Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:27, реферат

Описание работы

Однако по мировоззрению Микеланджело уходит далеко за пределы ясного и построенного по законам совершенного мира антропоцентризма. Мир Микеланджело противоречив и разнообразен. В нем соединены трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество человека и радость его победы в борьбе со стихиями. Этим, возможно, он и близок современному зрителю - многосторонним восприятием жизни.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ - МХК - МИКЕЛАНДЖЕЛО.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

                                 ВВЕДЕНИЕ.

                                                                                                        Промчалось мигом время молодое.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Покинув плоть, душа навек ушла        И не заметила, как обрела                                                                                         Пристанище себе совсем иное.

                                                           Микеланджело. 

                        

    Микеланджело - тревожный гений своей эпохи, любимец знати и бунтарь, обожествляемый последователями и ненавидимый завистниками, гонимый и непонятый. Он один из величайших и самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения, познавший и сумевший отразить в своем творчестве все многообразие человеческого бытия.  

    По  масштабу своей деятельности он был  подлинным универсалом - гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем - воплотив в себе идеал ренессансного творца-гуманиста. Немногие избранные из великих творческих личностей могут быть поставлены в один ряд с Микеланджело. Его деятельность - в своем роде уникальное явление в истории искусств. Индивидуальная одаренность высшего порядка в соединении с благоприятствующими условиями эпохи привела Микеланджело к художественным свершениям столь масштабным и многосторонним, что аналогии им трудно найти во всей историй пластических искусств. 

    Живописное  творчество Микеланджело является ярким  примером особенностей классического  итальянского Возрождения. Поэтические  произведения мастера дают возможность оценить другие аспекты его многогранной личности, глубже понять отношение к вере, искусству и любви.

Однако  по мировоззрению Микеланджело уходит далеко за пределы ясного и построенного по законам совершенного мира антропоцентризма. Мир Микеланджело противоречив и разнообразен. В нем соединены трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество человека и радость его победы в борьбе со стихиями. Этим, возможно, он и близок современному зрителю - многосторонним восприятием жизни. 

    Современники  Микеланджело считали его гением наряду с великими Леонардо и Рафаэлем. 
 
 

                                     БИОГРАФИЯ.

 
 

    Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти продолжались почти целое столетие с 1475 по 1564 год.  

    Микеланджело  родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Он был сыном мелкого чиновника. Отец назвал его Микеланджело: долго  не размышляя, а по внушению свыше, хотел  этим показать, что существо это  было небесным и божественным в большей  степени, чем это бывает у смертных, как это и подтвердилось позднее.  

    Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой  усадьбе. Мать мальчика умерла, когда  ему было шесть лет. Согласно податному  цензу, семья столетиями принадлежала к высшим слоям города, и Микеланджело весьма гордился этим. В то же время он оставался одиноким, жил достаточно скромно и в отличие от других художников его эпохи никогда не стремился улучшить собственное материальное положение. Прежде всего, он заботился о своем отце и четырех братьях. Лишь на короткий период, уже в шестидесятилетнем возрасте, наряду с творческой деятельностью, для него приобрели также глубокое жизненное значение дружеские отношения с Томмазо Кавальери и Витторией Колонна. 

      В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Мастерство и личность Микеланджело выросли настолько, что Доменико диву давался, видя, как он и некоторые вещи делает не так, как полагалось бы юноше, ибо ему казалось, что Микеланджело побеждает не только других учеников, а их было у Гирландайо немало, но и нередко не уступает ему в вещах, созданных им, как мастером. Так, когда один из юношей, обучавшихся у Доменико, срисовал пером у Гирландайо несколько фигур одетых женщин, Микеланджело выхватил у него этот лист и более толстым пером заново обвел фигуру одной из женщин линиями в той манере, которую он считал более совершенной, так что поражает не только различие обеих манер, но и мастерство и вкус столь смелого и дерзкого юноши, у которого хватило духу исправить работу своего учителя.   

