Политическая идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:52, реферат

Описание работы

Никто из нас не видит мир таким, каким он есть на самом деле. Мы смотрим на него через призму каких-то уже сформировавшихся представлений, предположений и теорий. Поэтому наблюдение и понимание неотделимы друг от друга: глядя на мир, мы одновременно придаём ему тот или иной смысл. Нечто аналогичное происходит и тогда, когда мы воспринимаем политику, - у разных людей здесь могут быть изначально разные аксиомы и заранее сложившиеся представления. Корни всего этого скрываются в тех предельно широких политических традициях, что называются политическими идеологиями.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
1. Сущность политической идеологии…………………………....3
2. Современные политические идеологии………………………..7
3. Либерализм как метаидеология………………………………..14
3.1. Развитие либеральных идей………………………………..14
3.2. Либерализм эпохи Просвещения…………………………..17
3.3. Классический либерализм конца XVIII - XIX веков…….19
3.4. Неолиберализм……………………………………………...20
3.5. Российский либерализм…………………………………....23
Заключение…………………………………………………………27
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 54.08 Кб (Скачать)

На появление  идей либерализма  оказала  влияние  и  Реформация, утверждавшаяся протестантская этика, нацеливавшая на достижение успеха. Рассмотрение духовно-нравственных и  психологических  основ  становления  капитализма  и  либерализма  осуществляли  в  своих работах  М.  Вебер, В. Зомбарт, А. Тойнби и другие.

 В  XIX  веке  либеральные  идеи  развивались   представителями  западной общественно-политической  мысли  И. Бентамом, Дж. С. Миллем, Л. Хобхаузом и другими. Важный  вклад в формирование либерального  комплекса идей внесли представители   европейского  и  американского   Просвещения, французские  физиократы,  сторонники  английской  манчестерской   школы, представители немецкой  классической философии, европейской  классической политической экономии.

  В  XIX в. были заложены основы для  дальнейшего  развития  системы  буржуазной демократии уже в  XX столетии,  которая  была  сформулирована либералами в  общих чертах. Класс  буржуазии   все  более  укреплял  свои  позиции, и необходимо было  всю систему  буржуазного   конституционализма привести в  соответствие с новыми общественными  силами.

           Либерализм XIX в.  предстаёт  как   идеологическое  направление,  которое  выражало  интересы  сформировавшегося   к  тому  времени  класса  буржуазии, требовавшего замены  феодальных производственных отношений   и зависящей от них системы  общественных отношений  капиталистическими.  С этого момента и до настоящего  времени либерализм является  доминирующим идейно-политическим  течением, для которого проблема  политической власти - одна из  центральных.

 

3.2.Либерализм эпохи Просвещения.

Большинство  исследователей  либеральной  политической  доктрины считают временем её зарождения - конец XVII века,  а  идейным  ядром - теорию  «общественного  договора».   Наиболее   полное,   завершённое  развитие идеи этой теории получили в  работах Джона  Локка  (1632-1704), Шарля  Монтескье (1689-1755) и Жан-Жака Руссо (1712-1778). Идеи основоположника либерализма  Джона Локка  об  «Естественных  правах» гражданина: на жизнь, свободу,  собственность;   о  разделении ветвей власти пришлись в Англии после  Славной революции 1688  года  как  нельзя кстати.

         В отличие от Гоббса, Локк и  Монтескье рассматривали  первобытное  (т.е. догосударственное) состояние  людей не  как  «войну  всех  против всех», а как состояние  свободы, равенства и  независимости,  в  рамках которой   все   люди   имели   равные    возможности    для    мирного,  взаимодоброжелательного   преуспевания,    основанного    на    частной  собственности. По отношению к  происхождению частной собственности   у просветителей различные точки  зрения. По Локку собственность   возникает независимо от  государственной  власти.  Монтескье  же  считал,  что  в первобытном обществе отсутствовала частная собственность. Он  заявляет, что, отказавшись от естественной независимости, чтобы жить под  властью государственных законов, люди отказались  и  от  естественной  общности имущества,  чтобы  жить  под  властью   государственных   законов.   Он рассматривает, таким образом, частную  собственность  как  сравнительно поздний  продукт  исторического  развития.  Частная  собственность,  по Монтескье,  является  следствием   «общественного   договора»,   т.е. ставится в зависимость от юридических норм.  Частная собственность - высшее проявление  цивилизации.  Монтескье полагал,  что при частной собственности всякий  человек может достичь материального благополучия и истинной свободы, в последствии эта идея  стала одним из  основных постулатов либеральной идеологии.       

 У  Руссо  по  отношению  к  частной  собственности  своеобразная позиция: в  своём  втором  трактате  «Рассуждение  о  происхождении  и основаниях  неравенства  между  людьми»  (1755)  он  объявил   частную собственность причиной всех социальных бед и несчастий.

