Политические учения Древней Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 07:14, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – познакомиться с политическими учениями нескольких выдающихся философов Древнего Рима и Древней Греции, дать им характеристику.
При выполнении работы были поставлены задачи рассмотреть направление политической мысли таких греческих мыслителей как Платона, Аристотеля и некоторых представителей старших софистов. А также изучить работы, посвященные политическим учениям Древнего Рима - Юлиана Цицерона, Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3
I.Политические учения Древней Греции………………………………………….5
1) Развитие демократических учений. Старшие софисты………….6
2) Учение Платона о государстве и законах……………………………….7
3) Политические учения Аристотеля………………………………………..10
II. Политические идеи Древнего Рима………………………………………….12
Общая характеристика
1) Политико – правовые идеи Цицерона………………………………..14
2) Политико – правовые взгляды Аврелия Августина…………….16
3) Политические идеи Фомы Аквинского……………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………………….21
Библиография…………………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

контр.по политологии.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

    Он утверждал, что все виды власти на земле – от Бога. В этом вопросе позиция Аквината противоположна взглядам Августина. Св. Августин считал, что государство возникло в результате грехопадения человека, и политическая власть существует для того, чтобы стать заслоном на пути зла и преступлений, применяя наказание, ограничивая зло и наказывая преступников.

     У Аквината политическая власть выступает авторитетным учреждением, устанавливающим и предписывающим правила, способствующие общему благу. Более того, государство мыслится им не только как институт, ограничивающий необходимое зло и выполняющий полицейские функции, но и как своего рода воспитательное учреждение. “Государственное сообщество является приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом государство подчиняется церкви как средство цели”. В этих словах Аквината выражена не только теократическая идея о примате церкви над государством, но и высокое назначение последнего как института с духовными функциями совсем в духе Платон.[5, с. 64]

    В учении Фомы Аквинского проводилась идея Аристотеля о смешанной власти. «Государственный строй должен соединять ограниченную и выборную монархию с аристократией по признаку учености, и такую демократию, которая обеспечивала бы доступ к власти для всех классов посредством народных выборов. Ни одно правительство не вправе взимать налоги сверх меры, установленной народом. Всякая политическая власть осуществляется с согласия народа, и все законы должны приниматься народом или его представителями. Мы не можем быть в безопасности, пока зависим от воли другого человека» [8, с. 397].

    Заслугой Аквината является разработка теории закона. Человек как гражданин христианского государства имеет дело с четырьмя видами законов: вечным, естественным, человеческим и божественным.[5, с. 68]

   Вечный закон – это Божественный разум, правящий вселенной. Вечный закон заключен в Боге и потому существует сам по себе. Все остальные законы производны и подчинены вечному закону.

   Естественный закон есть отражение Божественного разума в человеческом разуме. Он повелевает делать добро и избегать зла. Из естественного закона вытекает закон человеческий, созданный по воле людей. Целью человеческого закона должно быть общее благо, которое Фома понимает так же, как и Аристотель: оно имеет в виду интересы, которые касаются одинаково всех граждан. Законы человеческие имеют целью принудить людей делать то, что они должны делать. А достигается эта цель тремя способами: повелевая, допуская и запрещая. Помимо направленности к общему благу, закон должен быть издан компетентной властью и обнародован

   Что касается четвертого вида закона – божественного – то это законы Ветхого и Нового Завета, те, что ведут человека к достижению блаженства в потусторонней жизни, для чего и требуется Божественное откровение по причине недостаточности одного естественного разума. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

    Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Именно у древнегреческих философов мы находим первые в истории определения государства и закона, классификации форм государственной власти, концепции перехода от одного политического устройства к другому.

    Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

    Политико-правовая идеология Древнего Рима, складывавшаяся под сильным влиянием идей греческих мыслителей, разработала ряд своеобразных конструкций, оставивших заметный след в истории политических  учений.    

    Государство и законы в Древней Греции и Древнем Риме начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам. Подобного рода представления, однако, относились только к свободным гражданам государства и сопровождались обоснованием подневольного положения рабов. Расширение гражданских свобод в Античном мире происходило за счет развития рабовладельческих отношений.

    И все же, многие поколения, обращаясь к творческому наследию древних греков и римлян, по-своему учились у них, интерпретировало их теоретические достижения и их духовный опыт при решении актуальных проблем своей современности. 

Библиография:

1. Гаджиев К.С. Политология: учебник для высших учебных заведений/ К.С. Гаджиев. - М.: Логос, 2001.

2.  Вернан Ж.П.  Происхождение древнегреческой  мысли. М.: Наука, 1998.

3. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. М.:Юридическая литература -1997.

4.  Постернак А.В.  История Древней Греции и Древнего  Рима в конспективном изложении.  М., 2004.

5. Зотова Л.В. Политические ценности Средневековья: о соотношении небесного и земного отечества у Августина и Аквината // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.: Политология. – 2004.

6. Учебник под  ред. Нерсесянца В.С. История  политических и правовых учений. М.: Инфра-М, 1996.

7. Рассел Б. История западной философии. Т. 1. – М., 1993.

8. Актон Д. История  свободы в эпоху христианства. // О свободе. Антология западноевропейской  классической политической мысли.  – М., 1995.


Информация о работе Политические учения Древней Греции и Рима