Политические партии и избирательные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти

Содержание

Введение. 1

1 Политические партии 2

1.1 Роль партий в политической жизни государства 2

1.2 Структура политической партии 4

1.3 Типология политических партий. 5

2 Общественно-политические движения 8

2.1 Типология общественно-политических движений 9

2.2 Функции общественно-политических движений 11

2.3 Варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями. 12

3 Выборы 13

3.1 Роль выборов в демократической политической системе 13

3.2 Избирательная система 16

3.3 Референдум как механизм демократии 21

Вывод 23

Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 51.55 Кб (Скачать)

 

  1. Общественно-политические движения

     Понятие «общественно-политические движения»  включает различные объединения  граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.

     При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что  они включают:

  • организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;
  • организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);
  • массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д.

 

    1. Типология общественно-политических движений

     По  отношению к существующему строю: консервативные; реформаторские; революционные

     По  идеологической основе: либерально-демократические; консервативные; социалистические.

     По  национальному признаку : национально-освободительные; за самоопределение нации, культурно-национальную автономию.

     По  демографическому признаку: молодежные; студенческие и др.

     По  степени организации стихийные; разрозненные; слабоорганизованные, высокоорганизованные.

     По  масштабам: международные; региональные; действующие в стране, штате, республике.

     По  методам и способам действия: легальные/нелегальные; формальные/неформальные; ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

     Типология современных общественно-политических движений проводится также по целям: социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологические; по массовости элитные/массовые, по масштабу местные, региональные, национальные, мировые и т.д.

     Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обусловливает способность движений приобретать большой размах.

     У движений, как правило, отсутствует  единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений являются солидарность и добрая воля их участников.

     Развитость  политической системы, степень ее демократизации, масштабность институтов гражданского общества обусловливают (и обусловливаются) многообразием форм и проявлений общественно-политической жизни. Большую роль в этих процессах играют общественно-политические движения, пытающиеся воздействовать на власть, но сами к ней не стремящиеся.

 

    1. Функции общественно-политических движений

     Агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения;

     выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;

     руководят массовыми выступлениями;

     осуществляют  контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.

     Характерными  чертами общественно-политических движений являются: гетерогенность либо однородность (в зависимости от социальной направленности); разнообразие участвующих социальных слоев; организационная неустойчивость; различия во взаимодействии с официальной властью.

     Вторая  половина и особенно конец XX в. характеризуются увеличением количества и усилением роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении в политику огромного числа людей.

       Причинами возникновения общественно-политических движений являются:

     утверждение плюрализма в различных сферах общественной жизни;

  • резкие изменения политической, экономической, идеологической ситуации;
  • кризис веры в политическую власть и др.

 

    1. Варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

     Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, не удовлетворены деятельностью партий (потому что партии не выражают их интересы, а также не способны найти общий язык с участниками движений и привлечь их на свою сторону).Многие участники движений вообще не хотят связывать себя партийностью.

     Некоторые движения создаются по инициативе отдельных  партий или их блока. Это происходит в том случае, когда партиям  удается вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы  беспартийных.

     Партии  могут брать движения под контроль, руководить ими (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

     Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, а борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»).

     В современной России существуют различные  виды общественно-политических объединений: Всероссийское политическое движение «Духовное наследие», «Вся Россия», комитет солдатских матерей и др. Их возникновение во многом объясняется формализмом и стереотипами в работе многих официальных организаций, повышением уровня информированности и образованности россиян.

  1. Выборы
    1. Роль  выборов в демократической политической системе

     Избирательное право - это совокупность юридических  норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

     В отличии от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве.

     Выборы  представляют собой наиболее общую  и простую форму участия граждан в политике. Всеобщее избирательное право, прямое и тайное голосование, открытая конкуренция между партиями за политическую власть во время выборов наряду со свободой слова, собраний, объединений, мнений, печати относятся к основам современной демократии.

     Выборы - это повсеместно распространенное политическое явление, но их реальное значение в разных странах существенно различается. Русский философ И.А.Ильин отмечал, что не каждый народ и не всегда способен выделить к власти лучших при помощи всенародных выборов.

     Эффективность выборов зависит от целого ряда политических, экономических, социальных, психологических и других факторов.

     К экономическим факторам относятся  факторы владения собственностью, уровень зарплаты и материального благополучия, обеспечение занятости и т.д. Людям, обладающим собственностью, есть что терять и защищать, поэтому участие в выборах является для них непременным в условиях переходного периода. Однако в условиях стабильности благополучие, удовлетворенность положением может явиться также фактором неучастия.

     К социальным факторам относятся такие  условия, как наличие состоятельного «среднего класса», оседлость, устойчивость семейных отношений, уважение к своему труду. Духовные факторы формируют такие качества избирателей, как их политическая зрелость, образованность, ощущение своей исторически-национальной общности, уважение к закону.

     Психологические факторы включают в -себя чувство коллективизма, сопричастности с делами общества, готовности к борьбе за достижение лучших условий жизни, сформированность активной жизненной позиции.

     Среди политических условий, необходимых  для демократических выборов, выделяют развитость гражданского общества с его структурными институтами, развитую многопартийность, устоявшуюся законодательную базу, исторические традиции.

     Русская политическая культура является весьма специфической. Ей не чужды идеи парламентаризма, личной свободы, характерные для  Запада. Но ей характерны и азиатские  качества, такие, как отстраненность политики от повседневной жизни, следование традиционным нормам, сильное влияние общин, русская политическая культура не любит политической борьбы. Она приемлет движение лишь к качественным изменениям. Отсюда - русское долготерпение и одновременно склонность к бунту как кардинальному решению проблем в кратчайшие сроки.

     Противоречивость  русской политической субкультуры состоит и в том, что верность демократическим традициям сочетается с мессианской верой во всесилие политического лидера. Эти условия во многом определяют практику формирования властных органов в России в последние годы. Сохраняются попытки отмены результатов выборов.

     Выборы, помимо достижения главной цели - формирования властных органов, - выполняют еще  ряд важных политических функций. К  ним относятся:

  • Осознание интересов различных социальных групп. В период выборов происходит обостренное понимание людьми жизненно важных проблем. Предвыборные программы кандидатов пытаются в концентрированном виде выражать эти проблемы и тем самым способствуют не только политическому просвещению избирателей, но и формированию их активной позиции.
  • Соревновательность интересов различных социальных групп. В процессе выборов эти интересы откристаллизовываются, выявляется их приоритетность.
  • Интституционализация отношений предпринимательства. Кандидат, собравший необходимое количество подписей в свою поддержку, уже приобретает собственную базу для ведения избирательной кампании, используя для этого материальные и идеологические средства, предусмотренные законом.
  • Формирование активности населения. Как правило, политическая активность избирателей в период выборов возрастает, они более эффективно осваивают проблемы политической жизни, часто пересматривая или уточняя свои политические позиции.

     Мероприятия с целью стимулирования участия  в выборах не только усиливают  политический интерес, но и оказывают  значительное влияние на установки  граждан в отношении правительственного процесса. Акт участия в выборах  уже сам по себе увеличивает веру граждан в законность и ответственность правительства.

Информация о работе Политические партии и избирательные системы