Лоббизм как политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:00, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение лоббизма как политического института.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
следует рассмотреть понятия и виды,
дать характеристику методов и технологий лоббизма;
рассмотреть практику лоббистской деятельности в России и зарубежом.
Практика лоббирования, т.е. оказания влияния на процесс принятия государс

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды лоббизма 5
2. Методы, технологии и инструменты лоббистской деятельности 9
3. Опыт лоббистской деятельности в России и зарубежом 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ лоббизм.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     1. Внедрение агентов влияния в структуры компаний-конкурентов и аппарат профильных ведомств. Агенты влияния могут быть полезны и для навязывание повестки и регламента рассмотрения лоббируемых вопросов. Добиться этого можно вхождением в наблюдательные общественные органы при власти, либо имея в соответствующих органах своих представителей.

     2. Навязывание конкурентам заведомо неэффективных (но внешне перспективные) объектов лоббистского воздействия. Тем самым вы заставляете их тратить свои ресурсы и приобретать имидж неэффективных лоббистов.

     3. Перетягивание субъектов политического процесса на свою сторону не только переговорами, но и силой событий.

     4. Кризисные тенденции в отрасли  необходимо канализировать на своих конкурентов. К примеру если поступает информация, что Правительство вынуждено увеличить налоговое бремя на часть (не важно вашу или конкурентов) профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые репрессии в первую очередь против конкурентов.

     5. Необходимо активно сотрудничать  с региональными и общефедеральными  ассоциациями, специализирующимися на защите различных интересов в органах государственной власти.

     6. Необходимо как минимум знать политических противников тех чиновников, которые работают на ваших конкурентов.

     7. Также в портфель лоббиста  должен входить известный объём  информации о личных "слабостях" конкурентов и контрагентов.

     8. Участие в исках и судебных тяжбах. Апеллирование лоббиста в арбитражном суде является скорее весьма эффективным способом торможения процесса принятия какого-либо решения, переговоров, либо реализации неугодного проекта.

     9. Ещё один важный аспект технологического мастерства лоббиста - умение использовать тех чиновников, которые на первый взгляд не имеют отношения к лоббируемой вами сфере. 5

     Наиболее  эффективными инструментами лоббистской  деятельности являются:

     1. Рекрутирование своих сотрудников  во власть.

     2. Подкуп должностных лиц.

     3. Неформальные контакты (в т.ч. - игра на личных слабостях).

     4. Участие в работе политических  и общественных организаций (в  т.ч. - профессиональных объединений).

     5. Покровительство чиновников.

     6. Судебные процедуры (иски, тяжбы, апелляции, аресты)

     7. СМИ (в т.ч. печатная пресса, телевидение, интернет) 6

     Одним из легальных методов лоббистской  деятельности является создание в крупных  корпорациях специальных отделов  по связям с органами государственной  власти – так называемые, GR-отделы (от англ. Government relations), которые специализируются на взаимодействии с представителями государства. Другим методом продвижения интересов может быть создания межорганизационных объединений, бизнес сообществ, ассоциаций и т.д. 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            3. Опыт лоббистской деятельности в России и зарубежом 

     Лоббизм в США и Германии

     Лоббизм,  как  и  всякое  иное  социальное   средство,   может   быть употреблено либо на благо всего общества, либо  в  узкогрупповых  интересах, все зависит от  социально-экономической  политики  и  культурного  фона,  от обстоятельств,  которые  могут  «наделить»  лоббизм,  как  плюсами   так   и минусами.

     В  связи с тем,  что лоббизм создает широкий «набор» возможных последствий, он нуждается в упорядоченном юридическом  оформлении.  Общество и  государство  должны  совместно  участвовать  в  налаживании    механизмов трансформации негативного лоббирования в позитивное, сводить к минимуму  его вредные  результаты и последствия.

     Для того чтобы он приносил пользу всему обществу в  большей  степени, необходимы  соответствующие  условия:  реальное   действие   демократических институтов  и  норм,  экономическая  и  политическая  стабильность,  свобода средств массовой информации, устойчиво гражданское общество.

