Лоббизм как политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:00, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение лоббизма как политического института.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
следует рассмотреть понятия и виды,
дать характеристику методов и технологий лоббизма;
рассмотреть практику лоббистской деятельности в России и зарубежом.
Практика лоббирования, т.е. оказания влияния на процесс принятия государс

Содержание

Введение 3
1. Понятие и виды лоббизма 5
2. Методы, технологии и инструменты лоббистской деятельности 9
3. Опыт лоббистской деятельности в России и зарубежом 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ лоббизм.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

                  Министерство образования и науки  Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Рязанский государственный  университет имени С.А.Есенина» 
 

     Факультет юриспруденции и политологии

     Кафедра теории, истории государства и права и политологии 
 
 

Реферат

по дисциплине

Теория и история политических институтов 

                                                На тему:

«Лоббизм как политический институт» 
 
 

                                     Выполнила:

                                               студентка 5 курса

                                    514 группы

                                                                       Кривогуз Екатерина

                                  Проверил:

                                            Абоймова М. В.  
 
 

     Рязань, 2011

Содержание 

Введение 3

1. Понятие и виды лоббизма 5

2. Методы, технологии и инструменты лоббистской деятельности 9

3. Опыт лоббистской деятельности в России и зарубежом 17

Заключение 18

Список  использованной литературы 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В современном демократическом обществе существует множество различных  добровольных объединений людей (групп  интересов), стремящихся довести  свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

     В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Таким образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии. Исходя из этого тему реферата следует признать весьма актуальной и важной для понимания механизма функционирования современного демократического государства.

     Целью настоящей работы является рассмотрение лоббизма как политического института.

     Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

  • следует рассмотреть понятия и виды,
  • дать характеристику методов и технологий лоббизма;
  • рассмотреть практику лоббистской деятельности в России и зарубежом.

     Практика  лоббирования, т.е. оказания влияния  на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов, в той или иной степени присуща любой политической системе. Однако характер её политического и институционального оформления зависит от характеристик этой политической системы – сложившейся политической культуры, развитости правовой системы, политических традиций, правил взаимоотношений государства и бизнеса, степени демократизации политического процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и виды  лоббизма 

     Термин  «лобби» и его производные  происходят из церковного обихода. Этимологически слово «лобби» произошло от латинского «lobby» (открытый портик, примыкающий к зданию; галерея). В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII веке словом «лобби» стали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Во времена образования английского парламента в XIII веке, его собрания проходили нерегулярно, в разных помещениях и даже городах. В Средние века было обычным делом устраивать многие светские мероприятия и торжества в здании церкви. Стоит обратить внимание на то, что и сегодняшнее расположение английского парламента называется Вестминстер, что в переводе означает «западная монастырская церковь».

     В российской научной и профессиональной среде можно выделить два подхода  к толкованию термина «лоббизм».

     В широком (обывательском) смысле под  лоббизмом понимают любую деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и  других организованных групп давления (в том числе и политических) по отстаиванию своих активных интересов.

     Сторонники  другого подхода считают недопустимым столь широкое (обывательское) толкование термина «лоббизм». По их мнению, расширение состава участников лоббистской  деятельности лишает слово присущей ему специфики, делая возможным его применение при описании любого взаимодействия, одной из сторон которого является представитель органа государственной власти.

     Само  слово «лоббизм» неоднозначно оценивается  общественным сознанием, ибо имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно в следствии подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.

     В позитивном смысле лоббизм характеризуется  как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее  в качестве института демократического процесса.

     Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.). 1

     Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условиях: - возникает большое многообразие интересов в обществе вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; - расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.

     В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить  одновременно и наиболее полно все  интересы, возникает проблема очерёдности, приоритета осуществления тех или  иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоёв общества воздействовать на поведение государства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для них управленческие решения.

     Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь различные виды. Например в зависимости от того, в какой ветви власти «решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование.

     Условно можно говорить, что лоббизм в  средствах массовой информации, которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в сфере политики обосновано считается «четвёртой ветвью власти». Сам же лоббизм (на Западе, в США) достаточно престижный вид деятельности, некоторые называют его «пятой ветвью власти». В зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на правотворческое (лоббизм в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительное (лоббизм через акты применения права) и правоинтерпритационное (лоббизм через акты толкования права).

     В зависимости от характера интереса, который «продавливается», можно  выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое, правовое и другое лоббирование.

     В зависимости от времени действия бывает «одноразовый» и постоянный лоббизм.

     В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно  может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной  власти и управления) и местное (в  республиканских, краевых, областных органах).

     В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование может  подразделятся на следующие разновидности.

     Лоббирование  различных социальных структур: общественных  организаций, движений, партий, групп, слоёв (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.).

     Ведомственное лоббирование - это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех  или иных интересов.

     Региональное  лоббирование - это воздействие на власть со стороны представителей республик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определённые льготы и преимущества для регионов.

     Иностранное лоббирование- это влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структурах американского общества занимают лобби - еврейское, польское, арабское и др.

     Наиболее  действенные рычаги при этом - деньги, пресса, голоса избирателей, переплавляемые во влияние. Выходцы из России - эмигранты и их потомки - составляют по численности одно из наиболее заметных национальных меньшинств в США.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Методы, технологии и инструменты лоббистской деятельности 

     Методы  лоббистской деятельности в политической сфере жизни общества разнообразны. К наиболее распространенным относятся: взносы денег на избирательные компании; участие в ведении политических компаний; организация пропагандистских мероприятий; объединенное лоббирование несколькими организациями; воздействие на законодателя через влиятельного избирателя, личного друга; денежное вознаграждение; организация досуга и т.д. Таким образом, одной из негативных сторон лоббизма является склонность его участников к удовлетворению своекорыстных интересов, создание питательной среды для возможных злоупотреблений и коррупции. Поэтому с расширением практики лоббизма растет и арсенал средств его ограничений. К ним относятся: жесткая правовая регламентация лоббизма, расширение круга его участников и поощрение конкуренции между ними, повышение профессионализма и требований     к     профессиональной    этике    государственных    служащих, совершенствование механизма лоббирования.3

     Выделяют  три основных формы лоббизма: "прямой", "косвенный" и "внутренний". Прямой лоббизм - целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Косвенный лоббизм - организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата.  Внутренний лоббизм - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.4

     Всем  хорошо известны классические технологии лоббизма. К таким технологиям относятся:

Информация о работе Лоббизм как политический институт