Политическая власть и технология ее осуществления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.

Содержание

1.Сущность, функции и формы власти. 3
2. Особенности политической власти. 8
3.Средства и методы осуществления властных полномочий в демократических обществах. 12
Заключение 16
Список использованных источников литературы 17

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

    Основные черты политической власти:

  Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

         первичные — крупные социальные группы со своими интересами

         вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

         первичные — крупные социальные группы со своими интересами

         вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита

         закрепление в законах полномочий субъекта правления

         чёткий механизм реализации решений политической власти на практике

         принцип (функционального) разделения власти

         легитимность власти

         легальность (законное основание для власти)

         лояльность (поддержка власти обществом)

      Функции

      интегрирующая

      мотивационная

      Ресурсы

  Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения. Самый примитивный ресурс – грубая сила, применение или угроза применения которой составляет основу физической власти, прямого насилия. Сама по себе эта власть не является политической, но становится таковой, когда к методам прямого насилия по отношению к социальным группам прибегает государство.  Организационная власть (административный ресурс) может становиться решающим фактором подчинения людей, если речь идет об управлении сложными социальными организмами. Именно она делает столь влиятельными бюрократические структуры не только в государстве, но и в современных гигантских экономических корпорациях, в крупных общественных организациях. Не случайно в последние годы повсеместно отмечается тенденция роста влияния директоров, зачастую оттесняющих собственников от власти на своих предприятиях. Сегодня нельзя наконец не учитывать и такого источника власти, как владение информацией, ее сокрытие и воздействие через нее. Информационная власть все больше вторгается во все сферы общественных отношений, приобретая в некоторых случаях самодовлеющее значение. Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих ее на пути и к элитам, и к массам, а также на информационные барьеры, создаваемые силовыми и прочими секретными ведомствами. Все это – тоже информационный ресурс власти, возможности которого вряд ли уступают потенциалу СМИ. В конкретных ситуациях в той или иной мере бывают задействованы все источники власти, особенно если речь идет о власти общественных группировок. Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство таким образом интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.

           

Методы

1.         принуждение, власть заставляет.

2.         убеждение, пропаганда.

3.         манипулирование информацией, фальсификации.

Формализация политических решений осуществляется высшими государственными органами: парламентом и правительством. В современных условиях важнейшую роль в подготовке, а затем и реализации решений играет чиновничье-бюрократический аппарат. Именно здесь, в канцеляриях и департаментах осуществляется основная управленческая работа, принимаются практические решения. После того как принято решение, наступает, пожалуй, самый ответственный момент в осуществлении власти – реализация властной воли.

3.Средства и методы осуществления властных полномочий в демократических обществах.

 

В прямом переводе с греческого: демократия - это «власть народа» (от греческого (demokratia: demos - народ и kratos - власть).

Основные особенности демократии

  Демократия - это система правления, при которой власть и гражданская ответственность осуществляются всеми взрослыми гражданами, непосредственно или через своих свободно избранных представителей.

•   Демократия опирается на принципы - власть большинства и личные права. Демократические государства не позволяют центральным органам власти становиться всемогущими и проводят децентрализацию власти до регионального и местного уровней, понимая, что на всех уровнях власть должна быть максимально доступной и откликаться на нужды людей.

•  Демократические государства понимают: одна из главных их функций - охранять основные права человека, такие как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту по закону; возможность создания организаций и полноценного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.

•  Демократические государства регулярно проводят свободные и честные выборы, открытые для граждан, достигших возраста, дающего им право участвовать в голосовании.  

•  В условиях демократии у граждан есть не только права, но и обязанность участвовать в политической системе, которая, в свою очередь, защищает их права и свободы.

•  Демократические общества привержены ценностям толерантности, сотрудничества и компромисса. По словам Махатмы Ганди, "нетерпимость сама по себе является формой насилия и преградой становлению подлинно демократического духа".

Есть две основные категории демократии - непосредственная и представительная. При непосредственной демократии граждане могут участвовать в принятии государственных решений без посредничества избранных или назначенных должностных лиц. Такая система явно более практична при относительно небольшой численности людей - например, в общественной организации, совете племени или местном отделении профсоюза. Члены подобных организаций могут собираться в одном зале, чтобы обсуждать вопросы и принимать решения на основе консенсуса или большинством голосов.

