Харизматический лидер

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

Лидерство также старо, как человечество. Оно неизбежно и универсально. Оно существует везде. Само слово «лидер» в переводе с английского (leader) означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.

Работа содержит 1 файл

контр.по лидерству экзамен.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

    Герои критических периодов истории оказываются всегда людьми выдающихся дарований. Это непременно яркие личности, уже по внешним признакам выделяющиеся из обычного круга людей. Они исключительно преданы идеям, которые составляют смысл их жизни. Почти всегда это прекрасные ораторы, мастера яркого слова и выразительного жеста. Они обладают несомненной способностью подчинять своей воле других людей. Одним словом, соответствие выдающихся личностных свойств лидера и неординарности исторического момента налицо.[15].

    Если  суммировать все основные харизматические свойства, то общим для них знаменателем окажется постоянный выход за пределы обыденной коммуникации, трансгрессия, пересекающая границу рутинного контакта. В воображаемом пространстве на границе контакта создается особое энергетическое поле, очень притягательное для тех, кто в нем окажется.

    Невозможно  быть харизматическим только для  себя самого. Точно также невозможно осуществлять лидерство без определенного идеологического поля.

    Обязательно следует ясно обозначить идеологию, за которую борешься, а, кроме того, сохранять ей верность, во что бы то ни стало. Лидер, хотя бы раз изменивший идее, за которую он боролся, подбив, к тому же, и других на эту борьбу, теряет все.

    По  традиции, при рассмотрении этого вопроса принято ссылаться на примеры так называемых великих людей. Однако нигде, ни в каких трудах, посвященных этому предмету, не сказано, что харизматический - это непременно герой.

    Очень важно в харизматической карьере - оказаться в нужное время в нужном месте. Одни харизматические свойства оказываются подходящими для одной ситуации, другие - для другой. Вполне естественно - человека с задатками военачальника невозможно представить себе в роли руководителя мистической секты или масонской ложи, ну и конечно - наоборот. Харизматическим может стать каждый, пока он не докажет обратного.

    К сожалению, нельзя быть харизматическим всегда и для всех. Следует также иметь в виду, что в динамике развития харизматической личности рано или поздно наблюдается то, что М.Вебер называет процессом обудничивания .

    Имеет смысл остановиться еще на одном немаловажном феномене, а именно на харизматическом самоуничижении.

    Вождь - политик, что мы видим на каждом углу, заботливо скрывает собственные амбиции, выставляя себя "слугой народа", против своей воли и как бы нехотя берущего на себя делегированное ему бремя власти.

    Легенды о так называемой "скромности", "неприхотливости" "великих и простых" вождей народов являются зачастую неотъемлемой частью их биографических характеристик.

    Харизматический лидер представляет собой концентрированное и самое яркое воплощение ценностей группы. Он ставит их превыше своих собственных интересов и способен трансформировать личные ценности и интересы каждого из членов группы в общегрупповые. Харизматический лидер должен демонстрировать личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения. Харизматический лидер может внушить членам коллектива новые ценности, но этот процесс не может носить насильственный характер - подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми. Харизматические лидеры подчеркивают положительное значение деятельности данного коллектива для общества в целом[5].

         Харизматические лидеры, как правило, стремятся "жить жизнью народа" (это ничего общего не имеет с популизмом), стараются быть скромными в быту, в трудные времена для государства и его граждан они становятся "ближе" к людям, проявляют определенный аскетизм, понимают, что народ перестанет им верить, если будут вести гедонический образ жизни. Плутарх, например, пишет, что во время похода в Галлию Цезарь жил так, как рядовой солдат, переносил вместе с подчиненными все тяготы и лишения военных походов. Наполеон I так легко второй раз вернулся к власти, потому что ему безгранично верили большинство французов, особенно его старая гвардия. А вот как В.О. Ключевский описывает образ жизни Петра Великого: "Будничную жизнь свою он старался устроить, возможно, проще и дешевле. Монарха, которого в Европе считали одним из самых могущественных и богатых в свете, часто видали в стоптанных башмаках и чулках, заштопанных собственной женой или дочерьми... Ездил обыкновенно на одноколке или на плохой паре и в таком кабриолете, в каком, по замечанию иноземца-очевидца, не всякий московский купец решился бы выехать" [6 с.31.]. Исключительно харизматическими лидерами были также Ленин и Сталин.

    Взаимоотношения между лидером-харизматиком и массой носят эмоционально-мистический характер. От масс требуется полная личная преданность вождю, который выполняет «историческую миссию». Причем не так уж важно, действительно ли способности лидера столь экстраординарны, главное, чтобы такими их видели фанатически преданные ему последователи. 

3. ПЕТР I ВЕЛИКИЙ – ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР 

3.1 Личность Петра I

    Будущий император родился 30 мая (9 июня) 1672 года в Москве. 28 января (8 февраля) 1725 года император Петр I умирает в Санкт-Петербурге.

    Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста -- 200 см (6 футов 7 дюймов) -- он выдавался в толпе на целую голову. В то же время при таком большом росте, он носил обувь 38 размера.

    Окружающих  пугали очень сильные судорожные подёргивания лица, особенно в минуты гнева и душевного волнения. Эти конвульсивные движения современники приписывали детскому потрясению во время стрелецких бунтов или попытке отравления царевной Софьей.

    Во  время визита в Европу Пётр I пугал  утонченных аристократов грубоватой манерой общения и простотой нравов. Ганноверская курфюрстина София писала о Петре так: «Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нём было поменьше грубости. Это государь очень хороший и вместе очень дурной… Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум»[8].

