Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы изложить теорию, сравнить и раскрыть сущность, и особенности политических режимов.
Данная работа подразделена две логические части. В первой части объясняется понятие термина «политический режим», его сущности и основных признаков. И дается классификация политических режимов и принципов их разделения на демократические и недемократические и небольшая сравнительная характеристика разных видов политических режимов.

Содержание

Введение
Понятие политического режима.
Классификация политических режимов.
Сравнительная характеристика основных политических режимов.
Тоталитаризм.
Авторитаризм.
Тоталитаризм и авторитаризм.
Демократия.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Политология КР.doc

— 47.24 Кб (Скачать)

Следовательно, тоталитаризм как тип политического режима имеет такие черты:

  1. наличие всеобщей идеологии, которая доказывает необходимость существования

данного режима;

  1. общая идеологизация, отбрасывание прошлого и сегодняшнего ради “светлого”

будущего;

  1. проявление личных целей и интересов ради общих целей режима;
  2. жесткое преследование любого сопротивления и даже собственных личных мыслей

и оправдание  любых форм насилия;

  1. концентрация власти в руках одного лидера или партии, подчинение

информационного пространства определенному  политическому лидеру или партии.

              Образцы тоталитарных политических режимов – власть А.Гитлера в Германии, Б.Муссолини в Италии, В.И.Ленина и И.В.Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае, Ф.Кастро на Кубе, Пол Пота в Камбодже. Многие историки утверждают, что без подобных лидеров не было бы и тоталитаризма, т.е. режима во главе с харизматической фигурой – «фюрера», «дуче», «вождем народа» и «великим кормчим». Это вело массы к культу личности и слепому поклонению властителю, который стремился не только к тотальному переустройству собственного государства, но и мира в целом. Известны развернутые планы такой перестройки мира: «Моя борьба» Гитлера, собрание сочинений Ленина и Сталина, цитатники Мао.[5]

Авторитаризм.

 

Авторитаризм — форма власти, сосредоточенной в руках одного человека или в одном властном органе; проявляется в форме принуждения подчиненных к исполнению воли руководителя, сопровождается подавлением самостоятельности подчиненных.

Признаки авторитарного режима:

  1. автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);
  2. наличие доминирующей идеологической платформы;
  3. власть не контролируется народом, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;
  4. игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
  5. монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения);
  6. отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
  7. в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
  8. права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
  9. личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
  10. силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

При  авторитаризме в обществе могут  иметься также институты, присущие демократии, но основными признаками, которые отличают авторитаризм от демократии, являются: преимущество в деятельности государственных органов метода администрирования (при авторитаризме редко применяется компромис по самым важным политическим проблемам); концентрация власти в руках одного или нескольких органов государственной власти; органы исполнительной власти имеют функции нормотворчества; суженность сферы гласности и выборности государственных органов. Общей чертой всех авторитарных государств является сильная исполнительная власть.

В зависимости от целей выделяются различные виды авторитаризма, например, авторитаризм стабилизационный, целью которого является сохранение существующего порядка, альтернативный, присущим странам, которые отвергли демократические основы развития общества. Зачастую авторитаризм встречается в странах, которые переходят от тоталитаризма к демократии.

Характерно, что при авторитаризме существует и гражданское общество, а в самом обществе четкой регламентации испытает преимущественно политическая сфера. При этом политическом режиме возможно наличие в обществе легальной оппозиции, и если при тоталитаризме необходимо постоянно доказывать режиму свою личную преданность и лояльность, то при авторитаризме преданность не обязательна - главное, чтобы граждане открыто не выступали против режима. При авторитаризме нет унифицированной идеологии. Вдобавок, по причине разрушения репрессивного аппарата и несформированности демократических институтов мобилизационные возможности его применения практически отсутствуют, а само общество характеризуется высшей степенью инертности, чем при других политических режимах. Несмотря на то, что правящие структуры открыты для различных группировок, власть при авторитаризме концентрируется в руках правящей элиты, избирательная система приспосабливается к решениям исполнительной власти, демократические принципы не становятся абсолютной ценностью, значительная власть находится в руках силовых структур, принципы законности и конституционности  практически всегда искажаются. Некоторые ученые рассматривают авторитаризм как переходный режим от тоталитаризма к демократии. Авторитарными странами были в различные исторические периоды Советский Союз и Италия.

Авторитарный режим - это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от Т. к Д., равно как от Д. к Т. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, т.е. люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.

 

Тоталитаризм и авторитаризм.

