Государственная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Власть политическая – определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд).

Содержание

Введение 3
2. Структура власти, ее основные элементы 5
3. Функции политической власти и разделение властей 6
4. Ресурсы и виды власти, их классификация 9
5. Легитимность власти. Соотношение легитимности и эффективности власти 11
6. Соотношение легитимности и эффективности власти 14
7. Государственная власть в Российской федерации 16
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Политология

Тема: Государственная  власть

 

 

 

Учебная группа: ГМУ 11316

Студент: Дашенко С. В.

Преподаватель: Плясуля Г.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК 2012

Оглавление

 

 

Введение

 

В центре политического  мира стоят государство, власть и  властные отношения. Власть и господство представляют собой базовые характеристики любого человеческого сообщества. С  этим феноменом мы в той или иной форме встречаемся почти во всех сферах жизни людей. Речь может идти о власти родителей над детьми в, руководителя предприятия над работниками, мэра города над своими подчиненными и т.д. А иногда понятие «власть» вообще используется в качестве метафоры: говорят, например, о власти традиций, власти предрассудков, власти идей, власти любви, о власти человека над самим собой, над природой. Очевидно, что не всякие властные отношения можно назвать политическими.

Наиболее законченное выражение понятие власти находит в политической сфере.

Власть – одно из основных начал общества и политики. Она  существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в  организациях и учреждениях. И во всем государстве в целом.

Власть – способность и возможность проводить свою волю в межчеловеческих и межгрупповых коммуникациях, реализовывать намеченные цели, заставлять других людей подчиняться.

Политика – одна из важнейших сфер жизни общества, связанная  с согласованием интересов различных  социальных групп и формированием и реализацией общезначимых интересов, борьбой за политическую власть.

Власть политическая – определяющее воздействие на поведение  масс, групп, организаций с помощью  средств, которыми обладает государство. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд).

 

 

1. Аспекты трактовки власти

 

Можно выделить следующие  важнейшие аспекты политической власти:

• Телеологические (целевые): характеризуют власть как способность достижения поставленных целей и получения намеченных результатов.

• Бихевиористские: особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие им подчиняются.

• Психологические: раскрывают субъективную мотивацию поведения  реальных индивидов. Одно из самых известных направлений этого рода – психоанализ: власть возникает как взаимодействие воли к ней – одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» - других.

• Системные: противоположны бихевиористской и психологической трактовкам. Исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей.

• Структурно – функционалистские: рассматривают власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека и совместная жизнедеятельность людей. Если быть проще, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

• Реляционистские: рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. Тем самым, власть предстает, как взаимодействие ее субъекта с помощью определенных средств контролирует объект.

В научной литературе существуют множество определений власти, что отражает сложность этого явления. Каждое из определений обращает свое внимание на определенную сторону власти и все они абсолютно верны.

2. Структура власти, ее основные  элементы

 

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, ресурсы (средства) и процесс, который приводит в движение все ее элементы и характеризуется механизмом и способами взаимодействия между партнерами.

Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ,- политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их во власти партий.

Субъект определяется содержанием  властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе  предписывается поведение объекта  власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все, же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях".

Масштабы отношения  объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического  властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

3. Функции политической власти и разделение властей

 

Следуя принятой в  теории управления классификации и  не вдаваясь в имеющиеся, несущественные разногласия, можно крупно сгруппировать  их в четыре основных функции:

1. принятия решений,

2. организации, 

3. регулирования (контроля  сверху, надзора) и 

4. учета. 

В ходе эволюции человечество сформировало и соответствующие  этим функциям организационные формы, специальные институты:

- принятие решений  - государь, диктатор, аристократия, хунта, парламент;

- организация - исполнительная  власть, администрация; 

- регулирование - арбитраж, суды, репрессивные органы;

- учет - статистические  ведомства, социологические службы, аналитические центры.

В странах с развитым демократическим механизмом первые три института разведены как относительно самостоятельные ветви власти. Их независимость стала одним из основополагающих принципов функционирования большинства реальных политических систем и закреплена в соответствующих конституциях.