    Позднее, уже в 1717 году, во время пребывания Петра в Париже, герцог Сен-Симон, так записал своё впечатление о Петре: «Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные чёрные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести.» [8 с.79]

    В первый раз Пётр женился в 17 лет  по настоянию матери на Евдокии Лопухиной  в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформаторской деятельности Петра. Остальные дети Петра и Евдокии умерли вскоре после рождения. В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и была сослана в монастырь.

В 1703 году Пётр I встретил 19-летнюю Катерину, в  девичестве Марту Савронскую, захваченную  русскими войсками как военную добычу при взятии шведской крепости Мариенбург. Пётр забрал бывшую служанку из прибалтийских крестьян у Александра Меншикова и сделал её своей любовницей. В 1704 Катерина рожает первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за Петром Катерина родила дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741-1762), а прямые потомки Анны правили Россией после смерти Елизаветы, с 1762 по 1917.

    Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной  состоялось 19 февраля 1712, вскоре после возвращения из Прусского похода. В 1724 Пётр короновал Екатерину как императрицу и соправительницу. Екатерина Алексеевна родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы.

    В 1724 году Петр сильно страдал от нездоровья, но оно не заставило его отказаться от привычек кочевой жизни, что и ускорило его кончину. 29 октября 1724 г. Петр отправляется водой в Сестербек и, встретив по дороге севшую на мель шлюпку, по пояс в воде помогает снимать с неё солдат. Лихорадка и жар заставляют его 2-го ноября вернуться в Петербург, 5-го он сам себя приглашает на свадьбу булочника, 16-го казнит Монса, 24-го празднует обручение дочери Анны. Веселия возобновляются по поводу выбора нового князя-папы 3-го и 4-го января 1725 г. Суетливая жизнь идёт своим чередом до конца января, когда наконец, приходиться прибегать к помощи врачей, которых до этого времени Петр не хотел и слушать. Но время оказывается упущенным, а болезнь неисцелимой; 22-го января воздвигают алтарь возле комнаты больного и причащают его, 26-го “для здравия” выпускают из тюрем колодников, а 28-го января, в четверть шестого утра Петр умирает, не успев распорядиться судьбой государства.

    Многие  историки описывают Петра как  великого человека. Но существуют факты, которые говорят о другом. Например: «Он страшно вспыхивал, - пишет Платонов, - иногда от пустяков, и давал волю гневу, причем иногда бывал жесток. Его современники оставили нам свидетельства, что Петр многих пугал одним своим видом, огнем своих глаз» [16].

    На  самом деле Петр I, как верно отметил историк Костомаров: «Сам Петр, своею личностью мог бы быть образцом для управляемого и преобразуемого народа только по своему безмерному, неутомимому трудолюбию, но никак не по нравственным качествам своего характера» [16].

    Большую часть жизни проведший в путешествиях и в военных походах, Петр был врагом дворцовых церемоний и любых условностей. Он приветствовал откровенность своих поданных и обожал непринужденную атмосферу пирушек. В нем сочетались веселый нрав и болезненные приступы гнева. Ему нравилось вино, женщины и грубоватые шутки. Деятельный, активный и деспотичный властитель не пытался понять окружающих. При жизни Петра мало кто осмеливался активно критиковать его политику. Властный император и прирожденный воин поразил мир безграничными имперскими амбициями. Петр Великий походил на необъятную Россию, которой правил.

    Петр Первый был не просто наследственным монархом, а самым настоящим харизматическим лидером нации, обладавшим особым престижем в глазах элиты. Именно это позволило ему провести радикальную насильственную ломку патриархальных устоев страны, осуществить ее модернизацию и европеизацию, сохранив власть на протяжении всей своей жизни. Политический режим правления Петра Великого, бесспорно, окрашен яркой личностью этого монарха и справедливо может быть выделен в качестве самостоятельного и вполне сформировавшегося. Этот режим власти положил начало становлению относительно новой политической системы - абсолютной монархии, прообраз которой был дан Иваном Грозным в период опричнины. С различными вариациями, выразившимися в функционировании тех или иных политических режимов, система абсолютной монархии просуществовало вплоть до 1917 года. 

3.2 Преобразования  Петра I

    К первой четверти XVIII в. относится окончательное утверждение и оформление абсолютизма в России. Оно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы государства, предпринятыми Петром I. В России в конце XVII в. сложилась объективная необходимость проведения радикальных структурных реформ, что объясняется рядом причин:

1) действие  модели запаздывающего экономического  развития, следствием которой явилось  серьезное отставание российской  феодальной экономики от формирующейся  рыночной модели Западной Европы;

2) слабость  военного потенциала России: отсутствие регулярной армии, военно-морского флота, военной промышленности;

3) ситуация  внешнеэкономической автаркии: отсутствие  в России реального выхода  в систему европейского рынка,  т.к. выход в Балтийское и  Черное моря контролировали Швеция  и Турция.

    Петр I как харизматический лидер страны не только понимал необходимость проведения радикальной модернизации России, но и обладал достаточным потенциалом для ее практической реализации.

Рассмотрим  основные направления реформаторской деятельности Петра I.

1. Радикальная реформа системы государственного управления.

Система центрального управления – император, сенат, синод, ведомственные коллегии.

Система местного управления – 11 губерний для  полицейских, фискальных и военных  целей и 50 провинций.

Информация о работе Харизматический лидер