Формы правления в современных государствах

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 00:10, дипломная работа

Описание работы

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно «так» – организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Монархия……………………………………………………………………………..8
2 Республика…………………………………………………………………………..21
3 Современные формы правления…………………………………………………...46
4 Форма правления современного российского государства……………………...60
Заключение………………………………………………………………………….62
Библиографический список………………………………………………………..63

Работа содержит 1 файл

dipl.doc

— 276.00 Кб (Скачать)


Дипломная работа на тему:

Формы правления в современных государствах.

 

                                                          СОДЕРЖАНИЕ  

                                                                                                                                           С.

     Введение……………………………………………………………………………...3

     1   Монархия……………………………………………………………………………..8

2        Республика…………………………………………………………………………..21

3        Современные формы правления…………………………………………………...46

4        Форма правления современного российского государства……………………...60

Заключение………………………………………………………………………….62

     Библиографический список………………………………………………………..63

ВВЕДЕНИЕ

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно «так» – организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Анализируя конституции различных государств, можно, видимо, выделить три главные формы государства: монократическую, сегментарную и поликратическую. Их классифика­ция основана на единстве способов организации и осуществле­ния государственной власти, включая структуру и взаимоот­ношения органов государства, территориальной организации власти и методах ее осуществления.

В условиях монократической (единовластной) государст­венной формы существует единственный центр власти, разде­ление властей отвергается либо не имеет места на практике. Доминирует исполнительная власть, глава государства. Территориальная организация государства имеет высокоцентрализованный характер, среди методов осуществления государственной власти преобладает принуждение, в том числе рели­гиозное и идеологическое принуждение, а то и прямое наси­лие. Такая форма складывается в условиях фашизма, в странах капиталистической ориентации с однопартийной системой, в некоторых мусульманских странах с идеологией фундамента­листского ислама. Разновидностью такой государственной формы является республика типа Советов (Советская Респуб­лика), существовавшая в СССР, странах Восточной Европы, сохраняющаяся сейчас в государствах тоталитарного (в эконо­мике уже полутоталитарного) социализма, независимо от то­го, действует одна или несколько партий, будь то унитарное государство или провозглашаемый федерализм и т. д. Ее свое­образие заключается в том, что реальную государственную власть узурпирует «руководящая и направляющая» коммуни­стическая партия, а монократизм правления осуществляется под прикрытием демократических концепций (демократия для трудящихся, федерализм, автономия как форма осуществле­ния права наций на самоопределение, выборные советы как единственные полновластные органы, политическая роль мас­совых организаций и т. д.)[1].

Поликратическая («многовластная») государственная фор­ма – ее иногда называют демократической, полиархической – является противоположностью монократической. Она основывается на демократических методах управления. При­знается и осуществляется разделение властей с ролевой авто­номией различных органов государства, системой сдержек и противовесов властей, их взаимодействием. Территориально-политическая организация государства исходит из размежева­ния сфер государственной власти и местного самоуправления, на местах создаются выборные органы местного самоуправле­ния (если есть представители государственной власти, то они осуществляют административный контроль в отношении ор­ганов местного самоуправления только с точки зрения соблю­дения законности), в управлении обществом преобладают по­иски компромисса и консенсуса, но это не исключает принуж­дения со стороны государства в соответствии с законом, при­нята концепция правового государства. Такая государствен­ная форма существует во многих странах развитого капита­лизма (США. Франция. Япония и др.)[2].

Сегментарная государственная форма, то есть состоящая из разнородных отрезков целого, сочетает черты первой и второй. Признается разделение властей и частичная ролевая авто­номия ветвей власти, но при доминировании главы государст­ва, исполнительной власти. Наблюдается повышенная центра­лизация при организации территории государства, существует ограниченное самоуправление под контролем назначаемых чиновников (если назначенных представителей государствен­ной власти нет, то права местных органов ограничены и край­не сужена их финансовая база). Используются некоторые де­мократические методы управления при сочетании с автори­тарными, а то и при преобладании последних. Многие постсоциалистические государства, Южная Корея, некоторые стра­ны Латинской Америки, Пакистан, Шри-Ланка относятся к данной форме.

Жестких, непреодолимых барьеров, однако, между этими тремя основными государственными формами нет[3].

 

Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти.

Т.е. под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником,  то есть тем,  кому принадлежит власть в данном государстве.  Впрочем, некоторые юристы полагают, что к  этому определению стоит добавить порядок образования орга­нов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновремен­но является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все госу­дарства по форме правления делятся на монархии и республики.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

                   как создаются высшие органы государства, и какого их строение;

                   как строятся взаимоотношения между высшими и другими    государственными органами;

                   как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

                   в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

 

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

 

                   монархические (абсолютные, конституционные)

                   республиканские (президентские, парламентские)

 

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит внутренняя структура государства; какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

-   унитарное;

-   федеративное;

-   конфедеративное.

 

Политический режим – это методы осуществления по­литической власти, итоговое политическое состояние в об­ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио­нирования всех политических институтов и характеризует­ся демократизмом или антидемократизмом.

При демократическом режиме высшие органы государ­ства имеют мандат народа, власть реализуется в его интере­сах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фа­шистский режим, когда власть переходит в руки реакцион­ных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

 

1 Монархия

 

Монархия – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и во многом, функции других властей – законодательной, исполнительной, и которая принадлежит одному лицу – монарху.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

                   существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

                   наследственный порядок преемственности верховной власти;

                   представительство государства монарха по своему усмотрению;

                   юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на:

-   абсолютную

-   ограниченную (парламентарную, конституционную)

-   дуалистическую

-   теократическую

-   парламентарную

 

Абсолютная монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся:

                   ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений;

                   юридически неограниченная власть монарха;

                   наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года. На современном этапе абсолютную монархию сохранили небольшое количество стран, таких как Саудовская Аравия, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и несколько других государств.

 

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

 

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

 

                   правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

                   лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

                   в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

                   законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

Информация о работе Формы правления в современных государствах