Выражение общественных идей в художественных образах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 22:52, лекция

Описание работы

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев.

Работа содержит 1 файл

Выражение общественных идей в художественных образах.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Выражение общественных идей в  художественных образах.

    Искусство и власть

    В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед. По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

    В XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима, центром православной культуры становится Москва. В период экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имидже. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты. Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.

    Во  второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона — создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построен Ново-Иерусалимский монастырь. Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона — вершина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.). 

    В XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» — основан Санкт-Петербург. Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси. Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

    В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность и игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.). Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лиричес- кие настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке. 

    Бытовой жанр, жанровое искусство - один из традиционных жанров изобразительного искусства, темы и сюжеты которого основаны на повседневной частной и общественной жизни человека, на различных аспектах крестьянского и городского (в прошлом дворянского, купеческого, разночинского) быта. Истоки бытового жанра можно увидеть уже в наскальных росписях Карелии, Белого моря, Северной и Южной Африки, в писаницах Сибири, в росписях и рельефах майя в Мексике, в резьбе народа маори в Новой Зеландии, где содержится изобразительная информация о быте древних охотников, рыболовов, мореплавателей. Рельефы и росписи Древнего Востока, античные росписи ваз и малая пластика, средневековые «житийные» иконы и «лицевые» миниатюры, пластический декор и росписи буддийских храмов Южной    и    Юго-Восточной Азии широко и разнообразно показывают   быт   людей,   их труд и повседневные занятия. В миниатюрах, алтарных картинах, в рельефах и шпалерах XIV и XV вв., на рубеже эпохи   Возрождения   зародилось современное отношение к быту, ощущение   сложившегося порядка жизни, богатства семейных связей.

 

1568 г.,Крестьянский  танец, Питер Брейгель старший

 

Временем  полного оформления и расцвета бытового жанра стал XVII в.: фламандцы Питер  Пауль Рубенс, Якоб Йордане, Адриан Браувер, Давид Тенирс прославились мастерским изображением крестьянской жизни, охоты, труда, развлечений среди лесных или равнинных пейзажей либо в  сельских  избах; знаменитые «малые голландцы» с особой виртуозностью запечатлели общую атмосферу и мельчайшие детали народного   быта сельского (братья Адриан и Изаак ван Остаде),   городского   (Герард Терборх. Габриель Метсю, Ян Стен, Ян Вермер Делфтский), военного   (Филипс    Вауверман). Французские художники (Жорж де Ла Тур, братья Луи, Антуан и Матье Ленен) соединили любовное, тщательное изображение быта с ощущением достоинства, благородства простых людей. Во французской   живописи   XVIII   в. (Жан Антуан Ватто, Франсуа Буше,   Жан-Батист   Шарден, Жан Оноре Фрагонар) популярные  пастушеские   сцены (пасторали),    «галантные» встречи,   светские   увеселения и сцены домашней жизни   приобретали    изысканность  и грациозность,   ювелирную   тонкость   наблюдении, легкую ироничность и лирическое очарование. В XIX в. бурное развитие бытового жанра связано с быстрой сменой направлений, идейно-эстетической проблематики, с изменением круга социальных интересов, симпатий художников и характера их моделей.   Недолгoe время господства строгих интерьеров классицизма (Луи-Леопольд Буайн во Франции) сменилось господством романтических сцен средневекового или экзотического (южного, восточного) быта, сентиментальных переживаний и романтических страстей,  наполненных поэтическим уютом комнатных сцеп в духе стиля «бидермайер» в Германии (Георг Фридрих Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег), Австрии (Мориц фон Швипд, Фердинанд Вальдмюллер), Словении (Иосип Томинц), России (художники венециановской школы). С середины XIX в. бытовой жанр становится основным полем утверждения демократических общественных идеалов, аналитического и зачастую критического изображения социальных отношений и бытовых ситуаций. Насыщенный острыми социальными проблемами бытовой жанр получил значительное развитие во Франции (Оноре Домье, Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле), Германии (Адольф Мендель), Венгрии (Михай Мункачи). В русской живописи социальный бытовой жанр был ориентирован на и изображение разных сторон крестьянского быта и жизни  небогатых горожан ( Венецианов А.Г., Федотов П.А., Перов В.Г., Репин И.Е. и   обширная   плеяда художников передвижников)

 

1864 г., Репин  И.Е., картина "Подготовка к  экзамену"

 

В бытовом  жанре XIX в. нашли место и поэтизация обывательской жизни с ее привлекательными мелочами, и едкая социальная  сатира,  и воспевание труда, и тонкий психологический   анализ.   В конце  XIX в   -  начале XX в. появились новые типы бытового жанра: острохарактерные бытовые сцены, где чутко уловлены изменчивые, мимолетные ситуации и еле заметные психологические нюансы (Эдуар Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар во Франции), и символические полотна, устремленные к вечным тайнам бытия (Поль Гоген во Франции; Фердинанд Ходлер в Швейцарии; Эжен Ларманс в Бельгии; В.Э. Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин в России). В XX в. бытовой жанр получил ведущее место в живописи многих европейских, азиатских, американских и других государств (Диего Ривера в Мексике; Амрита Шер-Гил в Индии; Ренато Гуттузо в Италии; Джордж Беллоуз в США; Тадеуш Маковский в Польше; Эдуард Калнынь, Янис Паулюк в Латвии; Б.В. Иогансон, А.А. Дейнека, СВ. Герасимов в России).

