Элиты как общественные теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Слово "элита" в переводе с французского языка означает "лучшее, отборное, избранное", "лучшее в своем роде".
В другом, более узком значении понятие "элита" относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в
силу обладания особыми уникальными качествами управлять ими, создавать

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики…..4

2. Классики элитистской теории:……………………………………………….6

а) В. Парето и теория элит; ………………………………………………….6

б) Г. Моска и концепция управляющего класса;…………………………..10

в) Р. Михельс и “железный закон олигархии”……………………………...12

3. Научные школы современной элитологии:………………………………...14

а) концепции макиавеллистской школы;…………………………………...14

б) ценностные элитарные теории;…………………………………………..15

в) теории демократического элитизма;……………………………………..17

г) концепции плюрализма элит;……………………………………………..19
д) леволиберальные концепции элит………………………………………..21

4. Структура политических элит……………………………………………….24

5. Современные системы рекрутирования политических элит……………...29

6. Основные типологии современных политических элит…………………..32

7. Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития………………………………………………………………35

8. Региональные элиты в Российской Федерации…………………………….41

Заключение………………………………………………………………………46

Список использованной литературы…………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

- отраслевыми (политическая, экономическая),

- функциональными (администраторы, идеологи, силовики),

- иерархическими (субэлитные слои),

- рекрутационными (назначенцы, избранники).

 

В данном контексте правящую политическую элиту можно охарктеризовать как относительно немногочисленный слой людей, профессионально занимающихся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). Они составляют лишь определенную часть более широких элитарных слоев общества в целом, в которые входят наиболее авторитетные и видные представители социально-экономической, политической и культурно-духовной сфер жизни. В зависимости от условий, в которых действуют правящие круги, во власти образуются различные типы политических элит, обладающие большей или меньшей закрытостью или открытостью, наличием гегемонистских или демократических, автократических или олигархических черт, той или иной степенью внутригрупповой солидарности или конфронтационности (Э. Гидденс). В рамках отдельных политических систем могут существовать и действовать уникальные элитарные образования, например, такие, как пресловутая номенклатура в бывшем СССР. Учитывая сказанное, политическую элиту можно определить как группу лиц, подготовленных для выражения социальных интересов той или иной общности, приспособленных для продуцирования политических ценностей и целей и контролирующих процесс принятия решений.

Строение элитарного слоя граждан демократических государств - явление чрезвычайно сложное. Известные категории элиты и контрэлиты уже недостаточны для понимания механизма формирования государственной политики. Известный польский политолог В. Милановский предложил рассматривать структуру элитарных кругов в зависимости от выполнения их внутренними группировками своеобразных функций в сфере политического управления обществом. Прежде всего, нужно учитывать, как он считает, особое место селектората, включающего в себя тех лиц, которые потенциально готовы к выполнению профессиональных функций в политической сфере. В селекторат входят и те, кто оказывает влияние на выдвижение в элиту представителей населения, и те, кто сам готовится к исполнению элитарных ролей. Следующим образованием в элите выступают потенциальные элиты, представляющие собой разрозненные элитарные группировки, еще только стремящиеся к власти, готовящиеся к выборам. Те из них, которые проиграли выборы, но остались в публичной политике, составляют самодеятельные элиты. Авторитетные в обществе представители этих кругов могут лишь косвенно влиять на принимаемые в государстве решения. В этом же сегменте два основных эллитарных образования - оппозиция и сторонники правительственных сил.

Победившая на выборах элита приобретает статус правящей политической элиты. Эта группировка также разделяется на ряд составляющих. В нее входят представители центральных и региональных властей, представители высшей, средней и низшей элиты. Наряду с избираемыми политиками непременным участником этого круга являются и определенные слои государственной бюрократии. Особым структурным элементом политической элиты являются элиты в политике, которые представляют собой разновидность не избираемой элиты. Она состоит из наиболее авторитетных представителей технической и гуманитарной интеллигенции, видных писателей, ученых, спортсменов, распорядителей шоу-бизнеса, способных помочь не только выиграть выборы тем или иным партиям, но и поддержать их политические требования в условиях кризисов или рутинного течения политических процессов. Но самой мощной и одновременно таинственной элитарной группировкой является связанная группа, которая представляет собой неформальное объединение политиков, оказывающее решающее влияние на принятие решений. Это анонимное сообщество может включать и чиновников, и даже лиц, не обладающих никаким формальным статусом в системе власти.

Политическая элита обычно делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. В ней часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200-400 человек. К политической элите, непосредственно участвующей в принятии стратегических политических решений, примыкает элита административная. Она предназначена для исполнительской деятельности, однако на деле обладает большим влиянием на политику.

К средней элите РФ, выделяющейся одновременно по трем признакам - доходу, профессиональному статусу и образованию, относят примерно 5% граждан страны. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум критериям, относятся к маргинальной элите. Как отмечал К. Дойч, в целом люди, чей оборазовательный уровень гораздо выше, чем их доход, обычно более критичны к существующим отношениям, в своих политических убеждениях тяготеют к центризму или левому радикализму.               Лица, чей доход заметно превышает уровень образования, также зачастую не удовлетворены своим положением, престижем и, как правило, занимают правые политические позиции. Таким образом, взгляды 5% взрослого населения страны, составлющего элиту общества, определяемые соотношением доходов, профессионального статуса и образовательного уровня, могут многое поведать о том, что политически приемлемо и что не приемлемо для данной страны. Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых "субэлитных" слоев - высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов - в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Современные системы рекрутирования политических элит

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий — в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:

1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии;

2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров — формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.;

3) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель — глава правительства, фирмы и т.п.;

4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих — наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.

 

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы — консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Основные типологии современных политических элит

 

В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные — непосредственные обладатели власти и функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.

Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.

Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента, его «кухонный кабинет», или положением в структурах власти. В западных демократиях на каждый миллион жителей приходится примерно 50 представителей высшей элиты. Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характеризующееся особой интенсивностью коммуникаций, взаимодействия и насчитывающее обычно 200—400 человек.

К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам — доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите. Как отмечает Карл Дойч, «в целом люди, чей образовательный уровень гораздо выше, чем их доход, обычно более критичны к существующим отношениям, в своих политических убеждениях тяготеют к центризму или левому радикализму. Лица, чей доход заметно превышает уровень образования, также зачастую не удовлетворены своим положением, престижем и, как правило, занимают правые политические позиции. Таким образом, взгляды 5 процентов взрослого населения страны, составляющего элиту общества, определяемые соотношением доходов, профессионального статуса и образовательного уровня, могут многое поведать о том, что политически приемлемо и что не приемлемо для данной страны».

Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», — высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов — в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.

К политической элите, непосредственно участвующей в процессе принятия политических решений, примыкает элита административная, предназначенная для исполнительской деятельности, однако на деле обладающая большим влиянием на политику.

Одной из достаточно содержательных классификаций политической элиты в демократическом обществе является выделение в зависимости от степени развитости и соотношения вертикальных (социальная представительность) и горизонтальных (внутри-групповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов: стабильной демократической («этаблированной») элиты — высокая представительность и высокая групповая интеграция; плюралистической — высокая представительность и низкая групповая интеграция; властной — низкая представительность и высокая групповая интеграция и дезинтегрированной — низкие оба показателя (см. табл.).

 

 

 

 

Социальная представительность

высокая             

низкая

групповая интеграция             

высокая             

стабильная демократическая             

властная

низкая             

плюралистическая             

дезинтегрированная

Информация о работе Элиты как общественные теории