Политические концепции эпохи “Французкого Просвещения”(Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, др)

Автор: k****************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 21:11, реферат

Описание работы

Кризис феодализма и абсолютизма, нарастание революционных настроений в конце 18 века во Франции – тот исторический фон, на котором возникло «Французское Просвещение». Этот термин употребляется для обозначения совокупности полититических идей и учений 18 века, направленных против феодально-абсолютистского строя Франции

Работа содержит 1 файл

политолоия_2.docx

— 56.22 Кб (Скачать)

План 

Введение________________________________________________________ ______3

Раздел 1. Политические и правовые взгляды Ф. Вольтера______________________5

Раздел 2. Политические концепции Ш. Монтескье____________________________9

Раздел 3. Политико-правовое учение Ж. Ж. Руссо____________________________17

Заключение____________________________________________________________ 23

Список  использованной литературы_______________________________________24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Введение

    Просвещение - влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было неотъемлемой составной  частью той борьбы, которую молодая  тогда буржуазия и народные массы  вели против феодального строя и  его идеологии. 

    Специфику содержания Просвещения более всего  характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого  идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле «царство разума», в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и  справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Главная  ставка делалась на энергичное распространение  рационального знания, преодоление  темноты и невежества масс, на внедрение  в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого  достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств  истинного человека и гражданина.

    В разных формах, пропорциях, отражая  национальные и общественно- исторические особенности соответствующих государств, отмеченные моменты присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польши, Северной Америки  и других стран. В XVII-XVIII вв. Просвещение  и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и  направление развития науки о  государстве и праве, образуя  один из самых значимых для нее  духовных факторов. Вот почему при  изучении истории политико-юридической  мысли столь необходимо хорошо представлять себе сущность и облик Просвещения.

    Кризис  феодализма и абсолютизма, нарастание революционных настроений в конце 18 века во Франции – тот исторический фон, на котором возникло «Французское Просвещение». Этот термин употребляется для обозначения совокупности полититических идей и учений 18 века, направленных против феодально-абсолютистского строя Франции

    Раздел 1. Политические и правовые взгляды Ф. Вольтера

    Честь одного из главных вдохновителей  и признанных лидеров европейского Просвещения по справедливости принадлежит  Вольтеру (1694–1778) – великому французскому мыслителю и литератору. Он не оставил  после себя специальных политико-юридических  трудов, подобных тем, что создали  до него, например, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк или его современники Ш. Монтескье  и Ж.-Ж Руссо. Взгляды на политику, государство, право и закон вкраплены  в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями  на иные темы. Остро критический  настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие –  пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости.

    Корень  существующих социальных зол, которые  могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в  засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума. Главным  оплотом и виновником всего этого  он считал церковь, католицизм. Понятно, почему беспощадная борьба с ними занимает весьма большое место в  творчестве мыслителя. Достается от него богу, который изображается тираном, сеющим злобу и слепым в своей  ярости. Священнослужители презрительно именуются бонзами и дервишами, осуждаются религиозные преследования  и фанатизм.

    Именно  религиозный фанатизм, единомыслие, которое насаждает церковь, умерщвляют, как убежден Вольтер, жизнетворное начало всякой свободы – свободу  совести и слова. Надо, однако, знать  и помнить, что, относясь крайне враждебно  к католической церкви, к католицизму, мужественно сражаясь с ними, Вольтер  отнюдь не отвергает религию и  религиозность как таковые

    Вольтера  очень трудно заподозрить в демократизме. Идеи Просвещения, его принципы, по Вольтеру, «это не для портных и сапожников». Мыслитель, столь высоко ценивший знания, интеллект, умение мыслить, всерьез полагает, что «если чернь начнет думать, то все погибло». Люди физического труда сами по себе не являлись у Вольтера объектом его трепетного почитания. Скорее даже наоборот.

    Вольтера  нисколько не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Больше того, демократии, народовластия он смертельно боялся. Но чрезвычайно близки были ему иные проблемы: естественное право, свобода, равенство. Обращение к концепции естественного права, естественного закона – способ легитимировать, придать наивысший авторитет самым значимым для Вольтера политико-юридическим ценностями: свободе и равенству, воплощающим одновременно разум и интерес, данные природой.

    Свобода у него в первую очередь – свобода  личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом. Стержнем личной свободы служит свобода  слова, а с нею и свобода  печати. В особенности выделяет он свободу совести в качестве антипода удручающей католической нетерпимости. Весьма глубокой была оценка Вольтером (достигавшим подчас также вершин политэкономической мысли своей  эпохи) свободы труда – характерного знамения Нового времени. Эта свобода  предстает как право каждого  «продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет  никакой собственности».

    Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется  в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами. Это, однако, совсем не равносильно  воцарению хаоса в обществе, возникновению  беспорядочных столкновений в нем  автономных воль. Отношения зависимости, определенной связанности действий индивидов остаются. Но теперь такие  отношения приобретают совсем другой смысл. «Свобода,– писал Вольтер,–  состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Так прорастала на французской почве ставшая  позже весьма известной и популярной на Западе идея «господства права».

    В истории политических и правовых идей свобода и равенство нередко  противопоставлялись друг другу. Вольтер  подобного противопоставления избегает. Напротив. Завидным считал он положение, при котором свобода дополняется  и подкрепляется равенством. Равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом. Такое равенство в его трактовке весьма содержательно и социально эффективно. Однако сторонником имущественного равенства (эгалитаристом) и общности имуществ Вольтер не был. Обладание имуществом (либо отсутствие такового) должно, согласно Вольтеру, сказываться на положении человека в обществе. В частности, право голоса в вопросах общественного блага могут иметь, по мнению Вольтера, не любой и каждый, а лишь собственники.

    Эти представления о свободе и  равенстве Вольтер использовал  в своих предложениях по реформированию феодального общества, неизменно  вызывавшего его протест. С таких  позиций он выступал за уничтожение  сословных привилегий и за упразднение  церковных судов. Аристократию, занявшую почти все ключевые должности  в системе управления государством, следует, по Вольтеру, заменить бюрократией. Он настаивал на необходимости устранить  партикуляризм действующего законодательства, добиться справедливого судопроизводства с широким участием адвокатов  в процессе, отменить пытки и т.п. Надежды на проведение таких реформ он возлагал на сильную и просвещенную государственную власть.

    В разных ситуациях и в разные периоды  государство, отвечающее потребностям эпохи, может, по мнению Вольтера, выступать  в различных организационных  формах. При прочих равных условиях предпочтение он отдает сложившейся  в его стране абсолютной монархии. Менее всего ему по душе революционные  потрясения, ломка уже существующей государственности.

    Однако  Вольтер знает и ценит достоинства  и других государственных форм. Так, он замечает, что первоначально государство  возникает в форме республики, образующейся из соединения семей. Ее возникновение – итог естественного  хода развития. Республика, согласно Вольтеру, вообще более всего приближает людей  к их естественному состоянию. Власть в ней направляется волею всех. Осуществляет же эту власть один человек  либо группа лиц на основе законов, выносимых всеми.

    Наряду  с этим Вольтер чтит форму правления, которая установилась в Англии в  результате происшедшей в стране революции, т.е. конституционную монархию. «Английская нация – единственная на Земле, добившаяся ограничения королевской власти путем сопротивления, а также учредившая с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь всемогущий, когда речь идет о благих делах, оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло; при котором вельможи являются грандами без надменности и вассалов, а народ без смут принимает участие в управлении». В превосходной степени характеризуется Вольтером вся английская политико-правовая система. «Наилучшие законы – в Англии: правосудие, отсутствие произвола, ответственность должностных лиц за нарушение свободы граждан, право каждого высказывать свое мнение устно и письменно. Две партии следят одна за другой и оспаривают честь охраны общественной свободы».

    Вольтер относится к тем мыслителям, которые  первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а  принципам, реализуемым с помощью  этих институтов и процедур. Для  него такими социально-политическими  и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность. 

                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел 2. Политические концепции Ш. Монтескье

    Шарль Луи Монтескье (1689–1755)– один из ярких  представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.

    Наряду  с юриспруденцией и политикой  в поле его внимания и творчества находились проблемы философии, этики, истории, социологии, религии, политической экономии, естественных наук, искусства  и литературы.

    Тремя основными его произведениями являются «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и, наконец, итог двадцатилетнего труда – «О духе законов» (1748).

    Уже первая из этих работ, содержавшая яркую  сатиру на феодально-абсолютистские порядки  Франции начала XVIII в., сразу же стала  значительным событием общественной жизни  и за год выдержала восемь изданий. В «Размышлениях...» передовые  просветительские и антидеспотические  идеи Монтескье подкрепляются аргументами  и опытом исторических исследований общественной, политической и духовной жизни Древнего Рима. Здесь он делает существенный шаг вперед в историческом понимании явлений действительности, в рационалистическом толковании объективных  закономерностей исторического  развития. Он стремится обосновать вывод о том, что миром управляет  не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие  формы и нормы его государственной  и правовой жизни.

    Развернуто  и последовательно гуманистическая  и просветительская позиция Монтескье  представлена в трактате «О духе законов». Эта книга, сделавшая Монтескье  одним из авторитетных классиков  во всемирной истории политической и правовой мысли, была встречена  идеологами тогдашнего абсолютизма  и церкви злобной критикой и сразу  же внесена в черные списки «Индекса запрещенных книг». Монтескье достойно встретил атаку реакционных сил  и блестяще ответил им в своей  «Защите «О духе законов» (1750).

Информация о работе Политические концепции эпохи “Французкого Просвещения”(Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, др)