Политические учения Древней Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:14, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – познакомиться с политическими учениями нескольких выдающихся философов Древнего Рима и Древней Греции, дать им характеристику.
При выполнении работы были поставлены задачи рассмотреть направление политической мысли таких греческих мыслителей как Платона, Аристотеля и некоторых представителей старших софистов. А также изучить работы, посвященные политическим учениям Древнего Рима - Юлиана Цицерона, Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3
I.Политические учения Древней Греции………………………………………….5
1) Развитие демократических учений. Старшие софисты………….6
2) Учение Платона о государстве и законах……………………………….7
3) Политические учения Аристотеля………………………………………..10
II. Политические идеи Древнего Рима………………………………………….12
Общая характеристика
1) Политико – правовые идеи Цицерона………………………………..14
2) Политико – правовые взгляды Аврелия Августина…………….16
3) Политические идеи Фомы Аквинского……………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………………….21
Библиография…………………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

контр.по политологии.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………………..3

I.Политические учения Древней Греции………………………………………….5

  1. Развитие демократических учений. Старшие софисты………….6
  2. Учение Платона о государстве и законах……………………………….7
  3. Политические учения Аристотеля………………………………………..10

II. Политические идеи Древнего Рима………………………………………….12

Общая характеристика

  1. Политико – правовые идеи Цицерона………………………………..14
  2. Политико – правовые взгляды Аврелия Августина…………….16
  3. Политические идеи Фомы Аквинского……………………………….18

Заключение…………………………………………………………………………………….21

Библиография…………………………………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

    Без познания прошлого нельзя понять настоящее, предвидеть будущее. История и современность понятия неразделимые. Можно утверждать, что исток многих современных общественных проблем лежит в прошлом. С другой стороны, современность дает ключ к пониманию многих явлений и процессов прошлого. Актуальность темы исследования определяется тем, что опыт прошлых поколений оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения. В попытках найти пути к лучшему будущему люди всегда обращаются к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не просто дань традициям и авторитетам прошлого, а единственно возможный способ ориентации человечества в историческом времени и пространстве.

    Политическая мысль зародилась  еще в глубокой древности в  странах Древнего Востока, но  наивысшего своего расцвета в  Древнем мире она достигла  в Древней Греции и Риме.

   В  то время не было политологов,  а были философы – мыслители,  труды которых дошли до нас.  Они и сыграли выдающуюся роль в истории формировании этого опыта. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики. Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально- логическому способу его познания и объяснения.

   Цель  работы – познакомиться с политическими учениями нескольких выдающихся философов Древнего Рима и Древней Греции, дать  им характеристику.

     При выполнении работы были поставлены задачи рассмотреть направление политической мысли таких греческих мыслителей как Платона, Аристотеля и некоторых представителей старших софистов.  А также изучить работы, посвященные политическим учениям Древнего Рима - Юлиана Цицерона, Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

    При написании контрольной работы была использована литература таких авторов, как Вернан Ж.П., у которого обширно рассмотрена происхождение политической древнегреческой мысли; Постернак А.В. в конспективном изложении кратко, но ёмко представляет на рассмотрение историю Древней Греции и Древнего Рима;  Лейст О.Э. в своем учебнике представил объемно общую историю политических учений и на конкретно-историческом материале показал развитие политико-правовой идеологии в единстве ее мировоззренческих основ, теоретического содержания и программных требований; Зотова Л.В. дает сравнительную характеристику политических воззрений Аврелия Августина и Фомы Аквинского; и другие авторы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Политические учения Древней Греции

    История Греции - это есть история отдельных государственных образований, самостоятельных в политическом отношении полисов. Полис- это государство-город, объединение ряда сельских поселений вокруг города, который доминирует над этими поселениями. По подсчетам современных историков численность свободного населения полиса редко достигала 100 тыс. человек.[3,с.121]

    Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания.[3,с.129]

   Форма государственного устройства в полисах не была одинаковой. Наряду с монархиями, существовали и республики. В Древней Греции родилась политическая система античной демократии.  Родовой строй уступал место классовому обществу.  Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стимулировало теоретические обобщения практики осуществления власти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства. В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.

   Период расцвета политических идей связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протогора, Сократа, Платона и особенно Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики.

  1. Развитие демократических учений. Старшие софисты.

   Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н.э., когда экономическим и политическим центром древнегреческого общества стали Афины. Возникновение школы софистов как общественного движения было вызвано укреплением демократического строя Афин в это время. Софистами (слово произошло от греческого "софос" – мудрый) называли тогда философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. В этом отношении софисты реализовывали практически одну из программных идей демократии – идею обучения мудрости, распространения знаний. Но истина была для них условна, сегодня они отстаивали одно, а завтра - другое в зависимости от обстоятельств. За свои уроки софисты брали деньги. Политическая мысль рабовладельческой демократии получила обоснование в произведениях софистов.

   К видным представителям старшего поколения софистов принадлежали Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт. Старшие софисты придерживались в целом прогрессивных, демократических воззрений.

