Выражение общественных идей в художественных образах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 22:52, лекция

Описание работы

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев.

Работа содержит 1 файл

Выражение общественных идей в художественных образах.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

                                        А. Пушкин

   Наиболее  ярко русский романтизм проявился  в творчестве Ореста Кипренского. В  лучших традициях портретного жанра, освобождённого от репрезентативности и сословной престижности, Кипренский запечатлел духовную жизнь целого поколения русских людей. «Портрет лейб-гвардии полковника Е. Давыдова» 1809 широко известен.

   В зыбкой игре света и тени контрастно выделяется сильная и стройная фигура гусара. На фоне тёмного таинственного пейзажа горит ярким огнём красный ментик, блестит золотое шитьё. Взгляд офицера устремлён в пространства, как это часто бывает у человека погружённого в размышления. В небрежной спокойной позе ощущается скрытая сила. Не смотря на то, что художник работал над портретом и запечатлел на нем реально существовавшего человека, мы воспринимаем этот образ как отражение лучших качеств русского дворянства. Замечательным явлением в русской живописи первой половины XIX  века стали образы крестьян, созданные Алексеем Венециановым. Впервые в русском искусстве художник обратил внимание на людей «состояния, которых было самое презренное».  Венецианов  увидел в крепостном крестьянине красивого, умного, достойного уважения человека. В условиях крепостного строя это был гражданский подвиг. Художник утверждал ценность  и достоинство человека вне зависимости от его социального положения. Венецианов оставил прекрасные образы русских крестьян, где сочетаются физическая привлекательность и нравственная чистота.

   Жизнь   российской женщины из привилегированных  слоёв общества  в XIX  веке, изменилась по сравнению с веком XVII, но тем ни менее оставалась предопределённой.  Девушка получала образование (домашнее или в учебном заведении) и начинала выезжать в свет. Основной жизненной целью для  подавляющего большинства было – «сделать хорошую партию», то есть удачно выйти замуж. А основная задача родителей – устроить дочери выгодный брак с достойным человеком. Выгодное удачное замужество  считалось вершиной женской карьеры и рассматривалось как решение многих жизненных проблем.

   Но  во второй половине XIX века система традиционных ценностей в жизни женщине начала меняться. Появляются и мужчины и женщины, для которых основной целью жизни становиться принести пользу обществу. И именно такую девушку-студентку  изобразил Николай Ярошенко в своей картине «Курсистка».

   Это не широко распространенный образ, девушек  отважившихся порвать с семьёй, бросить  вызов традициям было тогда не много. Многие их осуждали, некоторые ими восхищались. Образ «Курсистки» девушки, решившийся практически помогать своему народу – образ положительного героя, вызывающего уважение автора. Юная хрупкая девушка с сильной волей. Она сама выбрала свой нелёгкий путь, и её с полным основанием можно назвать «совестью нации».

   Примером  тоталитарного искусства могут служить портреты, выполненные художником вне официального заказа. Именно они и стали значительными достижениями в области изобразительного искусства 20 -30-х годов. Достаточно вспомнить работу Кузьмы Петрова-Водкина –  «Автопортрет». В автопортрете, перед нами личность пытающаяся разобраться в сложной политической обстановке, понять, где правда. Это не просто портрет художника, написанный им самим, это отражение состояния русской интеллигенции вскоре после прихода к власти большевиков. В то время было мало, что было известно об этих людях и этой партии. Но волна всеобщих предреволюционных настроений позволила придти к власти коммунистам. Только позднее наступило запоздалое прозрение и разочарование, когда повсюду утвердилось беззаконие и насилие. Умные люди поняли, что за ужасный джин был выпущен из бутылки и загнать его обратно уже невозможно. В глазах художника – страшное будущее России. И извечный русский вопрос: «Что делать?». Хотя выбора у интеллигенции уже тогда не было. Им оставалось или покинуть Родину или приспосабливаться не рассуждая, не сомневаясь,  что для художника, было неприемлемо.

   Герой начала 30-х годов – сильный, здоровый энергичный человек готовый к «труду и обороне». Утверждая здоровый образ жизни - искусство разрабатывало новую тему – спорт. Яркий запоминающийся образ молодой спортсменки картине «Девушка в футболке»  создал Александр Самохвалов. Картина имела огромный успех и в стране и за границей. На Международной выставке в Париже в 1937 году она была отмечена золотой медалью. Типичный герой своего времени. Художника мало заботит духовный мир героини, он исповедует модный лозунг «В здоровом теле – в здоровый дух!».  Его можно понять, ведь он выполняет социальный заказ, а основное требование руководства к советскому гражданину – быть в хорошей физической форме. Эта картина открывает серию работ, где героинями выступают молодые женщины – строительницы новой жизни. Типичные образы девушек, полных энергии и трудового энтузиазма, вписанные в простую ясную композицию, широкой свободной манерой письма напоминает фресковую живопись, о которой художник мечтал, но так и не сумел заняться.

   Моделью для этой работы стала молодая  учительница Евгения Петровна Адамова, но многие советские женщины узнавали в нём себя. Не случайно,  «Девушка в футболке» это не портрет Адамовой, а собирательный образ, где индивидуальное растворяется, в общем. Это идеал женщины будущего, устроительницы  коммунизма, у которой сильное, тренированное тело и простой, предсказуемый духовный мир.

   В эпоху коллективизации средствами массовой информации был создан омерзительный  образ кулака – вредителя, на которого можно было списать все просчёты и преступления, которые привели к тотальному дефициту продуктов питания, а в некоторых регионах  страны к голоду.  В этот период ещё одним важным качеством  любого советского человека провозглашалась бдительность. Популярный лозунг того времени «Каждый коммунист должен быть чекистом». Выслеживать и обезвреживать мнимых шпионов и врагов народа, было не только правом, но  и обязанностью каждого советского гражданина. Повсеместно насаждалась атмосфера подозрительности и недоверия. Массовой пропагандой внушалась мысль, что враги притаились повсюду и стремятся нарушить мир и благополучие советского народа, которого на самом деле  у него и не было. Разобраться «кто есть кто»  под тягчайшим прессом советской пропаганды, которая беззастенчиво называла чёрное белым и наоборот  - было непросто. Грозным хранителем социалистической собственности предстаёт «Колхозный сторож» в картине Сергея Герасимова. Произведения Самохвалова и Герасимова скорее плакаты, выполненные средствами станковой композиции.

   Создавались портреты советской интеллигенции, верно, служивших советской власти, и тем заработавших право на своё изображение. Достаточно красноречив портрет Алексея Толстого работы Павла Корина. Жесткая живописная манера художника оказалась созвучна характеру «раскаявшегося» и обласканного властью «красного графа». Перед нами умный, волевой, но циничный и беспринципный человек, променявший талант и убеждения не сытое, безбедное существование. Раз, и навсегда выбрав, свою судьбу, Алексей Толстой уже не допускал, чтобы эмоции угрожали его высокому положению. 
 
 

Информация о работе Выражение общественных идей в художественных образах