Жизнь восточного гарема

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:55, реферат

Описание работы

Гарем ... На свете не так много слов, которые могли бы соперничать с этим, таким притягательным и таинственным. Каждый найдет в нем свои потаенные желания, угасающее родство с первородными инстинктами или ностальгию о тех временах, когда красота имела достойную цену и утонченных ценителей.
«Гарем.) (харам) - слово арабское, обозначает оно все, что запретно, а также сокрыто и защищено, тайно и недоступно для посторонних. Европейский синоним гарема французское слово «сераль», происходящее от схожих по звучанию персидского и турецкого слов (serui, saray), обозначающих большой дом или дворец. В представлении европейцев сераль - это внутренние покои восточных владык и их семей.

Работа содержит 1 файл

Гарем.docx

— 32.72 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ   
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ 

СЫКТЫВКАРСКИЙ ФИЛИАЛ 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

По дисциплине: Мировая художественная культура 

На тему: Жизнь восточного гарема 
 
 
 

Выполнил:_______________________                   студент 1 курса

         Дата сдачи, подпись студента 

                                                                     Спец. 100103 СКСиТ 

                                                            Королева Е. Н. 
 

Проверил:                                                                    Плеханова М.

                                             к. ф. н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сыктывкар 2010

     Введение

     Гарем ... На свете не так много слов, которые могли бы соперничать  с этим, таким притягательным и таинственным. Каждый найдет в нем свои потаенные желания, угасающее родство с первородными инстинктами или ностальгию о тех временах, когда красота имела достойную цену и утонченных ценителей.

     «Гарем.) (харам) - слово арабское, обозначает оно все, что запретно, а также  сокрыто и защищено, тайно и  недоступно для посторонних. Европейский синоним гарема французское слово «сераль», происходящее от схожих по звучанию персидского и турецкого слов (serui, saray), обозначающих большой дом или дворец. В представлении европейцев сераль - это внутренние покои восточных владык и их семей.

     Когда имеется в виду восточный дом  прошлых веков, то харам - это та его  часть, где жили женщины - матери, жены,  малолетние дети, наложницы, рабыни, а  также и евнухи.

     Гаремы  жили своей тайной жизнью, вырабатывая  свой особый этикет, развивая традиции, совершенствуя структуру и иерархию и впитывая опыт всего света, особенно по части любовных наук и борьбы с соперницами, секретов обольщения и красоты. В результате возникла своеобразная культура, которая существует уже тысячи лет

     Некоторые гаремы насчитывали тысячи наложниц. В «Книге рекордов Гиннесса» зафиксирован  официальный» рекорд: «Самым вместительным гаремом в мире был Зимний гарем Большого сераля Топкапы, Стамбул, Турция, построенный в 1589 г. и имевший 400 помещений. Ко времени смещения Абдула Хамида Второй в 1909 г. количество его обитательниц сократилось с 1200 до 370 наложниц и 127 евнухов».  
 
 
 

     Восточные гаремы

     В том или ином виде гаремы существовали везде, во все времена и задолго  до ислама как явление, не противоречащее природе.

     Гарем представлял собой нечто вроде  драгоценного тюрбана, возвышавшегося над  государством. Он не имел связи  с обществом за стенами сераля, хотя зависел от него во всем. Гарем  был символом могущества владыки, порой  более красноречивым, чем армия  или флот. Численность и великолепие  гарема внушали уважение не только к государству, но и к его правителю.  

     Охота на красавиц

     «Золотой  век» рабства пришелся на эпоху rypецких завоеваний, когда из порабощенных стран приводились огромные караваны плененных. Кроме того, ежегодно поставлялись в виде дани десятки тысяч девушек и юношей.

     Турецкие  работорговцы и сами «охотились» на красавиц на подвластных Порте территориях. Работорговцам выдавались специальные патенты и удостоверения, позволявшие им путешествовать по миру. Дело это было столь прибыльным и надежным, что казна с легкостью выдавала таким негоциантам большие кредиты. Кроме того, султан получал налог с торговли невольниками, и сановники прикладывали немало усилий, чтобы любвеобильность владык не иссякала. 

     Чудесные  подношения

     Невольниц не только продавали, но и меняли на коней или оружие, землю или скот. Особым шиком считалось дарить красивых невольниц. Губернаторы провинций считали делом особой государственной важности посылать в подарок своему повелителю самых красивых женщин. Они делали это регулярно, не стесняясь применять силу, чтобы отнять детей у несчастных родителей. Самыми красивыми невольницами считались черкешенки (так именовались представительницы разных кавказских народов, живших у берегов Черного моря).

     Основными поставщиками «живого товара» стали Африка, Балканы, Черноморское побережье Кавказа, Курдистан и Персия. 

     Рынки рабынь

     Работорговцы  наживали на чужом горе огромные состояния. Их не останавливала даже вопиющая незаконность их деятельности с точки зрения мусульманского права. Черкешенки были в основном мусульманками. Они не могли быть чьей-то собственностью и тем более обращаться в рабство. Рабами признавались, как мы уже писали, только немусульмане, захваченные на войне. Рекомендовалось предоставить свободу и им, свершив этим весьма благочестивое дело. А если раб принимал ислам, то подлежал освобождению без промедления.

     Однако  привычка вельмож к рабовладению была так сильна, а соблазн пополнить свои гаремы чудесными созданиями так велик, что торговцы и покупатели нашли способ формально обходить закон. Как писал Осман-бей, покупатели не спрашивали, откуда привезен «товар», им было достаточно заявления продавца, что «ЭТО рабы». Покупатель лишь восклицал: «Если есть в этом деле грех, да падет он на голову продавца!» И сделка считалась состоявшейся...Если торговец обманет покупателя относительно достоинств рабыни и у нее обнаружится какой-то изъян, покупатель имеет право через неделю расторгнуть сделку.

     Если  рабыни противились уготованной  им судьбе и не желали уподобляться бессловесному скоту, торговцы применяли различные испытанные средства. Когда не помогали ни уговоры, ни угрозы, рабынь усмиряли силой. Но делали это с осторожностью, так как «порченый товар» падал в цене и наносил вред репутации продавца. Проще всего было подавить упорство невольниц опиумом или другим зельем, подмешанным в пищу.

     Посредники  и перекупщики

     Важную  роль в работорговле исполняли посредники. Когда кто-то хотел избавиться от невольницы, но не хотел или не мог сделать это сам, он поручал это дело опытному посреднику.

     В этом безобразном, но прибыльном деле не обходилось и без перекупщиков. Ими были весьма состоятельные дамы из высшего общества. Избавившись пару раз от строптивых рабынь посредством своих торговых агентов, они быстро входили во вкус. Со временем они превращали домашние гаремы в интернаты, куда попадали маленькие девочки. После нескольких лет «воспитания» их продавали в несколько раз дороже. Этот вид торговли превратился в безотказную систему, предлагавшую «товар» на все вкусы. 

     Реформы работорговли

     В конце XIX века невольничьи рынки были официально закрыты, так как наводнившие страну европейцы считали их вопиющим пережитком варварства. Однако сама работорговля отнюдь не исчезла. Она просто стала более «цивилизованной», скрытой от лишних глаз.

     Рынки переместились в потаенные уголки города, в особые кафе и дома самих работорговцев. Невольницы по-прежнему продавались, но стоили теперь дороже, попадая на рынок контрабандным путем. Одним из способов продажи невольниц был их вывоз якобы на прогулку в открытых экипажах, когда все желающие могли оценить предлагаемых прелестниц, договориться с сопровождающими их агентами о цене и незамедлительно вступить в права собственника. Причем покупатели искренне полагали, что совершают благодеяние, вырывая несчастных девушек из лап алчных живодеров-работорговцев. Впрочем, смирившиеся с судьбой девушки, как правило, были с покупателями солидарны.

     Юные  девы отнюдь не светились радостью, когда мрачный евнух закрывал за ними ворота «Дома счастья». Они вряд ли представляли, что их ждет в гареме, зато хорошо понимали, что навсегда расстаются с прежней жизнью.

     В этом таинственном мире были свои законы и иное течение времени, отменявшее память, прежние привязанности и привычки. Теперь их жизнь, одежда, пища, мечты, даже имена - все становилось иным. 

     Академия  любви

     Валиде-султан (мать султана) и ее кальфам (госпожи) было чему научить наивных девушек. Их опыту и мастерству могли бы позавидовать и японские гейши. Для начала девушек придирчиво «сортировали» И раздавали соответствующим воспитательницам. Те, не мешкая,  принимались за дело. Природную красоту девушек необходимо было довести до совершенства и облечь в драгоценную оправу, способную тронуть сердце повелителя.

     Воспитание  в гаремной академии любви диктовалось  главной целью - всегда и везде  быть готовой услужить повелителю, исполнить любой его каприз. Особым достижением считалось умение вызвать, разжечь этот самый каприз утонченными  и изысканными способами. При  дворе бухарского эмира наложниц по три месяца обучали гаремным премудростям, умению угождать повелителю и прочим способам разбудить в нем желания.

     В Индии этим наукам посвящались многочисленные трактаты. Обучению гетер уделялось очень большое внимание. Лучшие из них своим умственным развитием, талантами и образованием могли соперничать с представительницами высших классов общества. Основой индийской науки любви была, конечно, «Камасутра». Постигшие тонкости этого трактата дамы знали, как сделать так, чтобы повелитель не только наслаждался красавицей, но и обретал в любви новые силы и мудрость. 
 
 

     Движения  и жесты

     Одной из главных наук, преподаваемых в  серале, было умение красиво и грациозно двигаться. Привычные способы сменялись утонченными, а большей частью прививались новые. Стоять, сидеть, приближаться к повелителю или его ложу, подавать кофе или кальян, отводить глаза, принимать подарки – премудростей было много. Многочисленные нюансы зависели от настроения повелителя, времени суток, места действия или времени года.

     Язык  в серале тоже был особенный, не вполне понятный простому люду. Мимика, жесты, условности, которыми пользовались обитатели гарема, подчеркивали их принадлежность к особой гаремной касте. 

     Одеяния

     По  сравнению с окружающим миром, гарем  мог показаться царством свободы и  раскрепощенности. Здесь не скрывали лиц и прочих прелестей. Напротив, подчеркивать и даже преувеличивать все свои достоинства было прямой обязанностью их обладательниц.

     И мужья всегда имели беспрепятственную  возможность наслаждаться красотой своих супруг. Но как только обитательница  гарема, хотя бы ненадолго, выходила за его пределы, все менялось. Паранджа, чадра, яшмак и всевозможные вуали стали символами восточных женщин. руки женщин были закрыты перчатками. Обувь, как правило, была без задников. Костюм дополняли различные дорогие украшения: веера, тросточки, зонтики, зеркальца и т. д. Жены и фаворитки султана никогда не появлялись перед ним в одном и том же платье. Султан и сам любил менять наряды. Отправленные в отставку костюмы поступали в распоряжение слуг.

     В сералях украшения полагались наложницам «по службе», а кроме того преподносились в дар их повелителем или гостями сераля. Подарки и приданое мусульманок и сегодня остаются их безусловной собственностью на всю жизнь. Даже при разводах они не делятся, и муж не имеет на них никаких прав. 

     Ароматы и благовония

     Гаремные  дивы источали всевозможные ароматы. Стараясь не потеряться среди множества очаровательных гурий, наложницы искали свой неповторимый и привлекательный запах. В гаремах  высоко ценил ось искусство составления  букетов, умение использовать особый смысл  и назначение каждого цветка или  их комбинаций. Создавались целые  поэмы, которые можно «читать», созерцая вдохновенно составленный букет  или икебану. Кроме формы и  цвета, цветы обладают еще одним  важнейшим свойством неповторимым запахом. Аромат искусно подобранного букета мог сотворить чудо. Многовековой опыт гаремных обольстительниц говорил  о том, что розы покровительствуют  любви. Без них не обходилась ни одна романтическая история. Розмарин и  жасмин разжигали любовную страсть  и умножали силы. Лаванда, цикламены  и резеда придавали отношениям утонченное очарование. Красота цветов имела  и другую, тайную силу. Красные розы, например, притягивали мужчин, а  фиолетовые ирисы - женщин. Кроме того, приятные с виду цветы могли играть и отвращающую роль, чем с успехом  пользовались ревнивые наложницы.

Информация о работе Жизнь восточного гарема