     Безусловно, лучше создавать легальные формы лоббирования с тем, чтобы их можно было контролировать. Но абсолютного контроля  над  данным  явлением установить  невозможно.  Лоббизм   многогранен,   воплощается   зачастую   в уникальных формах. В различных странах, ввиду своеобразия демократического строительства, существующих институтов и норм, пытаются найти  свои  пути  в разрешении проблемы упорядочения  лоббистской деятельности.

     Так в США в 1946 г. был  принят  специальный  закон  о  регулировании лоббизма, в котором установлено требование о необходимости регистрации  всех профессиональных лоббистов. Подробным образом описана процедура  регистрации лоббистов секретарем сената и клерком палаты.

     Кроме того, лоббисты  обязаны  представлять  под  присягой  подробные отчеты, в которых указываются все средства, полученные и израсходованные  на указанные цели,  а  также  другие  сведения.  Взятки  и  откровенный  подкуп запрещены.

     Вместе  с тем, практика  реализации  данного  закона  свидетельствует, насколько трудно бывает  выработать  и оформлять однозначные принципы  и нормы,  применимые   к   деятельности   большого   числа   неоднозначных   и разнохарактерных организаций. Необходимо учитывать, что такой   закон  будет работать лишь в том случае,  если  существует  и  функционирует  специальный контрольный  орган,  наделенный  широкими   полномочиями   и   располагающий достаточными средствами.

     Вот пример из  Германского  опыта.  Непосредственное  взаимодействие между группами интересов  и  государственно-административными  органами  там происходит, как правило, в форме консультаций. Различные совещания,  советы, комитеты и комиссии действуют практически при всех федеративных  ведомствах.

       Консультативные органы при правительственных  учреждениях не  обладают определенным юридическим статусом, для создания  и  упразднения  не  требуют какой-либо  унифицированной  административной  процедуры,  что   делает   их удобной и практичной  формой контактов групп интересов с госаппаратом.

     В свою очередь для правительства, министерств и иных административных структур  значение  этих  групп  определено  их  организационной   мощью   и обширными   информационными    ресурсами,    которыми    они    располагают. Использование этого потенциала заметно облегчает подготовку  и  практическое применение законов и указов, существенно  повышая  тем  самым  эффективность административной деятельности.

     Связями в парламенте не пренебрегают даже те  группы,  которые  имеют налаженное    взаимодействие    с    системой    исполнительных     органов.

     Заинтересованный  союз нередко «покупает» место для  подходящего, с его  точки зрения, лица  в  списке  кандидатов  в  депутаты  бундестага  или  ландтага.

     Политические  партии  со  своей  стороны   охотнее   идут   на   то,   чтобы «зарезервировать» для групп интересов некоторое число депутатских мест. Очевидное преимущество заключается  в  том,  что  близость  союзов  к важнейшим   сферам   жизни   общества,    к    реальным    профессиональным, экономическим,  социальным  и  иным  заботам  своих   членов,   делает   эти организации желанными партнерами.

     Формы и методы влияния групп  интересов  на  парламентские  партии  в немалой степени зависят от того, насколько близки очередные выборы. В  канун выборов особое значение приобретают такие факторы,  как  размеры  финансовых средств союза. Поэтому в частности в ассоциациях  немецких  предпринимателей уже давно практикуется  создание  специальных  отделов  по  делам  печати  и работы с общественностью. Огромную роль играют связи с  крупными  журналами.

     По  прошествии выборов определяющую роль  в  лоббистской  деятельности  вновь начинают играть  такие  рутинные  методы  как  «накатанные»  связи  в  среде министерской бюрократии, использование уникальной информации.

     Законодатели  в Германии исходят из  того,  что  лоббизм  как  система организованного  оформления,  выражения  и  представительства   определенных интересов  через  правительственные  институты,  является   неотъемлемым   и важнейшим  элементом  жизни   демократической   страны   между   гражданским обществом  и  государством   должен  происходить  непрерывный  и   свободный коммуникационный обмен. Без такого обмена большинство граждан  страны  могут оказаться в изоляции и отчуждении, лишиться возможности  оказывать  сколько-нибудь  действенное  влияние  на  процесс  выработки  и  принятия   властных решений, затрагивающих их жизненно важные интересы. В свою  очередь  органам государственной власти  угрожала  бы  потеря  обратной  связи  с  обществом, утрата  необходимой   способности   корректировать   свою   деятельность   в соответствии с динамикой социальных потребностей.

     В отличие от  США  в  Германии  нет  единого  федерального  закона  о лоббистской деятельности. Эту деятельность регулирует ряд правовых актов.  В 1972 г.  был принят закон,  предусматривающий обязательную  публикацию  в специальном  издании  так  называемого  «лоббистского  списка»   –   перечня организаций и их персональных представителей, желающих получить  официальный доступ к парламенту и федеральному правительству. Наконец в  соответствии  с «кодексом поведения члена бундестага» каждый депутат  обязан  регистрировать в специальных документах данные о своем прежнем участии  или  сотрудничестве с союзами, а также своевременно заявлять обо  всех  нынешних  соглашениях  и контактах с союзами, фирмами.

     Лоббизм в России

     Лоббизм в России явление не новое. Фактически он существовал и в советский период истории. Для него было характерно: отсутствие широкой социально-экономической базы процесса лоббирования интересов экономических и общественных групп; узкий круг участников процесса лоббирования, в основном в рамках номенклатуры; преимущественно производственно-отраслевой и территориальный характер; высокая идеологизация; скрытый характер; осуществление давления на власть в рамках официальных каналов. Со второй половины 70-х гг., в связи с активным разрастанием сфер теневой экономики, методы лоббирования стали приобретать криминальный характер. В современной России лоббизм значительно расширил сферу и методы своей деятельности, что делает необходимым принятие специального закона. В этом объективно заинтересован как бизнес, так и само общество. Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно возникшее и существующее явление, развивающееся по непредсказуемым законам и включающее в себя самые различные силы, торпедирующие и раскалывающие государственную власть.

     Общее правило заключается в том, что на федеральном уровне целесообразнее поднимать не собственные вопросы или бизнес-конфликты, а общеотраслевые (под предлогом улучшения всей лоббируемой отрасли).

     Вместе  с тем, ещё до начала лоббистской кампании необходимо сделать ряд важных тактических шагов. Первое - необходимо выявить группу лиц, слой, на который можно опереться при осуществлении своей программы. Без этого ни одно начинание не проходит, в то время как правильная ставка на ту или иную группу может обеспечить решающий перевес.

     На  современном этапе - никакая компания или лоббистская структура, какой бы могущественной она ни была, не сможет самостоятельно организовать всю систему принятия решений. Цель лоббистов должна заключаться в проведении такой политики, как будто политико-административный рынок состоит из множества центров силы, пусть даже мы и уверены в нашем стратегическом превосходстве. Для этого необходимо проводить консультации, в которых акцент будет делаться не на отдаче немедленных политических предписаний, а на совместном определении долгосрочных задач. 8

     Таким образом, формулируем важный аспект федерального лоббизма: в силу масштаба задач и большого количества сильных конкурентов лоббисту необходимо уметь заключать союзы и идти на компромиссы.

     На  федеральном уровне критически важен стиль поведения крупного лоббиста. Даже если конкретная корпорация или бизнес-группа реализует свои лоббистские инициативы с эффективностью 100%, то она должна стремиться не подогревать опасения более слабых конкурентов. Если уровень обеспокоенности рынка по поводу лоббистской мощи той или иной компании превышает определённый уровень, то запускается механизм заключения союзов "обиженных против фаворита". Нередко это приводит к выкидыванию вчерашнего фаворита политико-административного рынка на его задворки. 9

     На  уровне Парламента достаточно работать с главами фракций (т.к. именно они решают судьбу голосования), либо через Администрацию Президента (которая единолично определяет судьбоносные вопросы). Но эта рекомендация касается лишь больших лоббистских проектов. 10

     Резюмируя анализ лоббизма на федеральном уровне важно помнить, что классическая форма взяток в реальности наличествует лишь на нижнем уровне государственной власти. На уровне министерств используется принцип "дружбы" чиновника с отдельным бизнесменом или бизнес-группой. Никаких взяток, только "дружба", состоящая из "услуг". Таким образом, поймать чиновника за руку становится практически невозможным. 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Лоббизм как политический институт