Политическая идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:52, реферат

Описание работы

Никто из нас не видит мир таким, каким он есть на самом деле. Мы смотрим на него через призму каких-то уже сформировавшихся представлений, предположений и теорий. Поэтому наблюдение и понимание неотделимы друг от друга: глядя на мир, мы одновременно придаём ему тот или иной смысл. Нечто аналогичное происходит и тогда, когда мы воспринимаем политику, - у разных людей здесь могут быть изначально разные аксиомы и заранее сложившиеся представления. Корни всего этого скрываются в тех предельно широких политических традициях, что называются политическими идеологиями.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
1. Сущность политической идеологии…………………………....3
2. Современные политические идеологии………………………..7
3. Либерализм как метаидеология………………………………..14
3.1. Развитие либеральных идей………………………………..14
3.2. Либерализм эпохи Просвещения…………………………..17
3.3. Классический либерализм конца XVIII - XIX веков…….19
3.4. Неолиберализм……………………………………………...20
3.5. Российский либерализм…………………………………....23
Заключение…………………………………………………………27
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 54.08 Кб (Скачать)

В экономической  области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее.

Другой  аспект неоконсерватизма – обеспокоенность  по поводу того, что общество становится всё более поликультурным и полирелигиозным, а следовательно, на их взгляд, конфликтным  и заведомо нестабильным.

Социализм.

Социалистическая  идеология имеет длительную историю. Однако термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. Литературное авторство приписывается французскому теоретику Пьеру Леру, который в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

Идеи, которые  позже стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший "Город Солнца". Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства, благополучия и социального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

Крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

Главным в социализме является воззрение  на человека как на общественное существо, которое всей своей сутью связано  с человечеством в целом. Так  же фундаментальными ценностями социалистов  является братство, общественное равенство, общественная собственность.

Социалистическая  мысль очень активно подкреплялась  практической организацией социалистического  дела

Марксизм.

В 40-е  годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К. Маркс (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.) создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX и ХX веков. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами.

Марксизм  – сложная система, и эта сложность  во многом идёт от широты тематики и  противоречивости работ самого Маркса: одни из них можно толковать как  выражение экономического детерминизма, другие – гуманистического социализма.

Главными элементами марксизма  являются:

- исторический  материализм (концепция, отражающая  значение экономики и вообще  материальных условий общественного  производства и воспроизводства);

- диалектика (борьба противоположностей);

- отчуждение;

- классовая  борьба;

- прибавочная  стоимость;

- пролетарская  революция;

- коммунизм.

Социал-демократия.

Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э. Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала, существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального реформизма, среди которых особое место принадлежит кейнсианству.

Особенностью  идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Традиционная формула: "Социализм = обобществление + плановая экономика", по мнению теоретиков социал-демократии, должна быть окончательно отброшена. Критерий различия между капитализмом и социализмом заключается не в принципах организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни.

Составными  частями концепции "демократического социализма" являются политическая, экономическая и социальная демократия.

Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства, основополагающими требованиями политической демократии должны быть: наличие свободных выборов; предоставление гражданам действительного выбора между различными политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.

Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики. Частная собственность доступна в определенных секторах экономики. Многообразие форм собственности должно работать на эффективность производства. Коллективная собственность не является просто самоцелью, а должна служить инструментом повышения благосостояния общества.

Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики. Частная собственность доступна в определенных секторах экономики. Многообразие форм собственности должно работать на эффективность производства. Коллективная собственность не является просто самоцелью, а должна служить инструментом повышения благосостояния общества.

Фашизм.

Фашизм  является порождением ХХ в., даже не века, а периода между двумя  мировыми войнами. Двумя главными порождениями этого движения была фашистская диктатура  Муссолини в Италии в 1922-1943 гг. и  нацистская диктатура Гитлера в  Германии в 1933-1945 гг.

Рационализм, прогресс, свобода, равенство – всё  это разом было отринуто во имя  борьбы, гегемонии, вождизма, власти и  войны.

Характерные черты фашизма: расизм, элитарность, иерархичность, экспансионизм, анархизм, невыделенность индивида.

Анархизм.

Среди политических идеологий анархизм уникален в одном  отношении – ни одна анархистская партия нигде и никогда не пришла к власти.

Главная тема анархизма – неприятие политической власти во всех его проявлениях, особенно в виде государства. «Анархия» буквально означает «безвластие». Анархисты говорят о безгосударственном обществе, в котором люди сами разрешали бы свои проблемы, свободно договариваясь и сотрудничая друг с другом.

 Анархизм  современного типа апеллирует  к рынку, пытаясь на его основе  показать, как может развиваться  общество в отсутствие государственной  власти, - своего рода «анархокапитализм», ориентированный на крайние формы  экономики свободного рынка.

Феминизм.

Хотя  феминистские идеи мы можем найти  уже в Древнем Китае, никакой  теории в этой области не было, пока в 1792 г. не появилась книга Мэри Воллстоункрафт «Заявление о правах женщин». Более  широкой аудитории феминистская идея достигла в 1840 - 1850-х годах, когда  в ряде западных стран развернулось движение суфражисток, требовавших  предоставления женщинам избирательных  прав, - так называемая «первая волна  феминизма». В начале ХХ века избирательные  права женщинам в большинстве  западных стран были предоставлены.