   Протагор доказывал, что законы относятся к произведениям искусства и что, подобно любому другому ремеслу, справедливости в общественных делах можно научиться. Добродетель, замечал он, дело наживное. Идея одинаковой причастности людей к справедливости приводилась в обоснование того, что в управлении государством должны участвовать все граждане.

   Антифопт приравнивал справедливость к исполнению закона. Справедливость заключается в том, чтобы "не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином". Предписания законов – результат соглашения.

   В духе требований окрепшей рабовладельческой демократии старшие софисты развивали учение о законе. Они утверждали, что законы, по сути дела, являются той высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон есть выражение согласованной, "взаимной справедливости" (Протагор), нечто вроде суммы индивидуальных добродетелей. Исходя из этого старшие софисты пополнили политическую теорию определением закона как договора, как совместного установления граждан или народа. То есть софисты утверждали, что политика — это чисто человеческое дело. «Человек—есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.

   Разработку политико-правовых идей демократии в IV в. до н.э. продолжили ораторы во главе с Демосфеном. В своих речах они подчеркивали равенство граждан, незыблемость закона как гаранта гражданских прав, защищали права собственников на свое имущество, указывая на положительную роль богатства в государственной жизни, доказывали преимущества демократического строя по сравнению с другими формами государства. Идейное наследие древнегреческой демократии послужило одним из источников политико-правовых концепций Нового времени.

  1.     Учение Платона о государстве и законах (427-397 гг. до н.э.).

   В 3-4 века. н. э. в греческой (и римской) философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого был Платон. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую философию.

    Взгляды Платона, изложенны им в произведениях «Государство», «Политика», «Законы».  Учения софистов Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию.

    Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное государство — справедливое правление «аристократов духа» — мудрецов. В нем должно быть «красивым все в целом», сохраняется всеобщность государственного принципа: свобода государства по отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводит строгую иерархию сословий: философы - правители, стражи - воины, ремесленники и крестьяне - занимаются физическим трудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности — все общее. Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.

    Но по отдельности представители всех занятий не жизнеспособны. Своих целей они могут достигнуть только совместно. Поэтому полис представляет собой органическое целое, со своей структурой, функциями и интересами, а не конгломерат самостоятельных атомов -индивидов. Интересы целого выше интересов части. Но для того чтобы это правило признавалось, -государство должно служить именно интересам всего общества, а не какой-либо группы, части -не богатых, не бедных, не честолюбивых, не мудрых, не большинства и не меньшинства, а именно всех в целом. Интересы ни одной группы не должны преобладать.

   Общее благо, учет интересов всех групп, по Платону, отнюдь не предполагают равенства. Наоборот, Платон - сторонник сословности и жесткой социальной иерархии.

   Платон выдвинул смелый план упразднения частной собственности среди правителей и воинов, т. е. первых двух сословий. Это логично. Правители и воины должны всю свою жизнь посвятить служению общему благу. Поэтому их нужно избавить от соблазнов личного обогащения и преследования частных интересов.

   В диалоге «Политика» дается более подробная и более типичная типология форм правления. Их три: монархия, власть немногих и власть большинства.

   Но каждый вид наблюдается в двух вариантах - правильном и неправильном в зависимости от соблюдения или несоблюдения законов.

Итого получается шесть форм:

• монархия, построенная на основе законов, - царская  власть,

• монархия при несоблюдении законов - тирания;

• законная власть немногих - аристократия;

• незаконная власть немногих - олигархия;

• демократия на основе законов;

• демократия, не соблюдающая законы.

    Среди законных форм государства демократия является наихудшей, т. е. она хуже царской власти и аристократии. Среди форм, основанных на беззаконии, демократия - лучшая, она предпочтительнее олигархии и тирании.

  1. Политические учения Аристотеля (384-322 гг. до н. э.).

   Разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель. Но он не следовал рабски наставлениям учителя и от многого отказался. Аристотель вошел в историю не как последователь Платона, а как равный ему, а в чем-то и превзошедший его великий философ, создавший свою систему взглядов. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Его учение более реалистично, чем учение Платона, поскольку он обобщил опыт функционирования 158 греческих полисов. Его считают основателем политической науки.

    Политические взгляды Аристотеля нашли наиболее полное и систематическое выражение в работе «Политика», а также в «Афинской политики», «Этике» и других сочинениях. Связь с этикой - их отличительная черта. Под этикой, этосом тогда понимали весь свод традиций, правил, которые регулировали жизнь общества и делали возможным его сохранение, ставя на первый план общие интересы. Установленная обычаями система морали понималась, в первую очередь, в общественном, а не в личном плане. Политика по Аристотелю, включала и этику, и экономику. Политика определяется как наука о высшем благе человека и государства. Цель этики и политики одна - счастье, благосостояние человека и полиса. К правильным государствам Аристотель относит монархию, аристократию и политию; к неправильным – тиранию, олигархию и демократию.

Информация о работе Политические учения Древней Греции и Рима