Разделение властей имеет под собой серьезное научное основание. Еще в XVIII в. французский мыслитель эпохи Просвещения Ш. Монтескье сделал вывод «о необходимости такого порядка, при котором законодательная, исполнительная и судебная власти, будучи относительно независимыми, «могли бы взаимно сдерживать друг друга».

Законодательная власть служит органом, артикулирующим и агрегирующим волю и интересы определенных социальных групп, формулирующим социально  и идеологически ориентированные  цели. В демократическом обществе она соизмеряет свои действия с мнением избирателей, которое и является для нее основным критерием эффективности. Перед исполнительной властью стоит иная задача - обеспечить реализацию общественной воли. О ее эффективности судят соответственно по степени достижения поставленной цели и оптимальности, затраченных для этого усилий и средств, социальной цене содеянного. Критерий эффективности правоохранительных органов - правопорядок, соответствие закону, справедливость.

Востребуются и различные  типы людей; исполняющих соответствующие политические роли. Чтобы хорошо выполнять обязанности депутата, важно быть коммуникабельным, внушать доверие людям, уметь проникнуться их интересом и отстаивать свою точку зрения. В итоге депутат почти неизбежно оказывается идеологически сориентированным, что находит организационное выражение в формировании в парламентах депутатских групп, фракций, блоков. Чиновник же должен, прежде всего, хорошо знать свой участок работы и быть профессиональным управленцем. От судьи требуется знание законов и развитое чувство справедливости. Проявление идеологических пристрастий, формирование политических группировок в работе, как администрации, так и правоохранительных органов вряд ли уместно.

Особую, еще недостаточно осознанную роль в управлении обществом играет функция учета.

Ее смысл - в формировании адекватного представления о  ситуации, необходимого при осуществлении  всех остальных функций власти. Вне  правильного и своевременного учета  решающих факторов управления, без  знания и понимания того, что происходит в обществе и в самих структурах власти, невозможны ни принятие грамотного решения, ни оптимальная организация его исполнения, ни эффективный контроль.

Главное, ради чего осуществляется учет, - выявление истинного положения  дел и прогноз последствий политического решения или действия. Критерий же истины здесь - практика. Она и является главным критерием эффективности учета, подтверждая или опровергая выводы аналитиков. Отсюда же требования к их профессиональной подготовке. И так же как в структурах исполнительной и судебной власти, здесь противопоказаны идеологические пристрастия и политическая ангажированность. Более того, в отличие от государственного чиновника трех перечисленных ветвей, аналитик-политолог в своей исследовательской деятельности должен быть свободен от пристрастия по отношению не только к партиям или отдельным личностям, но и к самому государству, к его решениям и законам. Иначе он будет искать не истину, а обоснование установленного порядка. Значит, лучше, чтобы аналитик чиновником не был.

Именно последнее обстоятельство упускает из виду значительная часть  современных российских политиков, привычно предпочитающая пользоваться услугами «лично преданных», идейно близких  либо просто зависимых консультантов. Заметно и стремление органов государственной власти опереться на аналитическую поддержку собственных чиновников. Отсюда неизбежные просчеты в оценке ситуации и прогнозировании событий.

Полностью разделить  ветви власти можно только в абстракции. Это связано со многими причинами, и в первую очередь с невозможностью на практике полностью разграничить функции управления. Каждая из ветвей власти по необходимости осуществляет весь набор этих функций в пределах осуществления главного своего предназначения. Законодатели не могут ограничиться принятием решений - они должны обеспечить исполнение определенной их части хотя бы в пределах самоорганизации с участием собственного исполнительного аппарата; значительная часть решений, так называемых подзаконных актов, не может не приниматься в недрах исполнительной власти и т. д.

Невозможно и полностью  избежать и взаимного вмешательства  ветвей власти в дела друг друга.

4. Ресурсы и виды власти, их классификация

 

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других". Т.о. ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Классификация ресурсов по А.Этциони:

• Утилитарные: материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей;

• Принудительные: меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают  ресурсы утилитарные.

• Нормативные: средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.

Ресурсы, наряду с субъектом  и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они  могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Классификация власти в  соответствии с ресурсами, на которые  она основывается:

Информация о работе Государственная власть