В условиях демократии власть является всего лишь одной из нитей в общественной ткани, состоящей из многочисленных и разнообразных государственных и частных учреждений, юридических структур, политических партий, организаций и объединений. Это многообразие называется плюрализмом и предполагает, что многочисленные организованные группы и институты в демократическом обществе не зависят от органов власти в отношении своего существования, легитимности или полномочности.

При демократии полномочия власти по закону четко определены и резко ограничены. В результате частные организации в значительной степени свободны от государственного контроля.

   Наиболее важные вопросы принято решать методами прямой демократии (методами прямых и всеобщих выборов или методом всенародного референдума). В остальных случаях используются методы представительной демократии. В представительной демократии возможно злоупотребление, когда одно лицо и решает, что ему делать и само делает так, как решило. Во избежание злоупотреблений принято использовать метод разделения властей, когда одни люди решают, что народу нужно (законодательная власть), а другие исполняют волю народа (исполнительная власть).

Поскольку законодательная власть не может расписать абсолютно все жизненные ситуации, то между исполнительной властью и народом, или между различными гражданами могут возникнуть противоречия. Для разрешения этих противоречий как в рамках закона, так и в рамках здравого смысла, возможно появление третьей - судебной власти. Судебная власть на практике разрешает возникающие споры и противоречия и принимает необходимые решения.

как только общество не может осуществлять свою волю напрямую (например, посредством референдумов) в связи с определенными трудностями (территория, населенность, географическая распыленность) оно вынуждено делегировать часть своих прав и свобод одной или трем ветвям власти.

И с этого момента общество вынуждено делиться на тех, кто имеет отношение к власти (имеет право распоряжаться от имени народа правами и судьбами отдельных граждан) и тех, кто такого отношения не имеет. Различные виды разделения общества на власть и «не власть» называют политической системой общества.

Ту часть общества в государстве, которая имеет особые права по отношению к обществу (принятие решения о законах, исполнение законов, разрешение конфликтов), принято называть государственной властью.

Идеальной формой построения взаимоотношений между обществом и государственной властью теоретики гражданского общества 17-18 веков (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. фон Гумбольт и др.) считали или непосредственную демократию, когда народ сам решает все вопросы своего существования, или общественный договор, когда договаривающиеся стороны добровольно жертвуют частью своих естественных прав ради общественных интересов: граждане обязуются служить в армии, платить налогов, исполнять законы (повиноваться общей воле), а государственная власть обязуется служить общественным интересам и не переступать границ общих соглашений, обеспечивая гражданскую свободу, равноправие, законодательную власть и защиту. При этом за гражданами остается право силой свергнуть ту власть, которая нарушает взятые на себя обязательства.

Демократические процедуры принятия решений подразумевают учет мнения различных граждан. Мнения могут не совпадать. Если вопрос поставлен альтернативно (да/нет, за/против) то часть общества может высказаться за одно решение, а часть за другое.

При консенсусной демократии меньшинство имеет возможность начать переговоры с большинством для изменения точки зрения большинства.

При либеральной демократии мнение «меньшинства» учитывается всеми таким образом, чтобы соблюсти права меньшинства.

 

 

 

Список использованных источников литературы

 

1.         Великая Н. М. Проблемы консолидации общества и власти // Социс. 2005. № 5.

2.         Ильин И. Собрание сочинений в 12 томах. т. 4,  – М.: Русская книга, 1994. – 524 с.

3.         Курс политологии : учебник / авт. кол. – М. : ИНФРА, 2003.

4.         Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология : методы исследования : пер. с англ. – М. : Весь мир, 1997.

5.           Петухов В. В. Бюрократия и власть // Социс. 2006. № 3.

6.           Пивоваров Ю. С. Русская власть и публичная политика // Полис. 2006. № 1.

7.            Политология : учебник. – М. : Дело, 2002.

8.           Политология : учеб. пособие / под ред. В. И. Власова. – Ростов на/Д, 2002.

9.           Савельев  В.  А.  Президент  и  принцип  разделения  властей:  история  и современность // США. – 1992. – № 1.

10.    Шестопал Е. Б. Новые тенденции восприятия власти в России // Полис. 2005. № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата выполнения: 20. 01. 2010 г.

2

 



Информация о работе Политическая власть и технология ее осуществления