Методика работы по развитию детской речи детей раннего времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:03, контрольная работа

Описание работы

Важным фактором развития ребенка являются внешние условия, среда, воспитательное воздействие семьи, в которой малыш живёт и развивается.
Основы развития речи закладываются с первых месяцев жизни ребёнка.
К ним относится:
- Развитие зрительного и слухового внимания, голосовых связок, формирование первых связей между двигательными, кинестетическими и слуховыми анализаторами.
- Появление гуления, лепета, способствующих формированию речевого дыхания, слухового контроля, речевого подражания.

Содержание

Содержание
1.Значение работы по развитию речи детей раннего возраста.................3
2.Особенности речи детей первого года жизни, задачи работы...............6
3.Особенности развития речи детей второго года жизни.......................10
4.Задачи и содержание работы по развитию речи в группе второго года жизни......................................................................................................................12
5.Условия успешной работы по развитию речи в группах раннего возраста...................................................................................................................16
6.Методика проведения занятий по развитию речи детей второго года жизни......................................................................................................................21
Список использованной литерату

Работа содержит 1 файл

@ДСР по развитию речи.docx

— 55.72 Кб (Скачать)

5.Условия успешной  работы по развитию речи в  группах раннего возраста 

Условие - это  то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент  комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия, которого с необходимостью следует существование  данного явления. Педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т.п.) процесса.

В отечественной  педагогике выделено несколько уровней  педагогических условий развития детей  раннего возраста. Рассмотрим их подробно.

Первый уровень  условий - характеристики ребенка (детей) детерминирующие успешность воспитательного  процесса.

Следующий уровень  условий - непосредственные обстоятельства воспитания - собственно классические педагогические условия - характеристики:

-содержания  и организации деятельности детей  (ребенка), межличностных отношений,  общения в группе, быта детского  объединения, отношений педагогов  с детьми (педагога с ребенком), вхождения ребенка в объединение,  взаимодействия детского объединения  (образовательного учреждения) с  окружающей средой.

Деятельность  ребенка (детей) в качестве педагогического  условия может представлять собой  как организационную, так и содержательную характеристику. Например, по А.В. Мудрику: познание, общение, предметно-практическая, духовно-практическая, спорт, игра (представленность видов деятельности или их взаимосвязь).

Определяющими являются также такие свойства детской  деятельности как креативность - репродуктивность, направленность на себя или во вне, соответствие деятельности возможностям ребенка (сложность - простота), общественная значимость и т.п. К организационным особенностям деятельности ребенка относятся также состав участников, способы организации: уровень и взаимосвязь совместности и индивидуальности детских (детско-взрослых) занятий.

Характеристики  внутренней среды детского объединения (образовательного учреждения) " касается состояния межличностных отношений  участников воспитательного процесса (педагог-ребенок, ребенок - ребенок), определяет характер предметно-эстетической среды  детско-взрослого сообщества, знаково-символической  составляющей быта воспитателей и воспитанников. Этот компонент обладает такими признаками: степень гуманистичности, свободы, творчества, наличие "ниш для самореализации", состав участников воспитывающей общности (возраст, пол, социальный статус и проч.). В ряде диссертационных работ указывается на открытость внутренней среды для изменения самим воспитанником.

Свойства взаимодействия с окружающей средой могут быть рассмотрены  как степень открытости или автономности образовательного учреждения (детского объединения) для внешних воздействий. Примером автономности учреждения и  объединения могут быть летний детский  лагерь, психологический тренинг  и т.д.

Обозначим место  второго и четвертого уровней  педагогических условий. Второй уровень  представляет собой своего рода проекцию обстоятельств воспитательного  процесса на субъективный мир воспитанника. Другими словами в качестве педагогических условий может рассматриваться  субъективное восприятие ребенком деятельности, отношений, взаимодействий и других обстоятельств воспитательного  процесса. Так как без указания объекта отношения, эти самые  отношения раскрыть достаточно сложно, мы и пропустили третий уровень вперед второго.

