Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:27, реферат

Описание работы

Однако по мировоззрению Микеланджело уходит далеко за пределы ясного и построенного по законам совершенного мира антропоцентризма. Мир Микеланджело противоречив и разнообразен. В нем соединены трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество человека и радость его победы в борьбе со стихиями. Этим, возможно, он и близок современному зрителю - многосторонним восприятием жизни.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ - МХК - МИКЕЛАНДЖЕЛО.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

    Наряду  с этими большими предприятиями флорентийские годы принесли Микеланджело серию частных заказов.

                    Гробница для папы римского Юлия II

    В 1503 году Юлий II занял папский престол. Ни один из меценатов не использовал  искусство в целях пропаганды так широко, как Юлий II. Он начал сооружение нового собора святого Петра, ремонт и расширение папской резиденции по образцу римских дворцов и вилл, роспись папской капеллы и подготовку великолепной гробницы для самого себя.

 

    Детали  этого проекта неясны, но, по-видимому, Юлий II представлял себе новый храм со своей гробницей наподобие усыпальницы французских королей в Сен-Дени. Проект нового собора святого Петра был поручен Браманте, а в 1505 году Микеланджело получил заказ на разработку проекта гробницы. 

      Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Она должна была стоять свободно и иметь размер 6 на 9 м. Внутри должно было находиться овальное помещение, а снаружи - около 40 статуй, не считая разных историй, путтов и украшений, всей порезки карнизов и других архитектурных обломов.  

    Гробница  так и не была построена в той  форме, как ее задумал Микеланджело, и эта "трагедия" преследовала его почти 40 лет. План гробницы и  ее смысловое содержание могут быть реконструированы по предварительным рисункам и описаниям. Наиболее вероятно, что гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной. У основания должны были находиться статуи апостола Павла, Моисея и пророков, символы двух путей достижения спасения. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. В результате были завершены только три статуи; контракт на гробницу заключался шесть раз на протяжении 37 лет, и в конце концов памятник был установлен в церкви Сан Пьетро ин Винколи.  

    В течение 1505-1506 годов Микеланджело постоянно  посещал мраморные каменоломни, выбирая материал для гробницы, в  то время как Юлий II все более  настойчиво обращал его внимание на сооружение собора святого Петра, что строить гробницу при жизни - дурная примета и значит накликать себе смерть. 

    Гробница  оставалась незаконченной. В крайнем  раздражении Микеланджело бежал  из Рима 17 апреля 1506 года, за день до заложения  фундамента собора.

Однако  папа оставался непреклонным. Микеланджело был прощен и получил заказ на изготовление статуи понтифика, позднее уничтоженной взбунтовавшимися болонцами.  
 

                         Потолок Сикстинской капеллы

 
 

    В 1506 году возник еще один проект - фрески потолка Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым.  

    В 1508 году Микеланджело неохотно начал  роспись свода. Работа продлилась немногим более двух лет в промежутке между 1508 и 1512 годами, при минимальном участии  помощников.  

    Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523 года, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия.

 

    Роспись потолка Сикстинской капеллы  представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными.

 

    Существующие  интерпретации смысла этой росписи  могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансная мысль. 

    Изображения распадаются на три основные группы: сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая - "Сотворение Адама", "Сотворение Евы", "Искушение и Изгнание из рая" - посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Не случайно Адам в "Сотворении Адама" и Ной в "Опьянении Ноя" находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Мужественный и прекрасный, с еще не разбуженной мыслью, и не раскрывшимися силами,  лежит он на склоне холма, протянув руки к создавшему его богу. Через плечо бога смотрит ангел, изумленный красотой человека.  

    В четырех парусах свода находятся  сцены "Юдифь и Олоферн", "Давид и Голиаф", "Медный змий" и "Смерть Амана". Каждая из них - пример таинственного участия Бога в спасении своего избранного народа. Об этой божественной помощи повествовали пророки, предсказывавшие пришествие Мессии. 

      Кульминацией росписи является экстатическая фигура Ионы, расположенная над алтарем и под сценой первого дня творения, к которой обращен его взор. Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни, ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Через участие в мессе у алтаря внизу верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения.

    

    Повествование строится в духе героического и возвышенного гуманизма; и женские и мужские фигуры исполнены мужественной силы. Фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в "Битве кентавров", и в "Битве при Кашине".  

    Микеланджело  не был склонен к спокойному идеализму  скульптуры Парфенона, но предпочитал  мощный героизм эллинистического и  римского искусства, выразившийся в  крупной, исполненной пафоса скульптурной группе Лаокоон, найденной в Риме в 1506 году. Четыре года провел Микеланджело высоко на лесах, преодолевая боль в мышцах,  без конца отирая заливавшую лицо краску. Его глаза после этого почти перестали видеть: чтобы прочесть книгу или  рассмотреть какую-нибудь вещь, ему надо было поднимать ее высоко над головой.