Основные черты феминизма:

- стремление  усилить общественную роль женщины;

- преодоление  господства мужчины над женщиной;

- борьба  за равенство прав.

Экологизм.

Хотя  экологизм понимается как совершенно новая идеология, связанная с  возникновением экологического, или  зелёного, движения в конце ХХ в., его корни можно видеть уже  в тех возмущениях против промышленной революции, что имели место в  XIX в. Главное в этой идеологии – озабоченность тем ущербом, который современная экономика наносит природной среде. Придавая сугубую важность сохранению природной среды, экологизм развивается как эконцентричное мировоззрение, воспринимающее человеческий род как малую часть природы. Одна из самых популярных в этом отношении теорий – концепция «Геи» Джеймса Лавлока, где планета Земля понимается как единый большой организм, работающий на самосохранение.

Экологисты  делятся на «светлозелёных», возлагающих  надежды на то, что призывы к  здравому смыслу и чувству самосохранения в конце концов убедят человечество перейти на позиции экологически здравой политики и образа жизни, и «тёмнозелёных», стоящих на том, что лишь фундаментальная перестройка  политических отношений с готовностью  поставить интересы экосистемы над  всеми остальными приоритетами обеспечит  выживание планеты и человека на ней.

 

В этом разделе  были кратко охарактеризованы основные современные идеологии за исключением  либерализма, который более подробно будет рассмотрен в следующем  разделе данного реферата.

 

 

3. Либерализм как  метаидеология.

Любой перечень политических идеологий должен начинаться с либерализма. Потому, что  либерализм в сущности является идеологией промышленного  Запада; подчас его понимают даже как  метаидеологию, способную охватить самый широкий круг  взаимопротиворечивых ценностей и взглядов.

Метаидеология – идеология высшего порядка, основа для дискуссий по более частным идеологическим проблемам.

Основные принципы либерализма:

- признание  неотчуждаемых  прав человека  (на  жизнь,  свободу,  собственность), индивидуализма человека, его разума;

- требование   создания государства  на  основе  общего  консенсуса  и  с   единственной   целью сохранить   и  защитить  естественные  права  человека,  что  определяет договорной  характер  отношений  между  государством    и    обществом;

- убеждение   в    необходимости     верховенства закона  как  инструмента  социального  контроля  и   в  разумности  ограничения   объёма   и   сфер деятельности  государства.

 

3. 1. Развитие либеральных идей.

          В  европейской  общественно-политической    литературе       понятие  «либерализм»     появилось  в начале  ХIХ  в.      Впервые   этот  термин был

 использован  в Испании в 1811 г., когда группа  политиков   и  публицистов

 определила  составленную ими конституцию  как  либеральную.  Позже   это понятие вошло в английский, французский, а затем и во  все  европейские языки.

          Термин «либерализм» происходит  от латинского  «liberalis» -  свободный,  имеющий отношение к свободе.  В древнеримской  мифологии   бог Либер соответствует древнегреческому  богу Дионису. У древних греков  он олицетворял экстаз, энергию,  избыток жизненных сил, их раскрепощение.  Из этого закономерно вытекает  то, что все  определения   либерализма включают в себя  идеи личной  свободы  индивида,  не  скованной  рамками традиций.

          Либерализм как сложное структурное  явление предстаёт сегодня   и как    историко-философское       течение,  доктрина,   и   как   политическая

идеология, обосновывающая программные установки  объединившихся под  его знаменем  социальных  слоёв,   и       как   более   или   менее   массовое

организованное  движение  (либеральные  политические  партии,  движения, группировки и  т.п.).

         Главные        постулаты    либерализма,    выражающие    философско-

мировоззренческую основу учения,  сложились  в  антифеодальной  борьбе, ставившей задачи  освобождения  от  сословных  и  цеховых  ограничений,  произвола власти, авторитета церкви. Либерализм  органически  связан  с  развитием капитализма в Европе в XVII-ХVIII веках и  на  ранних  этапах представлял  собой  средство  борьбы «третьего   сословия»  против абсолютизма. Поэтому содержание либерализма первоначально  определялось  интересами  и  стремлениями  купцов,  владельцев   крупных   и   мелких мануфактур, которые стали  стремиться  к  власти  после  антифеодальных революций. Появившийся класс  торговцев  и  промышленников  нуждался  в экономической свободе, в социальных институтах, в которые избирались бы их представители и обеспечивали им независимость от  прихотей  монарха, земельной аристократии и клерикалов. Социально-экономические аспекты становления  капитализма  и либерализма были обстоятельно проанализированы   К. Марксом.

Кульминацией  движения за предоставление  социально-экономических  свобод и прав новому классу, как  правило,  считают  славную  революцию 1688 года в Англии. В защиту  и  оправдание  этой  революции  энергично  выступил  крупнейший  философ  XVII   века   Джон   Локк   (1632-1704). Центральное место занимала  разработанная  им  теория  «естественных  прав», к которым он прежде всего  относил  право  человека  на  жизнь, свободу и собственность.

Информация о работе Политическая идеология