Формы правления и территориально-политического устройства современных государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства отражает исторические, географические, национальные, экономические и прочие особенности становления и развития различных государств.

Содержание

1. Основные формы государственного правления: значение и разновидности.
2. Основные формы территориально - политического устройства современных государств.
3. Форма государственного устройства и правления современной Беларуси.

Работа содержит 1 файл

контрольная тема 5.docx

— 32.33 Кб (Скачать)

Конституционное право является ведущей  отраслью права Республики Беларусь и содержит нормы основополагающего  характера: общие принципы организации  и деятельности для всех государственных  органов, место их в системе государства и взаимоотношение между собой. Административное право регулирует управленческие общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением государственного управления. Административное право детализирует и конкретизирует нормы основополагающего характера применительно к государственным управленческим системам (устанавливает компетенцию различных звеньев управленческой системы, административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений), определяет механизм их реализации. Имущественные отношения являются главными в сфере административного и гражданского права. В административно-правовых отношениях одна сторона, как правило, наделена государственно-властными полномочиями.

Отдельные стороны деятельности государственного управления регулируются нормами других отраслей права. К примеру, финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства. В производственно-хозяйственной сфере право определяет соотношение между мерой труда и мерой вознаграждения за труд, закрепляет дисциплину в деятельности органов управления, регулирует отношения в других отраслях народного хозяйства.

Источниками права являются нормативные  акты. Они представляют собой письменные документы, издаваемые органами государственного управления в пределах их компетенции.

В свою очередь, источником конституционного права является не любой нормативный  документ, а лишь тот, в котором  содержатся нормы конституционного права, — это Конституция Республики Беларусь и законы, принимаемые парламентом.

Конституция обладает высшей юридической  силой. Для изменения и дополнения Основного закона (Конституции) может быть принят конституционный закон (ст. 137 Конституции Республики Беларусь).

Обычные законы регулируют менее важные общественные отношения. Основные юридические  нормы, регулирующие определенную сферу  общественных отношений, систематизированные и изложенные в логической последовательности, объединяются в кодексы (Кодекс законов о труде, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и др.).

Законы дополняют декреты Президента Республики Беларусь. Они могут привести также к их изменению. В последнем  случае декреты подлежат рассмотрению и утверждению Парламентом —  Национальным собранием, после чего они приобретают силу закона.

Все другие нормативные акты, издаваемые в Республике Беларусь, являются подзаконными. Они именуются так потому, что должны соответствовать закону и не противоречить ему. К подзаконным относятся:

-указы и распоряжения Президента  Республики Беларусь;

-постановления палат Парламента  Республики Беларусь;

-постановления и распоряжения  Совета Министров Республики  Беларусь;

-приказы и инструкции министерств,  ведомств, нормативные акты функциональных органов;

-регламенты палат Парламента  Республики Беларусь;

-заключения Конституционного Суда  Республики Беларусь;

-решения местных органов управления  и самоуправления (Советов депутатов,  исполнительных комитетов);

-акты международного права (Устав  ООН, Всеобщая декларация прав  человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. и др.);

-нормативные акты, принятые в  рамках СНГ;

-законы и другие нормативные  акты, принятые в рамках СССР (в  части, не противоречащей Конституции и законам Республики Беларусь);

-акты, издаваемые в порядке толкования  конституционных норм.

Нормативный характер носят также  приказы, положения и инструкции, издаваемые на предприятиях для регулирования  отношений, складывающихся в процессе производственно-хозяйственной деятельности.

Важное место в механизме  правового регулирования государственного управления занимают составные его  элементы: законность, дисциплина, контроль и надзор.

Сущность законности состоит в  единообразном понимании и соблюдении действующего законодательства всеми  органами государства, общественными  организациями, должностными лицами и  гражданами.

Государственный контроль осуществляется всеми государственными органами. Особая роль в обеспечении законности и дисциплины принадлежит Президенту Республики Беларусь как гаранту Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президентский контроль в сфере управления вытекает из его конституционных контрольных полномочий и осуществляется в форме непосредственного контроля (в области подбора и расстановки кадров на республиканском уровне и президентской вертикали) или через соответствующие президентские структуры.

Конституция РБ провозгласила страну демократическим государством с республиканской формой правления, где гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Провозглашение нашего государства социальным означает то, что оно проводит справедливую политику по отношению ко всем слоям населения.

Республика Беларусь - унитарное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы (АТЕ), управление которыми базируется на жестком административном подчинении по вертикали. К АТЕ РБ относятся территории:

а) в границах которых создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы;

б) специального режима использования (заповедники, национальные парки, территории исторических памятников природы, территории оборонного значения).

Вся территория РБ подразделена на несколько АТЕ:

- Области.

- Районы.

- Сельские советы.

- Города трех типов: г. Минск, города областного подчинения, города районного подчинения.

- Поселки городского типа 3 видов:  городские, курортные, рабочие.

АТЕ Республики Беларусь образуются по определенным принципам, в том  числе — примерное равенство  размеров территории и численности  населения АТЕ. Деление территории государства на определенные части  осуществляется в целях:

-эффективной организации государственного  управления и местного самоуправления;

-обеспечения законности и правопорядка;

-реализации прав, свобод и законных  интересов;

-взимания налогов;

-учета населения;

-учета природных ресурсов;

-формирования избирательных участков  и т.п.

Согласно Конституции РБ, государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства является Президент Республики Беларусь, избираемый населением на 5 лет.

Все остальные положения, касающиеся основ конституционного строя, условно  можно разделить на 4 группы:

1. Экономические основы являются  базой любого государства, так  как экономическая база общества означает наличие экономических возможностей удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Согласно ст.13 Конституции РБ, собственность в нашей республике может быть либо государственной, либо частной. Причем, как и прежде, недра, леса, воды составляют собственность государства. Вопрос о продаже земли был вынесен на референдум 1996 г. Абсолютное большинство граждан Беларуси проголосовало против.

2. Политические основы вытекают  из необходимости организации  деятельности власти по реализации основных функций государства. К примеру, демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Деятельность партий, других общественных объединений регулируется Законами «О политических партиях» (1994 г.), «Об общественных объединениях» (1994 г.). Все партии подлежат регистрации в Министерстве юстиции РБ.

3. Социальные основы включают  принципы равенства перед законом  всех слоев населения. Социальная система общества РБ регулируется как международным правом (Устав ООН, Международный пакт о гражданских и политических правах — 1966 г., Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ от 1992 г. и др.), так и рядом национальных законов («О правах ребенка» — 1993 г.; «О здравоохранении» — 1993 г.; «О национальных меньшинствах в РБ» — 1992 г. и др.).

4. Духовные основы. Духовно-идеологическая  подсистема общества регулируется рядом законов: «О культуре в БССР» (1991 г.), «Об образовании в РБ» от 29.10.1991 (с изменениями и дополнениями от 22 марта 1995 г.), Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах. Основные направления в этой области излагаются в ежегодном послании Президента Республики Беларусь Национальному Собранию. В настоящее время идет поиск объединяющей национальной идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Решетников С.В. Политология.Учеб. –Мн.:2001-2004.
  2. Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 2. – Мн.: АУприПРБ, 2007.
  3. Парельяда Ф.С. Промышленная политика. Практ. пособие. Пер. с исп. / Под ред. В.В.Мишкевича. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 94 с.
  4. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399 с.
  5. Василик М.А. Политология. –М.:2002.
  6. Конституция Республики Беларусь (с измен. и дополн.), 2002.

Информация о работе Формы правления и территориально-политического устройства современных государств