Государственная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Власть политическая – определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд).

Содержание

Введение 3
2. Структура власти, ее основные элементы 5
3. Функции политической власти и разделение властей 6
4. Ресурсы и виды власти, их классификация 9
5. Легитимность власти. Соотношение легитимности и эффективности власти 11
6. Соотношение легитимности и эффективности власти 14
7. Государственная власть в Российской федерации 16
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

• Экономическая: контроль над экономическими ресурсами. Экономическая власть доминирует над другими видами власти, так как «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанный с остальными; это контроль над средствами достижения всех наших целей».

• Социальная: тесно связана  с экономической властью. – Предполагает способность распределения позиций  на социальной лестнице – статусов, должностей, льгот и привилегий.

• Культурно – информационная: власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Также, это моральная, религиозная и еще несколько видов власти, которые связаны с подчинением авторитарным способом. Информационная власть служит разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию – управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.

• Принудительная: опирается  на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительная власть может использоваться как политической, так и неполитической властью: в отношениях между рабами и рабовладельцами, рэкетирами и торговцами…

Слияние политической, экономической, социальной и культурно - информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарный государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике - разделение власти между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм (принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободное соревнование политических идей, партий и других институтов, наличие легально действующей оппозиции, различных политических субъектов и их конкурентную борьбу за власть в рамках закона).

Особенности политической власти:

• Легальность использования  силы в пределах государства;

• Способность проникновения  в любые общественные процессы;

• Публичность;

• Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;

• Многообразие ресурсов.

5. Легитимность власти. Соотношение  легитимности и эффективности власти

 

Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность.

Легитимность (лат. Legitimus законный) – качество власти, определяемое опорой на согласие масс. Легитимная власть – власть, опирающаяся на доверие  масс.

Легитимность связана  с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан.

В политологической литературе выделяются три уровня легитимности власти:

1) идеологический: власть  признается обоснованной в силу  внутренней убежденности или  веры в правильность тех идеологических  ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности - идеологические ценности;

2) структурный: правомочность  власти вытекает из убеждения  в законности и ценности установленных  структур и норм, регулирующих  политические отношения; источник  легитимности - специфические политические структуры;

3) персональный: в основе  – одобрение данного властвующего  лица; источник легитимации –  личный авторитет правителя.

Обобщая различные подходы к  определению сущности легитимности и ее типологии, можно сказать, что  легитимность представляет собой определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом.

Легитимация - процедура общественного признания, какого - либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается - оправдание такого принуждения, использование силы.

Для поддержания легитимности власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.

Показателями легитимности власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления граж­данского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

Легитимность сочетается с противоположным ей процессом делегитимации - утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Основными причинами делегитимации являются:

1) противоречие между  универсальными ценностями, господствующими  в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;

2) противоречие между  идеей демократии и социально-политической  практикой. Это проявляется в  попытках решить проблемы иловым  путем, нажимом на средства  массовой информации;

3) отсутствие в политической  системе механизмов по защите интересов народных масс;

4) нарастание бюрократизации  и коррумпированности;

5) национализм, этнический  сепаратизм в многонациональных  гocyдарствах, проявляющейся в отвержении  федеральной власти;

6) потеря правящей  элитой веры в правомерность своей власти.

В политической теории существует понятие «кризиса легитимности». Этот кризис возникает тогда, когда статусу  основных социальных институтов грозит опасность, когда требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если власти в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких народных слоев.

Легитимность - явление  политическое, легальность - юридическое (она устанавливается и гарантируется властью). Легальность, в отличие от легитимности (которая может быть, например, харизматической, иррациональной), рациональна. Форма легализации власти - законодательство (акты о наследовании престола, об избрании парламента, президента и т.д.). Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

6. Соотношение легитимности и эффективности власти

 

Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным - с  позиций норм нравственности, но и инструментальным - оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

Эффективность власти - это  ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан и, прежде всего наиболее влиятельных слоев - элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти - два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Легитимность и эффективность  власти взаимосвязаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти очень  во многом определяются надеждами населения  на ее эффективность. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.

Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов в «третьем мире». В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам. Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально - правовым способам легитимации. Для большинства из них, относительно слабо укорененных в политической культуре демократических ценностей, укрепление легитимности власти, возможно, прежде всего, на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.

Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей  не принимает непосредственного  систематического участия в политике и управлении государством. Даже в  условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры.

7. Государственная власть в Российской федерации

 

«Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». (Конституция РФ ст.10).

Принцип разделения властей  становится одним из эпицентров решения  вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация — одна из важнейших предпосылок продвижения Росси по пути демократии.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Органы государственной  власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека — обязанность государства. Для исключения противоправной власти и защиты прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.

В Российской Федерации  носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство  РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

Президент. Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную  работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации  участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право  вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат  весьма значительные полномочия. Он назначает  выборы в Государственную Думу и  распускает ее в случаях, предусмотренных  Конституцией, пользуется правом законодательной  инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

Информация о работе Государственная власть