Госслужба

Автор: Оля Иванова, 29 Августа 2010 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Профессиональная деятельность государственного гражданского служащего регламентируется правовыми нормами. Статус является интегративным показателем положения государственного служащего в системе государственной службы с одной стороны, и социально-правового положения государственного служащего, как гражданина, занимающегося различными аспектами государственного управления, с другой. Механизм формирования социально-правового статуса государственных служащих Российской Федерации во многом противоречив и неустойчив. Изучение проблемы государственной гражданской службы определяется рядом факторов объективного и субъективного характера. Прежде всего, это связано со становлением новой российской государственности. Государственные гражданские служащие представляют собой большую по численности и значимую по своей профессиональной деятельности социально-профессиональную категорию. Выяснение сущности, понятия и признаков представителей этой социальной общности, носителей государственной власти в стране представляет большой научный и практический интерес. Осуществляя свои административно-властные полномочия, государственный гражданский служащий служит государству и обществу в соответствии с замещаемой должностью и занимаемым положением, именуемым статусом. Статус интегративно фокусирует в себе и объединяет потенциал государственного гражданского служащего.1 Особо значим при этом социальный статус государственного гражданского служащего, определяющий его авторитет, место и роль в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Понятие государственного гражданского служащего.......................6
Социально-правовой статус государственного гражданского служащего……………………………………………………………………13
Гарантии государственного гражданского служащего…………….28
Заключение……………………………………………………………….37
Список используемых источников и литературы……………………...40

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТОГС гоовя.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     Правовое  значение установленной классификации  должностей федеральной государственной гражданской службы состоит прежде всего в том, что она позволит более детально выработать требования к ним, уточнить должностные обязанности, денежное содержание и государственные социальные гарантии федеральным гражданским служащим.

     Законом о государственной гражданской  службе Российской Федерации установлены новые квалификационные требования к группам должностей федеральной государственной гражданской службы по уровню профессионального образования. Для замещения должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей, а также категории «обеспечивающие специалисты» групп главных и ведущих должностей гражданской службы требуется наличие высшего профессионального образования, а должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп — наличие среднего профессионального образования.6

     Что касается других квалификационных требований (по опыту и стажу работы по специальности и др.), то они этим Законом не определены, а предусмотрено, что они устанавливаются указом Президента для федеральных гражданских служащих и законодательством субъекта Федерации — для гражданских служащих этого субъекта. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным правовым актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

     Ни  в Законе «О системе государственной  службы Российской Федерации», ни в Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не определены государственные органы, в которых предусмотрена гражданская служба. Однако совершенно очевидно, что к их числу относятся как законодательные и судебные органы, в аппаратах которых преобладают должности гражданской службы. В тех федеральных органах исполнительной власти, которые в основном выполняют правоохранительные функции (МВД России, Федеральная служба исполнения наказаний и др.) гражданская служба осуществляется в необходимом объеме наряду с правоохранительной службой и/или военной службой.

     Таким образом, Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» дает определение понятия «гражданский служащий». Под «гражданским служащим» понимается гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.»7 Особенностью Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является то, что он реализует одно из важнейших конституционных прав равного доступа граждан к государственной власти. Подчеркивается, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а государственного служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Федерации.

     Можно дать и современное теоретическое  определение понятия государственного гражданского служащего. Государственный гражданский служащий – физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном нормативными актами порядке на должность государственной гражданской службы и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней полномочий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности социально-правового  статуса государственного гражданского служащего.
 

       Все, что связано с деятельностью государственных гражданских служащих, обычно регламентировано в правовых нормах. Правовой статус государственного гражданского служащего возникает на основе соответствующего законодательства в связи с замещением государственной должности. Именно определенная должность государственной гражданской службы является базой для характеристики правового положения государственного гражданского служащего.8 По своей сути социально-правовой статус государственного гражданского служащего — это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения государственного служащего в области государственно-служебных отношений.9 С их изменением трансформируется и правовой статус государственного гражданского служащего (например, повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.). С изменением государственно-служебных отношений изменяется и социально-правовой статус гражданского служащего (например, повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).

