация о работе Возрождение в Италии