Политические концепции нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

Политические теории нового времени были направлены на обоснование

возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и

гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся

буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов

естественного права, согласно которым каждый человек рождается с

неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в

делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать

противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных

политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи

больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших

социальных проблем.

Содержание

Введение.................................................. ст. 3

Общая характеристика развития политической мысли

Нового времени................................. ст. 4

Политические идеи европейского социализма XVI – XVII

ст............................. ст. 7 Теории естественного

права и общественного договора.. ст.10

Заключение................................................ ст.21

Библиография.............................................. ст.22

Работа содержит 1 файл

Политические концепции нового времени.docx

— 43.93 Кб (Скачать)

по позиции Гроция, несомненное предпочтение при конфликте этих ценностей он

отдает миру. Показательна в этой связи и его ссылка на выразительное суждение

Фавония о том, что "гражданская война хуже незаконного правления".

Новый рационалистический подход к проблемам об­щества, государства и права

получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа

и политического  мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632—1677).

Его политико-правовые взгляды изложены в "Бого-словско-политическом трактате"

(1670), "Этике, доказан­ной геометрическим методом" (1675) и "Политическом

трак­тате" (1677).

Однако в естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех

право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний  и безопасного

существования не могут  быть обеспечены. Но чтобы перейти  к жиз­ни по законам

разума, т. е. к жизни  в мире, безопасности и вообще наилучшим  образом, люди

должны были догово­риться об этом. "Итак, — писал Спиноза, — этим способом

общество может  быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а

всякий договор  может быть со­блюдаем всегда с величайшей верностью, если,

конечно, каждый перенесет  на общество всю мощь, какую он име­ет; оно, стало

быть, одно будет  иметь высшее естествен­ное право  на все, т. е. высшее

господство, которому каж­дый будет обязан повиноваться или добровольно, или

под страхом высшего  наказания".

Отличительный признак  гражданского состояния — наличие, верховной власти

(imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство

(civitas). Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право — это

сила, мощь, власть) при  этом, по существу, имеется в виду суверенитет

государства.

Верховная власть, согласно Спинозе, "не связывает­ся никаким законом, но все

должны ей во всем повино­ваться"; все "обязаны безусловно исполнять все

приказа­ния верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять величайшую

нелепость".

Обосновывая приказной  характер отношения государ­ства к подданным, Спиноза

вместе с тем  возражает про­тив возможных обвинений его в том, что он

превращает подданных  в рабов: раб подчиняется приказаниям  госпо­дина,

имеющего в виду свою пользу, а подданный по при­казанию верховной власти

делает то, что  полезно обще­ству, а следовательно, и ему.

При рассмотрении вопроса  о пределах полномочий государства  в его

взаимоотношениях  с подданными Спи­ноза отмечает, что высказанное им положение

о полном переносе естественных прав каждого на верховную власть и ее праве на

все, хотя отчасти  и согласуется с действи­тельностью, но "во многом неизбежно

остается чисто  те­оретическим", ибо невозможно перенести на другого всю свою

мощь (свое право), не перестав быть человеком. И никогда  не будет

существовать такая  верховная власть, которая могла  бы делать все так, как

хочет, не считаясь с  законами человеческой природы. "Посему должно допустить,

— подчеркивал он, — что каждый сохраняет при  себе из своего права многое,

зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другого".

Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на

сопротивление властям, измене­ние, толкование или нарушение этих

учредительных (кон­ституирующих государство) договоров и законов. Наруше­ние

же их властями ведет  к тому, что общий страх боль­шинства граждан

превращается в  негодование против вла­стей, "разрушается государство и

прекращается договор, защищаемый поэтому не по гражданскому праву, а по праву

войны". Иначе говоря, для подобной ситуации нару­шения государственными

властями условий  договора Спи­ноза признает естественное право народа на

восстание.

Спиноза выделяет и  освещает три формы государства (верховной власти) —

монархию, аристократию и демокра­тию. Критически упоминаемая им тирания в

числе форм го­сударства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную вер­ховную

власть, установленную  путем завоевания и порабо­щения народа. Под верховной

властью, отмечал  он, "я пони­маю ту, которая устанавливается  свободным

народом, а не ту, которая приобретается над народом  по праву войны".

При своих явных  симпатиях к демократическому го­сударству Спиноза с учетом

политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства

и таких форм (при  их надлежащем устройстве), как монар­хия и аристократия.

В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел  как прогрессивный

мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из

творцов светской доктрины государства и права.

                                   Заключение                                  

Исследовав политическую мысль Нового времени, я пришла к  выводу, что эти

теории оказали  существенное влияние на последующие  развитие политико-правовой

мысли и формирование теоретических основ нового светского  «юридического

мировоззрения». Политические идеи Нового времени нашли отражение  и в

современном политическом устройстве цивилизованных государств, такой идеей

можно считать теорию разделения властей. Основоположниками  «классического»

варианта теории разделения властей в политологической литературе называют Дж.

Локка и Ш.Монтескье. Хотя Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть и

разделял власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную

(регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти

законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать  законы».

Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Отсюда следует

вывод, что уже  тогда зародилась современная модель разделения власти.

                                  Библиография:                                 

1.  Гоббс. Т.  Избранные произведения: В 2 т.-М., 1965.

2.  Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии.  М., 1995.

3.  Зорь В.Д.  “Политическое и правовое учение  Томаса Гоббса” “Советское

государство и право”, 1989 г., №6.

4.  История политических  и правовых учений / Отв. ред. Нерсесянц В.С.-М., 1969.

5.  Локк Дж. Избранные  философские произведения: В 2 т.-М., 1960.

6.  Мор Т. Утопия. Н., 1978.

7.  Основы политической  науки / Под ред. В.П. Пугачева. Ч. 1.-М., 1993.

8.  Хрестоматия  по политологии / Под ред. М.А. Фроловой. Ч. 1, 2.-М., 1994.

    

Информация о работе Политические концепции нового времени