     Правовое  положение (статус) государственного гражданского служащего определено Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Оно характеризуется совокупностью прав, обязанностей и ограничений, запретов, связанных с гражданской службой.

     Права и обязанности гражданских служащих — это особый вид установленных и гарантированных государством мер, призванных обеспечивать их должное и возможное поведение в области государственно-служебных отношений. Следует подчеркнуть, что статусные нормы устанавливаются обычно не персонально для каждого гражданского служащего, а для должности, которую он замещает, и поэтому производим от задач и функций государственного органа. Эти статусные нормы дифференцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, частные). В свою очередь, особенные статусные нормы также делятся на две части: основные и неосновные (дополнительные).

     Общими  статусными нормами называются те, которые свойственны всем гражданским  служащим, независимо от вида, ветви, категории  и группы их должностей. Особенными - те, которые устанавливаются в зависимости от этих структур. При этом особенные-основные статусные нормы определяются исходя из типовых квалификационных характеристик, а особенные - неосновные - под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий. Общие статусные нормы сформулированы и нормативно закреплены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (2004).

     Особенные основные права гражданского служащего  также обусловливаются спецификой занимаемой им должности. К их числу относятся, например, право на принятие вторичных нормативных актов, распоряжения имуществом, дисциплинарной практикой в отношении подчиненных, визирования по профилю своей деятельности готовящихся в данном органе документов и т.д. Среди особенных дополнительных прав могут быть право технического контроля за исполнением поручений сотрудниками, за состоянием техники безопасности в помещении, использования различной оргтехники, компьютеров и т.д.10

     В случае, если владение гражданским  служащим приносящими доход ценными  бумагами, акциями (долями участия в  уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

     Согласно  названному Закону, каждый служащий, независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности государственной гражданской службы, имеет право на:

     1)   обеспечение надлежащих организационно-технических  условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

     2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей,   показателями   результативности   профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста;

     3)  отдых, обеспечиваемый установлением  нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков;

     4) оплату труда и другие выплаты  в соответствии с Законом о  государственной гражданской службе Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

     5) получение в установленном порядке  информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

     6)  доступ в установленном порядке  к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

     7) доступ в установленном порядке  в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

     8) ознакомление с отзывами о  своей профессиональной служебной  деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

     9) защиту сведений о себе;

     10) должностной рост на конкурсной  основе;

     11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами;

     12)  членство в профессиональном союзе;

     13) рассмотрение индивидуальных служебных  споров в соответствии с федеральными законами;

     14) проведение по его заявлению  служебной проверки;

     15) защиту своих прав и законных  интересов на гражданской службе включая обжалование в суд их нарушения;

     16)  медицинское страхование в соответствии  с Законом о государственной гражданской службе Российской Федерации и Федеральным законом «О медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации»;

     17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

     18) государственное пенсионное обеспечение  в соответствии с федеральным законом.

     Гражданский служащий вправе с предварительным  уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

     Каждый  гражданский служащий независимо от полномочий по замещаемой должности государственной гражданской службы обязан:

     1)  соблюдать Конституцию, федеральные  конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации и обеспечивать их исполнение;

     2)  исполнять должностные обязанности  в соответствии с должностным регламентом;

     3)  исполнять поручения соответствующих  руководителей, данные в пределах  их полномочий, установленных законодательством  Российской Федерации;

     4) соблюдать при исполнении должностных  обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

     5) соблюдать служебный распорядок  государственного органа;

     6)  поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

     7) не разглашать сведения, составляющие  государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе касающиеся частной жизни, здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

     8)  беречь государственное имущество,  в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

     9)  представлять в установленном  порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и о членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собст-венности имуществе, являющихся объектами налогообложения ок обязательствах имущественного характера;

     10)  сообщать о выходе из гражданства  Российской Федерации или о  приобретении гражданства другого государства в тот же день;

     11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами;

Информация о работе Госслужба