Политические партии и избирательные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти

Содержание

Введение. 1

1 Политические партии 2

1.1 Роль партий в политической жизни государства 2

1.2 Структура политической партии 4

1.3 Типология политических партий. 5

2 Общественно-политические движения 8

2.1 Типология общественно-политических движений 9

2.2 Функции общественно-политических движений 11

2.3 Варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями. 12

3 Выборы 13

3.1 Роль выборов в демократической политической системе 13

3.2 Избирательная система 16

3.3 Референдум как механизм демократии 21

Вывод 23

Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 51.55 Кб (Скачать)

     Большая роль в этом плане отводится системе  образования, а также различным  механизмам - от официальных празднований национальных праздников до мероприятий  патриотических и политических организаций. Избирательные кампании уже сами по себе обеспечивают возможности для  пропаганды достоинств участия в  голосовании.

 

    1. Избирательная система

     В научной литературе термин "избирательная  система", в том числе и в  российском правоведении, употребляется  обычно в двух значениях - широком и узком.

     В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов  публичной власти. Очевидно, что  избирательная система в таком  широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

     А в зависимости от конкретно-исторических особенностей каждой страны ее законодательством  определяется та или иная избирательная  система.

     Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия  граждан в формировании органов  государственной власти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы. Применение каждой из них к одним и тем же итогам голосования может дать различный результат.

     При мажоритарной системе абсолютного большинства кандидат считается избранным, если он получил по округу более половины всех голосов (50% + 1 голос). Такая система существует в Австралии. Такое большинство предусмотрено российским законодательством при выборах президента, глав администраций субъектов РФ.

     Мажоритарная  система относительного большинства  означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. В настоящее время такая система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии, в России при выборах депутатов в представительные органы власти (Гос. Дума, Законодательные собрания).

     При мажоритарной системе квалифицированного большинства победитель должен получить заранее установленное большинство, превышающее половину голосов - две трети, три четверти и т.д.

     К числу достоинств мажоритарной системы  относят.

  • Сравнительная легкость формирования правительства и его большая стабильность. Это достигается в основном за счет распределения парламентских мандатов среди крупных партий - победителей, отсеивания мелких партий.
  • Формирование устойчивых связей между избирателями депутатами.

     Основные  недостатки мажоритарной системы:

  • Значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается 
    не представленной в органах власти;
  • Партия, получившая на выборах меньше голосов, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;
  • Две партии, набравшие одинаковое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов.

     Пропорциональная избирательная система предполагает выдвижение кандидатов только политическим партиями, при этом избиратели голосуют за список той или иной партии или блока партии. Существуют несколько разновидностей списка кандидатов. Наиболее распространены 2 вида: связанные (жёсткие) списки и гибкие (свободные) списки. В первом случае избиратели имеют право выбрать только партию, проголосовав за список целиком. Во втором случае избиратели голосуют за список, но в нём они могут изменить места кандидатов, выразив своё предпочтение, или преференцию, определённому кандидату или кандидатам. Это позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, который составлен партийной элитой.

     Для определения результатов голосования  при этой системе устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимых для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются путём деления полученных ими голосов на квоту.

     Преимущества  пропорциональной системы:

  • Более полное представительство в парламенте политических партий.
  • Возможность принимать решения, которые в большей степени учитывают интересы разных групп населения.

     Недостатки:

  • Большое представительство партий в парламенте затрудняет формирование правительства, которое, как правило, нестабильно.
  • Резкое ослабление связей между избирателями и парламентариями, т.к. люди голосовали за партию, а не за конкретных кандидатов.
  • Зависимость депутатов от партийно-аппаратных структур.

     Что касается подсчета голосов, то делается следующее:

     Во-первых, определяется избирательный метр (или  избирательная квота). Для этого число проголосовавших избирателей делится на число депутатских мандатов. Тем самым определяется «стоимость» одного депутатского мандата в голосах избирателей.

     Во-вторых, смотрят, сколько раз избирательный  метр укладывается в количестве поданных за партию голосов. Такое количество депутатских мандатов и получает партия.

     Например, в трехмандатном избирательном округе, в котором свои списки выставили три партии – А, В и С, участие в выборах приняли 180 тыс. избирателей. Из них за партию А проголосовало 90 тыс. избирателей, за партию В – 70 тыс. и за партию С – 20 тыс. Как распределятся депутатские мандаты?

     Избирательный метр равен 60 тыс. голосов избирателей (180 тыс.: 3 депутатских мандата). Партия А получает 1 депутатский мандат и 30 тыс. голосов в остатке, партия В – 1 депутатский мандат и 10 тыс. голосов в остатке, партия С – ни одного депутатского мандата. Третий депутатский мандат отдается партии, у которой большее число голосов в остатке. В итоге партия А при 90 тыс. проголосовавших за нее избирателей получает 2 депутатских мандата, партия В при 70 тыс. отданных за нее голосов – 1 депутатский мандат, и партия С с 20 тыс. голосов избирателей не получает ни одного депутатского мандата.

     Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

     Если  попытаться дать определение термину  «избирательная система», абстрагируясь  от ее значения в узком или широком  смысле, то, по-видимому, под избирательной  системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.

 

    1. Референдум  как механизм демократии

     Наиболее  распространенная форма участия  населения в решении политических вопросов - референдум (от лат. referendum - «то, что должно быть сообщено»). Референдум - всенародное голосование (опрос) по какому-либо важному вопросу государственной жизни.[2]

     Референдум  используется для принятия конституции и поправок к ним (конституционный референдум), одобрения законопроектов (законодательный референдум), изменения формы правления, получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важных международных и внутригосударственных решений.

     Во  многих странах установлен порядок  проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Если необходимые условия соблюдены, в одних странах окончательное решение принимает парламент, в других — президент; все это связано с тем, что на институт референдума серьезно влияет форма правления в государстве

     На  референдум, как правило, выносится  вопрос (реже — несколько вопросов), предполагающий положительный («да») или отрицательный; («нет») ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии). В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.

     Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее (например, о снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.). Не могут выноситься на референдум вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы, вопросы о мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения. Также, нужно отметить, что вопрос вынесенный на референдум должен быть четко сформулирован, не должен содержать двоякого значения, так как у населения могут возникнуть проблемы при голосовании, следовательно, решение, принятое на референдуме может иметь неудовлетворительный характер.

     Организация референдума аналогична организации  выборов (списки избирателей, избирательные  комиссии или комиссии по референдуму, регулирование пропаганды и агитации по вопросам референдума, подведение итогов и т.д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список кандидатов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса

     Голосование осуществляется только с помощью  официальных бюллетеней, изготовленных уполномоченными на то государственными органами (на выборах могут использоваться и неофициальные бюллетени). Если по закону голосование на выборах является обязательным, то оно обязательно и для референдума.

     Определение итогов референдума является очень  важной процедурой. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем  приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них положительно ответили на предлагаемый вопрос

 

    Вывод

     Политические  знания и культура нужны сегодня  любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.

     В современных условиях развития российского  государства овладение основами политической науки является важнейшим условием успешного реформирования его общества. Знание политологии позволяет человеку усваивать основные ценности и нормы демократии, сформировать статус самодеятельного субъекта, способного принимать ответственные решения за свою судьбу и судьбу других людей.

     Политика  связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

Информация о работе Политические партии и избирательные системы