 

Ренато  Гуттузо, Кафе "Греко" в Риме 

 

Для искусства XX в. характерна героизация бытового жанра, наполнявшегося бурной социальной жизнью эпохи; стирались границы между бытовым и историческим жанрами. В 1930—1950-х бытовой жанр в советском искусстве был проникнут фальшивой идилличностью, но в произведения ряда художников о народном быте,   о   труде   (картины А.А. Пластова в России, Т.Н. Яблонской на Украине, С.А. Чуйкова в Киргизии) проникало отражение реальных трудностей жизни. Как противовес идеализации советского быта в конце 1950-х — начале 1960-х возник «суровый стиль» (Г.М. Коржев, В.И. Иванов, П.Ф. Никонов, Н.И. Андронов в России; Эдгар Илтнер в Латвии; Таир Салахов в Азербайджане). В творчестве художников 1970 - 1980-х сложился бытовой жанр, проникнутый горькой иронией, сарказмом, ощущением враждебности человеку окружающей его среды (Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестерова, Л.И. Табенкин).

   Феноменально  быстро освоив живописную школу европейской  живописи, первые русские художники  XVIII века оставили нам яркие образы своих современников – людей энергичных и целеустремлённых. Эти люди хорошо осознают смысл жизни, понимают, что их личная судьба неразрывно связана с судьбой отечества.

   Наиболее  интересной и известной является работа Андрея Матвеева «Автопортрет с женой» (1729). Художник представляет зрителю двух молодых людей связанных взаимным доверием, уважением и любовью. В допетровские времена в России брак часто был сделкой двух семей и личные качества будущих не имели никакого значения. Матвеев очень тонко и деликатно показывает новый тип отношений между мужчиной и женщиной, который с началом европеизации России привносился на нашу землю. Теперь жена равная мужу личность, опора с жизни, помощница в его трудах. Заметно и глубокое чувство взаимной привязанности, соединяющее этих людей и показанное с максимальной деликатностью.

   Конец XVIII века – время утверждения сентиментализма в русском искусстве. Портрет  М. Лопухиной (1797).  Получает распространение идея ценности «естественного человека» вне его сословной принадлежности. Свидетельством этого служат и резкие изменения в моде, стиль ампир разрушает прежние представления о костюме как способе подчеркнуть социальное положение человека. Уходят в прошлое высокие парики, пышные кринолины и обилие украшений.  Используя традиционный приём репрезентативного портрета – окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ, Боровиковский придал иную, дотоле несвойственную им роль: выявление не общественного статуса портретируемого лица, а глубоко личных сугубо индивидуальных сторон его характера.

     Внимание художника не отвлекается  на костюм, который предельно  прост и естественен. Женщина,  погружена в природу, и составляет  с ней органичное целое. И  хотя пейзаж, окружающий Лопухину во многом условен и декоративен – в нём уже прослеживаются черты национального русского пейзажа – стволы берёз, колосья ржи, нежные васильки. Простому, спокойному изображению природы вторит облик Лопухиной, скромностью наряда противоречащий пышности парадных портретов. Её фигура немного наклонена, линия наклона ритмически повторяется в линиях пейзажа, ещё раз подчёркивая мысль о единстве человека  и природы. Художник сумел создать не только необычайно поэтический тип, но и полный жизни и чувств женский образ, которого не знала вся предшествующая русская портретная живопись. Лопухина конечно красива, но  в её красоте неуловимо подчёркнута способность к высоким чувствам, которое  в то время в сознании многих составляла главное достоинство человека.

   Русский романтизм первой половины XIX века имеет свои специфические особенности. В силу отсутствия буржуазии наиболее передовым мировоззрением обладала определённая часть дворянства. Сочувствие тяжёлой судьбе крепостных крестьян, возмущение деспотизмом, гармонично сливается  с идеей гражданского долга и характеризует взгляды передовой дворянской интеллигенции. Идея свободы – ведущая идея романтизма. Гуманистическое мировоззрение и служение общественному благу воспринимается как нечто личное, определяющее саму сущность человека.

   Мы  ждем с томленьем упованья

   Минуты  вольности святой,

   Как ждёт любовник молодой

   Минуты  верного свидания!

Информация о работе Выражение общественных идей в художественных образах