В своём  учении о возникновении государства  теоретики Просвещения считали,  что  народ  в  далёкие  времена,   когда   стало   намечаться превращение  естественного состояния в противоестественную  «войну  всех против всех», большинством голосов принял   решение   о   заключении общественного  договора. Этим  договором  было  создано  государство,  и правительству  вручена власть от имени пришедших  к  взаимному  согласию граждан.

         Таким образом, возникшее в  результате ''общественного договора'' государство предстаёт как государство  правовое,  ограниченное  системой  обязательных норм, смысл  которых   заключается  в  обеспечении   прав  и свобод граждан, признании  моральной автономии личности. Согласно  теории «общественного договора»  государство располагает лишь  теми  правами,  которые переданы, делегированы  ему  обществом,  признаны  за  ним  его гражданами. Сувереном же,  источником  высшей  власти  остаётся  народ, посылающий своих представителей в выборные органы власти. Предполагалось, что сдерживающим началом в правовом  государстве должно быть последовательно проведённое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга.

Теории  «естественного  права»  и  «общественного  договора»  составили  основу  доктрины  классического  либерализма    -    идейно-политического  течения, основными требованиями  которого  стали  свобода предпринимательства  и обеспечение основных политических свобод.  Идеи «общественного договора»  легли в основу «Декларации прав человека  и Гражданина», принятой Учредительным собранием 26 августа 1789 года.

         Многие  идеи   либерализма   Просветителей   нашли  отражение   в утвердившихся  в  демократических   странах   принципах   политического  устройства. Именно  поэтому  современную   демократию  нередко  называют  либеральной демократией.

 

3.3. Классический либерализм конца  XVIII - XIX веков.

 

         К  концу  XVIII  -  началу  XIX  вв.,    сложилась   та    форма либерализма, которая позже получила название «классической». Обычно  её связывают в Англии  с деятельностью кружка  «философских  радикалов», опиравшихся на труды И.Бентама, Д. Рикардо,  Т.  Мальтуса,  Дж.  Милля, позже Г.  Спенсера,   а   также   с   идеями   «манчестерской   школы» экономического  либерализма (Р.  Кобден,  Д.  Брайт),  а во Франции - с творчеством Б. Констана, Ф. Бастиа.

         «Философские радикалы»  отказались  от  концепции  естественного  права и общественного договора  и  обосновывали  права  индивидов,  исходя из натуралистической  этики утилитаризма -  идеи  полезности  как  главного  императива  поступков   людей. 

         В либеральной доктрине  особое  место занимает понятие свободы. Наибольшая  свобода,  совместимая с равными правами   других - вот кредо «классического либерализма». Гарантией свободы является защита от вмешательства государства в частную жизнь людей и от господствующего в обществе мнения.

         В качестве  главной  гарантии  свободы  рассматривалась   частная собственность, безопасности  которой  придавалось  большое   значение,  а главным предметом   заботы  была  свобода  экономическая.  Позиция экономического либерализма  сопровождалась верой в механизмы  свободного рынка, - в то, что экономика  лучше работает тогда, когда  правительство оставляет её в  покое. Следовательно, государство  не должно управлять экономикой. Его задача - гарантировать свободный  рынок труда и товаров.

Большое  значение  либералы  классического   периода   придавали обоснованию  роли и функций государства.  Государство,  полагал  Бентам, необходимо для  того, чтобы защищать и охранять личные интересы индивида и  интересы  общества  как   совокупность   индивидуальных   интересов.

          Государство понималось как «необходимое зло». «Необходимое», поскольку обеспечивает в обществе какой-то порядок, безопасность и соблюдение договорных обязательств, и «зло», поскольку навязывает всем некую коллективную волю, ставя в рамки свободу и ответственность человека.

«Тремя  китами»   «классического   либерализма»  были   свобода личности,  понимаемая  как свобода от  принуждения извне,   рыночные отношения,  основанные  на   незыблемости   частной   собственности   и минимальное  государство.  Этот   либерализм   идеализировал   рыночные отношения между мелкими предпринимателями,  характерные для раннего капитализма: свободный рынок казался основой «хорошего общества»,  в котором ответственные граждане,  полагающиеся  на  собственные силы, взаимодействуют к собственной выгоде  и всеобщему благу.  Однако  на практике свободная конкуренция не привела к  гармонизации  общественных отношений:  оказалось,  что  в отсутствие контроля рыночные механизмы ведут к  поляризации  социальных контрастов, причем в  основе  вознаграждения  далеко  не  всегда  лежит принцип  заслуг.  «Слабые»  стороны   «классического   либерализма» попытались ликвидировать представители неолиберализма.

 

3.4. Неолиберализм.