 

 

Тоталитаризм

Авторитаризм

Харизма

Высокая

Низкая

Роль лидера

Лидер как функция

Лидер как индивидуум

Ends of power

Public

Private

Коррупция

Низкая

Высокая

Идеология

Присутствует

Отсутствует

Ограничение плюрализма

Отсутствует

Присутствует

Легитимность

Присутствует

Отсутствует[6]

 

Демократия.

 

Понятие “демократия” употребляют для определения типа политической культуры, определенных политических ценностей, политического режима. В узком понимании демократия имеет только политическую направленность, а в широком - это форма внутреннего устройства любой общественной организации. Слово “демократия” в современном языке имеет несколько значений. Первое значение связано с этимологией, происхождением этого термина. “Демократия” переводится с древнегреческого как “народовластие” или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, “правление народа, избранное народом и для народа”.[7]

Основными признаками демократического политического режима является наличие конституции, которая  закрепляет полномочия органов властей и управление, механизм их формирования, определяет правовой статус личности и принцип равенства перед законом, а также раздел власти на законодательную, исполнительную и судебную. Для демократии характерными являются свободная деятельность политических и общественных организаций, обязательная выборность органов властей, размежевание государственной сферы и сферы гражданского общества (последняя должна иметь свои формы активности и выражение), экономический и политический плюрализм (плюрализованной является также идеологическая сфера, запреты касаются лишь античеловеческих идеологий). При демократии форма мобилизации легитимная, политические решения всегда альтернативны, законодательная процедура четкая и сбалансированная, а властные функции имеют вспомогательный характер.

Демократия характеризуется сменой  лидеров, лидерство может быть как индивидуальным, так и коллективным, но оно всегда имеет рациональный характер. Демократический режим характеризуется высоким уровнем общественного самоуправления, в отношениях между властями и обществом преобладает консенсус. Одним из главных принципов демократии является многопартийность, в политическом процессе всегда участвует и оппозиция, которая вырабатывает альтернативные политические программы и решения, выдвигает будущих лидеров.

              При демократическом политическом режиме главная функция оппозиции - определение иных направлений развития общества и  постоянная конкуренция в правящей элите. Существенными  признаками демократии являются электоральные соревнования, возможность артикуляции интересов, нацеленность на консолидацию общества. При демократии государство существует ради граждан, а не наоборот, создаются условия для дальнейшего развития гражданского общества. Кроме всего вышеупомянутого, демократия и в политическом, и в общечеловеческом понимании уже является магистральным путем, своеобразным идеалом будущего развития общества и человеческой цивилизации в целом.

В зарубежной и отечественной политической науке относительно демократии исследуются функции государства, степень участия масс в управлении и тому подобных, разработано много теорий и моделей демократического развития.

Модель “элитарной” демократии создал В. Парето. Он утверждал, что с переходом общества к индустриальной стадии развития появится необходимость создания специального управленческого аппарата, без которого демократия невозможна. Актуальность модели В.Парето была доказана историческим развитием общества и отброшена лишь в 40-50-х гг. XX ст., когда в политической деятельности обосновался либерализм.

Плюралистическую модель демократии создал А.Бентли, основное содержание которой заключалось в том, что любые группы, которые имеют собственные интересы, влияют на власть, стараясь таким образом осуществить реализацию своих целей через политическую деятельность. Модель А.Бентли была отвергнута из-за опасности дестабилизации и паралича власти.

Главной чертой демократии Р. Даль считает постоянную реакцию правительства на потребности своих граждан. Эта реакция находится в прямой зависимости от трех прав (возможностей) граждан:

1) формулировать свои потребности;

2) информировать о своих интересах других граждан или правительство при помощи индивидуальных или коллективных действий;

3) иметь предпочтения (потребности), которые определяли бы деятельность правительства и не подвергались бы дискриминации из-за своего содержания или источника.

Демократия отличается от других режимов как степенью реализации гарантий или значительными размерами допустимой оппозиции (т. е. политической конкуренции), так и пропорцией населения, которое обладает правом контроля за деятельностью правительства и состязания с ним – правом участия в политической конкуренции.

Поскольку демократия имеет более двух указанных измерений, а также потому, что в мире нет полностью демократизированных систем, Р. Даль заменяет понятие «демократия» на более точный, по его мнению, термин – «полиархия».

Полиархия описывается Р. Далем как политический режим, характеризующийся следующими семью институтами:

1) выборные власти, облеченные правом контроля над правительственными решениями;

2) свободные и справедливые выборы, в которых редко встречаются злоупотребления;

3) избирательное право, распространяющееся практически на все взрослое население;

4) право всех взрослых граждан претендовать на избрание;

5) свобода выражения мнения;

Информация о работе Политические режимы