Здесь принципиальна  субъективная картина собственных  занятий: наличие личностного смысла, осознание общественной значимости результатов созидания, удовольствие от процесса, восприятие собственных  действий как проб, роли и функции  во взаимодействии, обеспечивающем эту  деятельность. Определяющим становится подготовленность ребенка к решению  задач. В исследованиях костромской  научной школы большое внимание уделяется идее включенности личности в деятельность (принадлежит В.В. Рогачеву, затем стала широко эксплуатироваться  в научных исследованиях костромских  исследователей).

Понятие "включенность" - трактуется как личностное состояние  по отношению к деятельности, несущее  в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом  является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Включенность в социальную деятельность понимается как фактор формирования субъективно-личностных отношений, из которых складывается "субъективно-личностное пространство", не всегда совпадающее с "пространством" общественных отношений, в которое  личность включена объективно.

Состояние включенности характеризуется интериоризацией цели деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности (В.В. Рогачев).

Четвертый уровень  условий - "педагогическая деятельность как управление жизнедеятельностью детского объединения". Анализ гипотез  в кандидатских диссертациях по педагогике позволяет выделить следующие варианты формулировки педагогического условий:

педагогическая  деятельность по осуществлению отбора и селекции воспитанников;

педагогическая  деятельность по управлению деятельностью  воспитанников (отбор содержания, форм, организация и т.д.);

педагогическая  деятельность, предусматривающая управление межличностными отношениями, предметно-эстетической средой, бытом детско-взрослого воспитательного  сообщества;

педагогическая  деятельность - управление взаимодействием  воспитательной организации (детского коллектива) с внешней средой;

педагогическая  деятельность представляющая собой непосредственное взаимодействие воспитатель - воспитанник;

педагогическая  деятельность создающая целостный образ педагога;

педагогическая  деятельность, способствующая повышению  субъективной значимости для воспитанника деятельности, отношений, общения.

В качестве примера  яркого проявления педагогического  условия "4-1" может быть названа  диссертационная работа Т.А. Пояровой, где среди педагогических условий имеется такая формулировка: "процедура отбора будет иметь комплексный характер и опираться на научные критерии одаренности" Здесь педагогическая деятельность только непосредственно воздействует на характеристики ребенка: селекция (отбор) определенных категорий детей, в данном случае, одаренных. В то же время, непосредственное взаимодействие это и индивидуальная педагогическая помощь, поддержка и проч. В четырех случаях педагогическая деятельность воздействует на ребенка опосредованно - через деятельность, его отношения к этой деятельности, организацию внутренней среды или взаимодействия с внешней. Можно говорить о таких элементах педагогической (управленческой) деятельности как диагностика (мониторинг), планирование, организация, анализ. Значит четвертый уровень воспитательного процесса это и методы воспитания и педагогическая технология (как минимум совокупность идей и инструментов). Не очень прозрачной выглядит формула "педагогическая деятельность создающая целостный образ педагога". Попробуем проиллюстрировать следующим примером: "педагог осознает и реализует себя в качестве носителя культурного образца". Оговоримся, что одно и то же явление можно описать через действующий в рамках воспитательного процесса фактор (особых отношений в детских коллективах), а можно через педагогическую деятельность, направленную на корректировку действия фактора, обуславливающего возникновение этого фактора и т.п.

Пятый уровень  педагогических условий может быть обозначен как - ресурсное обеспечение  воспитания - это характеристики:

-кадрового обеспечения  (свойства субъекта педагогической  деятельности),

-материального  обеспечения деятельности детей  (оборудование и проч),

-пространственно-временных  параметров воспитательного процесса,

-сознательно  измененных свойств среды, окружающей образовательное учреждение,

-нормативно-правового  обеспечения воспитательного процесса,

-программно-методического  обеспечения воспитания,

-PR - обеспечения  воспитательного процесса.