         В  последней  трети  XIX  века  начал  складываться  новый   тип либерализма,  часто   обозначаемый  в  литературе   разными   терминами: «неолиберализм»,  «социальный  либерализм»,  «либерал-реформизм».  Появился он как ответ  на  тяжёлый  кризис  либеральной   идеологии. Дж.Ст. Милль, Т. Грин, Дж. Хобсон, Л.  Хобхауз,  Дж.  Дьюи  -  все  они претендовали  на  переделку  формы  и   изменения  содержания   доктрины  либерализма.

         Для политической идеологии либерал-реформизма  в целом характерны ориентация  на социальное реформирование; стремление  примирить равенство и свободу;  акцент на этике общества и   специфическом  социальном  благе  индивида; осознание того, что идеал  политической свободы человека  не только не отрицает, но  и   предполагает  меры  по  защите  индивида  от обстоятельств, которым   он  бессилен  противостоять;  отстаивания  идеи согласия  всех  и  подчёркивание  нейтральности   либеральной  политики.

         Важнейшим  достоинством   политической   системы   неолиберализм провозглашает  справедливость, а правительства  ориентирует на моральные принципы  и ценности. В  основу  политической  программы  положены  идеи согласия  управляемых и управляющих, необходимости  участия народных масс в политическом  процессе, демократизации процедуры  принятия политических  решений,  стало   отдаваться   предпочтение   плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти.

         Несмотря на  большие  отличия   в  ценностных  ориентациях   между классическим и новым  либерализмом существует глубокая  преемственность, которая позволяет  относить  эти  два  идеологических  течения  к  одной,  либеральной  политико-философской парадигме.

         Преемственность  между «классической»  и  «новой»   либеральной  теорией  оказалась   возможной   благодаря   существенной   переработке социально-философских   основ  либерализма  начала  XIX  в.,   связанной главным  образом с творчеством Дж. С.  Милля. Милль был одним из  тех, кто наполнил центральный  для либеральной философии принцип  индивидуализма новым содержанием.  Он попытался отойти от свойственного  «классическому либерализму» представления  о  том,  что общество - это  механическая сумма индивидов,  преследующих эгоистические цели  и интересы. В его  понимании   человек  -  существо  социальное,  и общественный прогресс связан  с развитием  институтов,  воспитывающих   в нем социальные качества. Благодаря  Миллю, понятие   «индивидуализм»   получило   новое этическое   содержание,   связанное   с   признанием   высшей   ценности  уникального человеческого «я»,  права человека на развитие  всех его  сил и способностей. Идеи  Милля  подготовили   почву   для   последующего   изменения либеральной  теории.  По  словам  Л. Т.  Хобхауза,  «он  один   заполнил промежуток  между старым и новым либерализмом».

Под сомнение был поставлен и принцип невмешательства государства в сферу рыночной экономики. Государственное регулирование экономики и реформы стали рассматриваться как необходимое условие совершенствования общества и разрешение его противоречий.

Огромный  вклад в формирование доктрины либерального реформизма внес английский экономист Дж. Кейнс (1883-1946 гг.). Его программа, сформулированная под воздействием мирового экономического кризиса, включала в себя активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу, в частности, всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и цикличную налоговую политику, цикличное балансирование бюджета, достижение баланса "спроса" и "полной занятости" и др.

Социальный  либерализм сумел разрешить многие вопросы, связанные с образованием, медицинским обслуживанием, социальным страхованием занятостью, правами меньшинства, расширением участия граждан в политическом процессе.

Таким образом, либеральная идеология представляет собой достаточно цельную теоретическую конструкцию, имеющую ряд признаков. В экономике - это обоснование экономической свободы и права собственности; в социальных отношениях - равенство возможностей; в политике - защита представительной, плюралистической демократии; в духовной жизни - свобода мысли и слова; в религии - антиклерикализм; в морали - индивидуализм. Современный либерализм является выразителем интересов среднего класса. Как идеология современный либерализм, подобно классическому либерализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, в котором личностный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности максимальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии государства-покровителя.

 

3.5. Российский либерализм.

Либеральная идеология на  протяжении  последних  веков,  и особенно в 90-е годы  XX  века,  играла  важную  роль  в  прогрессивном политическом развитии России.

Либеральное  сознание появляется в стране в конце  XVIII  -  начале  XIX вв.  Его  появление обусловлено  включением  России  в  широкий  общеевропейский  контекст, приобщением  высших  слоев  общества  к   европейской   образованности, утверждением  идеалов  Просвещения,   внедрением   идеи   общественного договора, естественных прав  и  т.д. Формирование более или менее  целостного  либерального  сознания падает на 10-30 гг. XIX столетия. Носителем либеральных идей  в  России выступала в  эти  годы  дворянская  интеллигенция  и  правительственная бюрократия. Вопрос о перспективах конституционного развития страны  был неразрывно  связан  с  вопросом   об   отмене   крепостного   права   и распространении  просвещения.  

Информация о работе Политическая идеология