    И вот случилось так, что, когда  Доменико работал в большой капелле  в Санта Мариа Новелла и как-то оттуда вышел, Микеланджело начал рисовать с натуры дощатые подмостья с несколькими столами, заставленными всеми принадлежностями искусства, а также и несколько юношей, там работавших. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: "Ну, этот знает больше моего" - так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры.

    Но  уже год спустя Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, призвал его  к себе во дворец и открыл ему  доступ в свои сады, где находилась богатая коллекция произведений античных мастеров. Мальчик практически самостоятельно овладел необходимыми техническими навыками ремесла скульптора. Он лепил из глины и рисовал с произведений предшественников, безошибочно точно выбирая именно то, что могло помочь ему в развитии собственных врожденных склонностей.  

   Жизнь уготовила Микеланджело немало страданий  и разочарований. Но всё-таки судьба не сломила будущего великого мастера. Он не опустил руки перед невзгодами и поражениями и работал, творил до конца своих дней. За всю свою нелёгкую жизнь Микеланджело создаст великое множество гениальных работ, не перестающих поражать и восхищать нас и по сей день. 

    Последний период жизни Микеланджело прошёл в  Риме.

Умер  Микеланджело в своей мастерской. Папа Римский, в знак уважения к гениальному художнику, приказал похоронить его в соборе Святого Петра. Племянник Микеланджело тайно вывез его из Рима во Флоренцию и горожане торжественно погребли своего земляка в церкви Санта-Кроче – усыпальнице великих людей Флоренции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               

                                  Муки и Радости.

 
 

    Микеланджело  Буонаротти.  Его долгая жизнь  – жизнь  Геркулеса, вереница подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не посвоей воле, а вынуждаемый своим гением.  Ромен  Роллан говорит: “Пусть тот, кто отрицает гений, кто не знает, что это такое, вспомнит  Микеланджело.  Вот человек поистине одержимый гением. Гением, чуже-родным его натуре, вторгшимся  в него, как завоеватель, и державшим  его в кабале”.

“…Задумав работу, Микеланджело мог годы проводить  в каменоломнях, отбирая мрамор и  строя дороги для перевозки; он хотел  быть всем зараз – инженером, чернорабочим, каменотесом; хотел делать все сам  – воздвигать дворцы, церкви – один, собственноручно. Он трудился как каторжный”. 

    Будучи  ещё совсем молодым Микеланждело знакомиться с идеями платоновской академии, которая была создана под  покровительством Лоренцо известными учеными Марсилио Фичино и Пико делла  Мирандолой, оказало огромное влияние на формирование мировоззрения молодого скульптора. Он увлекся поисками совершенной формы - главной, по мнению неоплатоников, задачей искусства. Об этом свидетельствуют уже первые работы Микеланджело - рельефы "Мадонна у лестницы" и "Битва кентавров" (оба - 1492, Каза Буонарроти, Флоренция). Здесь перед нами идеальные образы зрелого Возрождения, построенные как на изучении античности, так и на традициях Донателло и его последователей.

               Мраморный рельеф – «Битва Кентавров».

 
 
 

    Мраморный рельеф "Битва  кентавров" (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. Сюжет был подсказан Анджело Полициано; его смысл - победа цивилизации над варварством. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. Скульптор создал компактные и напряженные массы обнаженных тел, продемонстрировав виртуозное мастерство в передаче движения посредством игры света и тени. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне, из которого являются фигуры.  

                  Скульптура «Пьета» («Оплакивание Христа»)

 
 

    В 1496, будучи ещё совсем молодым человеком  – ему не исполнилось и двадцати лет – Микеланджело посетил Рим. В Риме он изваял одну из своих самых знаменитых скульптур – «Пьета» – то есть «Оплакивание Христа». Мать Иисуса Христа оплакивает только что снятого с креста сына. Скульптура вызвала восхищение. Микеланджело никто не знал в Риме. Знатоки спорили, кому принадлежит эта прекрасная работа, и называли имена прославленных скульпторов. Тогда Микеланджело ночью пришёл в церковь, где была выставлена «Пьета», и высек на ней гордую надпись : «Микеланжело Буонарроти флорентинец исполнил». 