      

Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, и со всех сторон сбегались люди; и одного этого  было достаточно, чтобы они, остолбеневшие  и онемевшие, в ней толпились.

 

    Роспись потолка Сикстинской капеллы  в Риме стала гимном человеку и  его возрождению после средневековой  ночи. Эту роспись можно сравнить с «Божественной комедией» Данте.  Каждый образ, созданный художником, непревзойдённый шедевр живописи. 

            Продолжение работы над гробницей Юлия II

 

    В 1513 году умер Папа Юлий II; на смену ему  пришел Лев Х из семейства Медичи. Между тем после завершения капеллы  он с охотой взялся за гробницу, чтобы без стольких помех довести ее на этот раз до конца, но всегда получал от нее впоследствии больше неприятностей и затруднений, чем от чего-либо другого, но всю свою жизнь и на долгое время прослыл, так или иначе, неблагодарным по отношению к тому папе, который так ему покровительствовал и благоволил. 

      Итак, возвратившись к гробнице, он работал над ней беспрерывно. С 1513 по 1516 год Микеланджело работал над статуями, предназначенными для гробницы Юлия II: фигурами двух рабов (Лувр) и статуей Моисея (Сан Пьетро ин Винколи, Рим). "Раб, рвущий путы" изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Умирающий раб слаб, он словно пытается подняться, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой. Моисей смотрит влево, как Давид; в нем словно закипает возмущение при виде поклонения золотому тельцу. Правая часть его тела напряжена, к боку прижаты скрижали, а резкое движение правой ноги подчеркнуто переброшенной через нее драпировкой. Этот гигант, один из пророков, воплощенных в мраморе, олицетворяет, "устрашающую силу".  

    Однако судьбе не угодно было, чтобы этот памятник, начатый с таким совершенством, так же был и закончен, ибо приключилась в то время смерть папы Юлия, а потому работа эта была заброшена из-за избрания папы Льва X, который, блиставший предприимчивостью и мощью не меньше Юлия, пожелал оставить у себя на родине, ибо он был первым первосвященником, оттуда происходившим, на память о себе и божественном художнике, своем согражданине, такие чудеса, какие могли быть созданы лишь таким величайшим государем, как он.

И посему, работа над гробницей Юлия осталась незаконченной.

   Семейная церковь Медичи во Флоренции, Сан Лоренцо

 
 

    Годы  между 1515 и 1520 были временем крушения планов Микеланджело. На него оказывали давление наследники Юлия, и одновременно он служил новому папе из рода Медичи. В 1516 году он получил заказ на оформление фасада семейной церкви Медичи во Флоренции, Сан Лоренцо.  

      Микеланджело хотел сделать фасад  этой приходской церкви рода  Медичи «зеркалом всей Италии»,  но работы были прекращены  из-за недостатка средств. В  1520 кардинал Джулио Медичи, будущий папа Климент VII, поручил Микеланджело превратить Новую сакристию церкви Сан-Лоренцо в грандиозную усыпальницу рода Медичи.  

    В свободном кубическом пространстве, увенчанном сводом, Микеланджело разместил  пристенные гробницы с фигурами Джулиано и Лоренцо. С одной стороны располагается алтарь, напротив - статуя "Мадонны с Младенцем", сидящей на прямоугольном саркофаге с останками Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. По сторонам располагаются пристенные гробницы младших Лоренцо и Джулиано. Их идеализированные статуи помещены в ниши; взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. На саркофагах находятся лежащие фигуры, символизирующие День, Ночь, Утро и Вечер.  

    Когда Микеланджело в 1534 году уехал в Рим, скульптуры еще не были установлены и находились на разных стадиях завершенности. Сохранившиеся наброски свидетельствуют о напряженной работе, предшествовавшей их созданию: были проекты единой гробницы, двойной и даже свободно стоящей гробницы.

 

    Эффект  этих скульптур построен на контрастах. Лоренцо задумчив и созерцателен. Фигуры находящихся под ним персонификаций Вечера и Утра настолько расслабленны, что, кажется, могут соскользнуть с саркофагов, на которых лежат. Фигура Джулиано, напротив, напряжена; он держит в руке жезл полководца. Расположенные под ним Ночь и День - мощные мускулистые фигуры, скорчившиеся в мучительном напряжении. Правдоподобно предположение, что Лоренцо воплощает созерцательное начало, а Джулиано - действенное. 

    Драматический пафос этих образов Микеланджело выразил в четверостишии, написанном им как бы от имени Ночи: 
 
 

Мне сладко спать, а пуще — камнем быть,

Когда кругом позор и преступленье:

Не чувствовать, не видеть — облегченье.

Информация о работе Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти