Международные стандарты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существуют уже с середины 70-х годов. Прежде всего они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности: ядерной энергетике, авиации, космонавтике, производстве военной техники.
С целью устранения различий и гармонизации требований на

Работа содержит 1 файл

Международные стандарты ИСО 9000.docx

— 31.25 Кб (Скачать)

Международные стандарты ИСО 9000.

 

В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существуют уже с середины 70-х годов. Прежде всего они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности: ядерной энергетике, авиации, космонавтике, производстве военной техники.

С целью устранения различий и гармонизации требований на

международном уровне, разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством в составе Международной организации по стандартизации (ИСО) был создан технический комитет ИСО/ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», в задачу которого входила стандартизация основополагающих принципов системы качества. Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, ИСО/ТК 176 разработал и в 1987 году опубликовал первые пять стандартов МС ИСО серии 9000 и трехязычный словарь терминов и определений в области качества – МС ИСО 8402. Разработанные стандарты вобрали в себя все наиболее рациональное из того, что накоплено в этой области знаний и практической деятельности. Эти стандарты не только устранили технические барьеры в сотрудничестве, установили унифицированные подходы, но и послужили ценным источником мирового опыта, готовых управленческих решений. Они стали практическим руководством для создания систем качества на предприятиях.

 

В 1994 году стандарты ИСО серии 9000 были пересмотрены, однако

сохранилась прежняя основа, в том числе цели и способы их достижения.Число стандартов было доведено до 25 (некоторым новым стандартам присвоили номера, начиная с 10000).

МС ИСО серии 9000-1994 используются в контрактных и неконтрактных ситуациях. В обоих случаях поставщик стремится внедрить систему качества, поддерживающую его конкурентоспособность и позволяющую наладить выпуск продукции требуемого качества на экономически эффективной основе.

Заказчик при заключении контракта может настаивать на тех элементах системы качества поставщика, которые в наибольшей степени влияют на выполнение заданных требований при минимальном риске.

МС ИСО 9000-1-1994 является вводным стандартом и в то же время

«ключом» ко всем последующим стандартам, входящим в ИСО серии 9000.

Стандарт устанавливает основные задачи предприятия-изготовителя в области качества и содержит руководящие положения по выбору и применению стандартов ИСО серии 9000-1994.

• Если предприятие решило самостоятельно разработать и усовершенствовать действующую на нем систему качества, ему следует обратиться к МС ИСО 9004-1994.

• В контрактных условиях применяется какой-либо из трех стандартов:

МС ИСО 9001-1994, МС ИСО 9002-1994, МС ИСО 9003-1994.

Только эти три стандарта предназначены для целей сертификации.

МС ИСО 9001-1994 определяет требования к системе качества, когда

контракт, заключенный между поставщиком и заказчиком, требует, чтобы была доказана способность поставщика в создании новой продукции заданного качества.МС ИСО 9002-1994 также используется в контрактных ситуациях, когда доверие заказчика к достижению нужного качества может быть обеспечено поставщиком путем подтверждения своих возможностей в производстве и монтаже.

МС ИСО 9003-1994 также используется в контрактных ситуациях,когда

доверие заказчика к достижению нужного качества может быть обеспечено поставщиком путем подтверждения своих возможностей в окончательном контроле и проведении испытаний.

МС ИСО 9004-1994 устанавливает и описывает основные элементы системы общего руководства качеством. Стандарт носит рекомендательный характер. Это означает, что каждое предприятие самостоятельно определяет конкретный состав элементов системы и способы их воплощения на практике. МС ИСО серии 9000-1994 упростили взаимоотношения между потребителями и поставщиками путем подтверждения последними своей способности обеспечивать заявленное качество продукции. Введение сертификации систем качества независимыми организациями, органами сертификации, позволили подтвердить объективный характер доказательств возможности предприятий в обеспечении качества продукции.

 

В настоящее время более 70 стран имеют национальные стандарты,

эквивалентные стандартам ИСО серии 9000-1994, в том числе и Россия. К 2000 году в мире насчитывалось более 350 тысяч предприятий, сертифицировавших свои системы качества. Международная организация по стандартизации рассматривала стандарты как рыночный инструмент, который устанавливал единые требования к обеспечению качества продукции, поставляемой на мировой рынок различными организациями. Наличие сертификата на систему качества является обязательным признаком успешно работающей организации и предоставляет организации определенные преимущества. Однако, как показала практика, подходы к управлению качеством, представленные по МС ИСО 9001-1994 системами качества с двадцатиэлементой структурой,

недостаточны для достижения и поддержания конкурентоспособности

организации. Элементная структура системы качества применялась

около 15 лет.

В 2000 году Международной организацией по стандартизации приняты

новые стандарты ИСО серии 9000. В связи с тем, что требования к системам менеджмента качества по МС ИСО 9001-2000 существенно отличаются от требований МС ИСО 9001-1994, ею установлен трехлетний период на переход от систем качества к новым системам менеджмента качества. В этот период допускается сертификация систем качества и по стандартам 1994 года.

При разработке стандартов учитывался опыт практического использования стандартов ИСО серии 9000-1994. В частности, было сокращено количество стандартов. В МС ИСО серии 9000-2000 года включены:

• ИСО 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Фундаментальные

принципы и  словарь»;

• ИСО 9001-2000 «Системы менеджмента качества. Требования»;

• ИСО 9004-2000 «Системы менеджмента качества. Руководящие указа-

ния по совершенствованию характеристик деятельности».

• МС ИСО 9002-1994 и МС ИСО 9003-1994 «встроены» в МС ИСО 9001-2000 и аннулируются. Если какое-то требование МС ИСО 9001-2000 нельзя применить ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его исключение, при условии, что это касается только требований, относящихся ?___к процессам жизненного цикла продукции раздела 7.

• Стандарты ИСО 9001-2000 и ИСО 9004-2000 – это согласованная

Пара стандартов, дополняющая друг друга при совместном использовании, но могут также применяться как независимые документы при

последовательном внедрении.

• Стандарты ИСО 9001-2000 и ИСО 9004-2000 имеют одинаковую структуру, но различные области применения. Для удобства ИСО 9004-2000 содержит требования ИСО 9001-2000, выделенные в рамки, и рекомендации подальнейшему развитию и совершенствованию системы.

• Стандарт ИСО 9001-2000 устанавливает минимальный набор требований к системе менеджмента качества, который может использоваться для внутреннего применения организациями в целях доказательства

заинтересованным сторонам, что в организации реализована система

менеджмента качества, способная выполнить указанные в контракте

требования потребителя, а также требования соответствующих

законодательств. Областью применения ИСО 9001-2000 по-прежнему

остается сертификация для упрощения взаимоотношений в бизнесе.

• Стандарт ИСО 9004-2000 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. Он не применяется в договорных и

Сертификационных целях.

• Стандартами ИСО 9001-2000 и ИСО 9004-2000 уже непредполагается обеспечение качества продукции, а поставлена цель удовлетворения потребителей путем выполнения и перевыполнения их требований

посредством эффективного внедрения систем менеджмента качества,

постоянного повышения ее результативности и продуктивности, а также предупреждения несоответствий между ожиданиями потребителей и

качеством выпускаемой продукции. Вместо термина «система качества» введен термин «система менеджмента качества», который подчеркивает системный характер управления организацией.

• Стандарты ИСО серии 9000-2000 различают требования к системам

менеджмента качества и продукции:

- требования к управленческим системам регламентируются стандартами

ИСО 9001 и ИСО 9004;

- требования к продукции устанавливают либо потребители, либо сами

организации, исходя из предполагаемых запросов потребителей и

требований нормативных документов.

Требования к системе менеджмента качества дополняют технические

требования к продукции.

• Создание системы менеджмента качества – стратегическое решение

организации.

• Стандартами ИСО 9001-2000 и ИСО 9004-2000 не предполагается

единообразие в структуре систем менеджмента качества и документации. Разработка и внедрение системы менеджмента качества индивидуальны в каждой организации. В методологическом плане принципиально важным для МС ИСО серии 9000- 2000 является применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Вся деятельность, выполняемая организацией, рассматривается как

совокупность взаимосвязанных процессов (см. рис.1). Организация

 должна управлять этими процессами. Применение системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также

менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».

Преимуществом «процессного подхода» прежде всего является

непрерывность управления, которая связывает отдельные процессы в рамках их системы и ориентирует каждый из них на достижение общей цели, каковой является удовлетворенность потребителей.


Информация о работе Международные стандарты