      В своей Пьета (Оплакивании)  Микеланджело обратился к теме, которая до той поры всегда  связывалось с идеей искупления. Теперь же двадцатитрехлетний  художник, напротив, предложил невиданное  ранее изображение Мадонны с  мертвым Сыном. У нее юное лицо, но это не признак возраста, она дана как бы вне времени. Слова Вазари о "божественной красоте" произведения должны быть поняты в возможно более буквальном смысле, для того чтобы в максимальной степени постичь смысл этой скульптуры.  

    Микеланджело убеждает самого себя и нас в божественной природе и божественном значении изображенных фигур, сообщая им совершенную красоту в соответствии с человеческими критериями прекрасного и именно поэтому красоту божественную. Здесь явлено не столько страдание как условие искупления, но, скорее, красота как последствие его обретения.

                                      Статуя Давида

 
 

Вернувшись  в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил  от правительства республики заказ  на создание 5,5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. 

    Согласно  библейской легенде, Давид победил  великана Галиафа. Эта победа считалась символом победы с божественной помощью над грубойсилой.

Образ Давида был традиционен во Флоренции. Донателло и Верроккьо создали  бронзовые скульптуры юноши, чудесным образом поразившего великана, голова которого лежит у его ног. 

      Микеланджело порывает с традиционным способом трактовки образа Давида. Он изобразил момент, предшествующий схватке, как раз когда герой чувствует замешательство своих соплеменников перед поединком и издали различает Голиафа, насмехающегося над его народом.

     

Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Художник придал его фигуре совершеннейший контрапост, как в самых прекрасных изображениях греческих героев. Правая часть фигуры напряжена, в то время как левая слегка расслаблена, как у атлета, готового к действию. 

      Образ Давида обладал особым смыслом для флорентийцев, и скульптура Микеланджело привлекла всеобщее внимание. Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. Когда статуя была закончена, комиссия, состоящая из видных горожан и художников, решила установить ее на главной площади города, перед Палаццо Веккио. Это был первый случай со времени античности, то есть более чем за тысячу лет, появления монументальной статуи обнаженного героя в публичном месте. Это могло произойти благодаря удачному совпадению двух обстоятельств: во-первых, умения художника создать для жителей коммуны символ ее наиболее высоких политических идеалов и, во-вторых, способности сообщества горожан понять мощь этого символа. Его желание защитить свободу своего народа отвечало в этот момент самому возвышенному стремлению флорентийцев.  

                             «Сцена битвы при Кашине»

 
 

    В 1504 году, после того как был закончен Давид, республика сделала Микеланджело новый крупный заказ. Ему поручили написать на левой стене большого Зала Совета флорентийского Палаццо Синьории сцену Битвы при Кашине. На правой стене предполагалось поместить Битву при Ангиари, на которую еще в 1503 году получил заказ Леонардо да Винчи. Для этого Микеланджело получил помещение в больнице красильщиков при Сант Онофрио и принялся там за огромнейший картон, потребовав, однако, чтобы никто его не видел. Он заполнил его обнаженными телами, купающимися в жаркий день в реке Арно, но в это мгновение раздается в лагере боевая тревога, извещающая о вражеском нападении; и в то время как солдаты вылезают из воды, чтобы одеться, рукой Микеланджело было показано, как одни вооружаются, чтобы помочь товарищам, другие застегивают свой панцирь, многие хватаются за оружие и бесчисленное множество остальных, вскочив на коней, уже вступает в бой. Там же были многие фигуры, объединенные в группы и набросанные различными манерами: одна очерченная углем, другая нарисованная штрихами, а иная оттушеванная и высветленная белилами - так хотелось ему показать все, что он умел в этом искусстве. Потому-то поражались и изумлялись художники, видя, какого предела достигло искусство, показанное им Микеланджело на этом листе. Картон этот стал школой художников...     

Информация о работе Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти