Методика работы по развитию детской речи детей раннего времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:03, контрольная работа

Описание работы

Важным фактором развития ребенка являются внешние условия, среда, воспитательное воздействие семьи, в которой малыш живёт и развивается.
Основы развития речи закладываются с первых месяцев жизни ребёнка.
К ним относится:
- Развитие зрительного и слухового внимания, голосовых связок, формирование первых связей между двигательными, кинестетическими и слуховыми анализаторами.
- Появление гуления, лепета, способствующих формированию речевого дыхания, слухового контроля, речевого подражания.

Содержание

Содержание
1.Значение работы по развитию речи детей раннего возраста.................3
2.Особенности речи детей первого года жизни, задачи работы...............6
3.Особенности развития речи детей второго года жизни.......................10
4.Задачи и содержание работы по развитию речи в группе второго года жизни......................................................................................................................12
5.Условия успешной работы по развитию речи в группах раннего возраста...................................................................................................................16
6.Методика проведения занятий по развитию речи детей второго года жизни......................................................................................................................21
Список использованной литерату

Работа содержит 1 файл

@ДСР по развитию речи.docx

— 55.72 Кб (Скачать)

ДРС тема

«Методика работы по развитию детской речи детей  раннего времени» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

1.Значение работы  по развитию речи детей раннего  возраста.................3

2.Особенности  речи детей первого года жизни,  задачи работы...............6

3.Особенности  развития речи детей  второго  года жизни.......................10

4.Задачи и  содержание работы по развитию  речи в группе второго года  жизни......................................................................................................................12

5.Условия успешной  работы по развитию речи в  группах раннего возраста...................................................................................................................16

6.Методика проведения  занятий по развитию речи детей  второго года жизни......................................................................................................................21

Список использованной литературы.........................................................27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Значение  работы по развитию речи детей  раннего возраста 

Важным фактором развития ребенка являются внешние условия, среда, воспитательное воздействие семьи, в которой малыш живёт и развивается.

Основы развития речи закладываются с первых месяцев  жизни ребёнка.

К ним относится:

- Развитие зрительного  и слухового внимания, голосовых  связок, формирование первых связей  между двигательными, кинестетическими  и слуховыми анализаторами.

- Появление гуления, лепета, способствующих формированию речевого дыхания, слухового контроля, речевого подражания.

- Своевременное  двигательное развитие: сидение,  ползание, ходьба, совершенствование  функций рук: умение захватывать  и удерживать предметы (уровень  развития речи ребёнка находится  в прямой зависимости от состояния  тонкой пальцевой моторики).

- Освоение неречевых  движений: сосания, глотания, жевания  (если ребёнок не может сомкнуть  губы, поднять язык, жевать, то у  него, скорее всего, возникнут  проблемы с артикуляционными  движениями).

-Восприятия, ориентировочные  действия (действия руки, ощупывающей  предмет, движения обследующего  этот предмет глаза и т.д.) у  маленького ребёнка весьма несовершенны, в результате чего возникающие  у него образы окружающих предметов  и явлений часто оказываются  неполными и неточными.

С первых месяцев  жизни младенца надо стимулировать  в приобретении чувственного опыта, направлять способности ребёнка  на обследование окружающих предметов  с помощью зрения, слуха, движений рук. Эти воздействия должны стать  системой в процессе ежедневного  ухода за малышом. Взрослый активизирует процесс зрительного и слухового  восприятия, сочетает его с развитием  двигательной функции рук, вкладывая  в них различные звучащие игрушки, побуждая к захватыванию предметов. Эти упражнения необходимо целенаправленно  проводить, начиная с самого раннего  возраста. Близкие взрослые, постоянно  разговаривая с ребёнком, воздействуют не только выразительностью голоса, но и мимикой, движениями, вкладывая  предметы в руки малыша и комментируя  действия, обозначая предмет, способствуют формированию у него потребности  речевого общения, развивают понимание  обращенной речи.

Развивая понимание речи ребёнка, воспитывая потребность в общении, взрослые подготавливают основу для появления активной речи. Малыш, лёжа в кроватке или ползая на полу, не только «разговаривает» сам с собой, словно пробует разные звуки, но и при обращении к нему внимательно глядит на губы взрослого, сосредоточенно слушает, пробует повторять. При этом ребёнок в такой совместной, опредмеченной через звук деятельности:

-открывает для  себя звучание слов;

- узнаёт, что  каждый предмет имеет не только  своё назначение, но и своё  название;

- постепенно  научается слушать и понимать  речь;

-понимает, что  слова в предложении связаны  между собой.

Таким образом, малыш начинает понимать обращенные к нему слова, откликается на имя, выполняет простые просьбы: сделай ладушки, помаши ручкой и т.д. Взрослые, руководя восприятием ребёнка, активно пользуются названиями свойств предметов. Однако малыш, как правило, не запоминает их, хотя сами свойства уже умеет выделять во многих ситуациях. Большая часть слов, которые дети усваивают до 3-х лет, обозначает предметы и действия.

Одновременно  совершенствуется понимание речи взрослого  и формируется собственная речь ребёнка.

В общении с  ребёнком взрослым необходимо помнить, что речевая инструкция должна быть четкой и простой. Так, речь взрослого – это и констатация факта, и сопровождение действий, и побуждение к действию, и регуляция деятельности ребёнка, и оценка результатов его деятельности. Примером может быть проведение следующей игры-занятия, цель которой – учить усваивать жест «привет», понимать инструкцию «дай ручку». Взрослый протягивает руку к ребёнку со словами: «Привет! Дай ручку!», направляя движения руки ребёнка и вкладывая её в свою руку, ласково поглаживая её и слегка потряхивая. Затем, освободив руку ребёнка, протягивает свою и просит: «Привет! Дай ручку!»

Это упражнение следует повторять всем членам семьи, закрепляя его положительный  эффект поощрением (похвала и двигательное тормошение). Проводить его следует до тех пор, пока малыш сам на данную инструкцию не будет пытаться протягивать ручку. Затем у ребёнка с инструкцией «дай» формируют другие варианты сходных действий: «Дай машинку, дай куклу» и т.д.

Очень важно, чтобы  взрослые побуждали малыша к самостоятельному выполнению предметного действия, что  придаёт речи действенный, практический характер. Необходимо воспитывать интерес  к окружающему миру и научить  ребёнка способам действия с предметами.

Многие дети, испытывающие трудности в звукопроизношении, начинают общение со взрослыми с помощью жестов, что поначалу имеет важное значение. На раннем возрастном этапе следует развивать и поддерживать попытку ребёнка выразить себя. Но если мать, хорошо понимая выражения его глаз, его жесты, сейчас же отвечает на них действием, то у малыша тормозится потребность в речевом общении. В такой ситуации необходимо быть максимально терпеливым в ожидании словесного (или звукового) ответа.

При нормальном становлении речи развитие речевой  активности ребёнка протекает незаметно. Но специальные наблюдения показывают, что правильная организация условий  жизни и общения позволяет  ускорить её появление.

Таким образом, организованное предметно-действенное общение взрослого с ребёнком является важнейшим стимулом развития его речи. Малыша надо знакомить с частями тела, окружающими предметами и действиям с ними, обучать навыкам самообслуживания и др. При этом следует помнить, что на данном возрастном этапе правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой взрослых, гораздо важнее сформировать необходимые предпосылки и потребность к речевому общению.

2.Особенности  речи детей первого года жизни,  задачи работы 

Во втором полугодии жизни ребенка формируется ситуативно-деловое общение с взрослым, в котором главное для ребенка - совместная игра с предметами.

В этот период ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи. К 7 месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли, а в 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает ручками («ладушки»), на слова «до свидания» машет ручкой.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом, когда  ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, и активное использование речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Примерно с 6–8 месяцев у ребенка начинается развитие пассивной речи, он учится различать и понимать первые простые слова, небольшие предложения. Спросите своего полугодовалого карапуза: «Где кукла? Где часы?», ребенок поворачивает голову в сторону предмета или ищет его. В этот период важную роль играет окружающая речевая среда. Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием. Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, правильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом.

На 8–9 месяцах малыш начинает подражать незнакомым звукам. Его активность в этих случаях заслуживает одобрения и поддержки родителей. Он уже произносит удвоенные слоги: «мА-ма», «па-па». Когда его спрашивают о маме, папе или других членах семьи, ребенок уже может показать на них, а, услышав свое имя, живо реагирует и на это. Первоначальная реакция рефлекторно связана со звучанием слов, но только таким путем ребенок сможет постепенно научиться понимать и смысл слова, реагируя на него соответствующим образом. Поэтому, повторяя отдельные слова, малыша приучают к их звучанию.

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пытаются дать малышу словесный образец: «Скажи -часы, скажи - ложка». И к великой радости родителей многие малыши уже в 8–10 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослыми те или иные слова, поражая всех своими «необыкновенными способностями». Стремление научить слову, конечно, появляется в играх, которые развивают у ребенка подражание. Долгое время принято было считать, что такие игры являются, чуть ли не единственным источником, развивающим собственную активность ребенка. Однако прямой связи между подражанием и активной речью все же нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не использовать его в реальной жизненной ситуации, при взаимодействии с окружающими людьми. К тому же подражание у детей этого возраста носит отсроченный характер, ребенок может повторить слово лишь спустя некоторое время, когда даже взрослый забудет о том, что сам научил ему ребенка. Очень часто упорные попытки родителей добиться от своего малыша повторения кончаются ничем. Так, например, в 8–10 месяцев ребенок произносит в ответ совершенно иную, но свою собственную вокализацию.

К 9 месяцам маленький ребенок понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает свое имя, дает игрушку, находящуюся у него в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходимые движения и действия («садись», «пей», «дай ручку»). Так речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка.

Важным в развитии ребенка на этом возрастном этапе является приобретение им умения в лепете и действиях с предметами подражать взрослому. Без этого умения невозможно дальнейшее развитие малыша, его обучение и воспитание. К 7 месяцам он повторяет отдельные слоги - лепечет. У каждого ребенка есть» свои» два-три слога, которые он произносит многократно и в разных сочетаниях. В 8 месяцев, повторяя за взрослым, произносит уже новые слоги, новые сочетания гласных и небных или губных согласных звуков, которые до сих пор не произносил. Благодаря этому звуковой состав лепета расширяется. Теперь свои движения, действия, общение со взрослыми и детьми малыш сопровождает лепетом. Однако иногда, в период овладения новыми движениями и увлечения двигательной активности, возникают так называемые конкурентные отношения между развитием движений и лепетом. Лепет как новое и еще не прочное умение угасает, если взрослые не создают специальных условий для его развития (не вызывают подражания слогам, не перекликаются с ребенком).

На десятом месяце постепенно возникает понимание роли языка, т. е. ребенок начинает увязывать услышанное слово с определенными предметами. Такое понимание всегда предшествует говорению, причем малыш уже может осмысленно воспринимать простые просьбы.

Невнятный лепет, которым изъясняется ребенок  в возрасте от 11 до 12 месяцев, и его часто непонятная речь до полутора лет, которую можно приравнять к произнесению отдельных слов, должны всячески поощряться родителями.

В семье: 
       Много разговаривать с ребенком. Показывать и называть реальные предметы ближайшего окружения ребенка; комментировать действия с предметами.

Учить узнавать изображения знакомых предметов  на предметных картинках. Учить находить знакомое изображение из двух, трех, четырех предлагаемых картинок.

Развивать у  ребенка невербальные формы общения (фиксация взгляда на лице взрослого, понимание указательного и приглашающих жестов, выполнение жестового ритуала  приветствия и прощания, объятия  и поцелуя как форм эмоционального общения).

Информация о работе Методика работы по развитию детской речи детей раннего времени