Место России в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:44, реферат

Описание работы

После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от
России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центрально

Содержание

Содержание
I. Введение……………………………………………………………2
II. Современный мир………………………………………………...4
III. Положение России в современном мире……………………...6
IV. Россия и страны СНГ…………………………………………..10
V. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода из сложившегося кризиса………………………………12
VI. Заключение………………………………………………………..15
VII. Список литературы……………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Россия в современном мире.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

 Формы европейской  коллективной безопасности, наиболее приемлемые для 

 России, в  %

. 54,3 - ОБСЕ как  собственная европейская система  безопасности

. 51,0 - Оборонительный  союз в рамках СНГ

. 31,9 - Программа  "Партнерство во имя мира" (Россия и НАТО)

. 25,2 - Миротворческие  контингенты ООН, располагаемые в Европе

. 23,3 - Европейские  силы быстрого реагирования, создаваемые  в настоящее время

. 15,7 - России  не следует входить ни в  какие европейские военно- политические  структуры

. 12,4 - Структуры  НАТО (полноценное вхождение) 

 Россия не  может обеспечить национальные интересы в полном объеме, не укрепив своего положения в Азии. Наши основные цели в регионе: обеспечение безопасности границ; сохранение стабильности в прилегающих к ним районах, характеризующихся достаточно высоким конфликтным потенциалом; использование экономического сотрудничества с азиатскими государствами для модернизации национальной экономики, прежде всего в восточной части России. Важнейший наш ресурс - взаимопонимание с Китаем и Индией. Совпадение взглядов с этими странами по многим вопросам мировой политики способствует региональной и глобальной стабильности. В обоих случаях задачей является подтягивание экономических контактов до уровня политического взаимодействия. Существует возможность достижения подлинного добрососедства с Японией, отвечающего интересам обеих сторон. В рамках существующих переговорных механизмов следует продолжать поиск взаимоприемлемого оформления государственной границы. Перспективен курс на расширение сотрудничества с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которую следует рассматривать как один из важных центров складывающейся системы международных отношений.

 Необходимо  последовательно вести дело к  подписанию Индией и Пакистаном

 Договора  о всеобъемлющем запрещении ядерных  испытаний и их присоединению к

 Договору  о нераспространении ядерного  оружия, поддерживать линию на  создание в Азии зон, свободных  от ядерного оружия. Нельзя не  обратить внимания и на нарастание  геополитических противоречий в  Азиатско- тихоокеанском регионе  между США и КНР. Наступающей стороной является Китай, который стремительно накапливает совокупную мощь и все напористее проецирует ее на регион. Не случайно КНР втянута почти во все острые проблемы АТР: "узлы" напряженности, гонку вооружений, распространение ракетного оружия, межэтнические конфликты. Именно азиатское направление внешней политики большинство экспертов считает наиболее приоритетным: 

 Оценка приоритетности  целей внешней политики России, в %

. 66,7 - ориентация  на установление стратегического  партнерства с ведущими азиатскими державами (Индия и Китай)

. 65,2 - ориентация  на установление стратегического  партнерства с Европой

. 57,1 - активная  защита русского населения в  странах СНГ

. 48,6 - ориентация  на установление стратегического  партнерства с США

. 42,9 - налаживание партнерских отношений с НАТО

. 36,1 - вхождение  полноправным членом в "объединенную  Европу"

. 24,4 - создание  условий для воссоединения всего  русского населения в 

 России. 

 Главным национальным  приоритетом России является  укрепление национальной безопасности страны, которая сегодня является одним из самых слабых звеньев российской внешней и внутренней политики. Образ угрозы прочно ассоциируется как с деятельностью определенных внешнеполитических субъектов, прежде всего НАТО, с активизацией "исламского" фактора, так и с внутренними процессами - растущее отставание России по уровню научно- технического потенциала и, соответственно, снижение конкурентоспособности ее экономики на мировой арене. Российские эксперты по-разному видят важнейшие национальные интересы нашей страны, причем за последние несколько лет акценты сильно сместились в сторону усиления «личного» положения России на мировой арене и решения внутренних проблем (табл. 5). таблица 5

|Динамика целей,  к которым должна стремиться  Россия, |

|исходя из  национальных интересов, в ближайшие  10-15 лет, в % |

|Суждения |1993 |1996 |2001 |

|Вернуть статус  супердержавы, какой |4 |7 |13 |

|был СССР | | | |

|Войти в первую  пятерку наиболее |55 |57 |21 |

|развитых стран  | | | |

|Войти в число 10-15 экономически |30 |24 |28 |

|развитых стран  мира, таких, как | | | |

|Испания, Южная  Корея, Бразилия и | | | |

|т.п | | | |

|Стать лидером  в рамках СНГ |6 |6 |5 |

|Отказаться  от каких-либо глобальных|4 |2 |24 |

|претензий,  сосредоточив главное | | | |

|внимание на  решении внутренних | | | |

|проблем | | | |

|Затруднились  ответить |1 |3 |9 | 

VI. Заключение 

 События последних  месяцев во многом превзошли  самые смелые прогнозы и предположения.  Терракты 11-ого сентября в Нью-Йорке  и ответная акция США в Афганистане буквально перевернули всю международную политику, как

 России, так  и всех остальных стран мира. Еще несколько месяцев назад  присутствие сил НАТО в странах  Средней Азии таких, как Узбекистан  и

 Таджикистан,  было попросту невозможным, сейчас это уже реальность.

 Бомбардировки  Афганистана ставят под сомнение  саму необходимость существования  Совета Безопасности ООН в  его сегодняшнем виде. 

 Мировой терроризм  стал действительно глобальной  угрозой, и в связи с этим  на первое место в международных отношениях выходит военно-техническое сотрудничество. Односторонний выход США из договора по ПРО ставит перед нашей страной непростую задачу – удержаться от новой гонки вооружений. 

 Конфликт  двух ядерных держав, Индии и  Пакистана, еще более остро  ставит вопрос о контроле за распространением ядерного вооружения. 

 Мир вступил  в новый XXI век с еще большим  количеством глобальных проблем,  и не поддаться сиюминутным  порывам, остаться целостным независимым  государством – это и есть, на мой взгляд, главный национальный приоритет

 России. 

VII. Список литературы 

1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА  РОССИИ: МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ (Аналитический  доклад РНИСиНП по заказу московского  представительства Фонда им. Ф.  Эберта).

2. Егор Строев  «Россия и страны СНГ в преддверии XXI века» (выступление на 

 Втором Петербургском  экономическом форуме).

3. Степан Ситарян  «Интеграция стран СНГ: трудности  и перспективы взаимодействия»  ("Проблемы теории и практики  управления" 5/01).

4. О СОСТОЯНИИ  ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ 

- УЧАСТНИКАМИ  СНГ И ЗАДАЧАХ ПО ИХ РАЗВИТИЮ (Информационный сервер правительства  РФ).

5. Стратегия  России в ХXI веке : анализ ситуации  и некоторые предложения. 

 Стратегия  – 3 ("Независимая газета" №  107-108, 1998 г).

6. Игорь Иванов  «РОССИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. Внешняя политика Москвы на пороге XXI века» ("Независимая газета" от 20.01.2000)

7. КОНЦЕПЦИЯ  ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РФ (Сервер МИД  России)

8. Е.П. Бажанов  «Роль и место России в современном  мире» (Центр 

 Стратегических  Разработок, 1999-2000

Информация о работе Место России в современном мире