6.Методика проведения  занятий по развитию речи детей  второго года жизни 

В условиях детского учреждения нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей группы, пользуясь  только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. В  этом случае может оказаться, что  дети более активные, часто по своей  инициативе обращающиеся к взрослому, будут узнавать больше, а менее  активные и часто нуждающиеся  во внимании окажутся в стороне. Поэтому  для всестороннего развития детей  следует проводить организованные занятия, которые являются экономной (объединено несколько детей) и эффективной  формой обучения.1

Во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет) занятия планируются раздельно  для двух возрастных подгрупп. В  первом полугодии проводится каждый день по одному занятию и в основном индивидуально или с небольшим  числом детей (5- 6 человек); во втором - занятия  планируются по подгруппам с учетом пятидневной недели по два в день.

Число детей, участвующих  в занятии, зависит от ряда условий. Вся возрастная подгруппа детей (6-12 человек) может участвовать в  занятии при непринужденной форме  его организации (экскурсия по группе); в случае, когда действия детей  основаны на подражании (музыкальные), а также, если ведущая деятельность - зрительное восприятие (инсценировки с игрушками, организованное наблюдение за окружающим). Обучение детей предметной деятельности, речевые занятия (рассматривание картинок), занятия с физкультурными пособиями, где есть момент ожидания, проводятся с половиной каждой возрастной подгруппы (3-6 детей).

Длительность  занятий также зависит от их содержания. Занятия со сменой видов деятельности могут продолжаться до 10- 15 мин; требующие  же сосредоточенного внимания-от 5 до 8 мин.

Уровень развития детей, объединенных в одну подгруппу, должен быть примерно одинаковым. Вновь  поступивших малышей к занятиям привлекают постепенно. Кроме специфических  задач, во всех видах занятий ставится цель - научить детей заниматься: слушать, отвечать, сохранять рабочую позу.

На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе с детьми до 1 года 3 мес. и строительным прежде всего ставятся задачи моторного характера: научить детей катать шарики, нанизывать кольца на стержень, класть друг на друга и в ряд кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), открывать и закрывать коробки, матрешки и т. д. (Сборные игрушки должны легко открываться, разбираться; размер их должен быть таким, чтобы ребенок мог легко охватить их ладошкой.)

Ввиду слабо  развитой координации движений, низкого  уровня сенсорной и особенно моторной речи обучение предметным действиям  должно быть преимущественно индивидуальным. Целесообразно повторять одни и  те же занятия с детьми 5-8 раз. Частота  повтора определяется содержанием  дидактических задач и степенью усвоения программного материала.

По мере развития детей в занятия включаются задачи сенсорного, конструктивного, предметно-орудийного характера, которые постепенно усложняются.2 Сначала малыши учатся нанизывать кольца двух контрастных размеров: самые большие и самые маленькие. Затем добавляются кольца среднего размера, и наконец дети собирают пирамидку из 5—6 колец смежных размеров. Подобным образом они учатся действовать с матрешкой.

Существенное  значение в проведении занятий имеет  объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием методов  пассивных движений.

При правильном обучении действиям с предметами у ребенка вырабатываются навыки обобщенных способов пользования ими. Он играет пирамидами разной величины, мячами разного цвета, используя  их свойства: мяч катает, колесики нанизывает, кубики ставит друг на друга. Малыш  учится подражать действиям взрослых и к концу второго года жизни  выполняет их быстро и легко. Это  помогает ему усвоить способы  пользования различными предметами не только в игровой, но и в бытовой  деятельности.

Постепенность в усложнении задач соблюдается  и при ознакомлении детей с  цветом. Вначале дается одноцветный  материал, позже выбор из двух цветов (положить красные палочки в красный стаканчик, синие—в синий), потом предметы трех цветов. В два года дети должны уметь выбрать предмет нужного цвета из четырех разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

Информация о работе Методика работы по развитию детской речи детей раннего времени