Политический консалтинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Консалтинг – основы профессионально политического консультирования политиков, представителей депутатского корпуса, а также - чиновников, журналистов, политических обозревателей, изучающих особенности программ, уставов и деклараций политических партий, движений, объединений, фракций, блоков.

Политический консалтинг – профессиональное консультирование по вопросам политики и власти, экономики, права, СМИ, этноконфессиональным проблемам. Политический консалтинг включает в себя консультирование профессиональных клиентов по широкому кругу вопросов и проблем социально-политического характера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Определения и историческое становление политического

консалтинга……………………………………………………………….4

1.1. Определения политического консалтинга…………………………4

1.2. Историческое становление политического консалтинга………….7

Глава 2. Политическое консультирование как элемент

Паблик Рилейшнз: российский и американский опыт………………..11

2.1. Американский опыт политического консультирования…………11

2.2. Российский опыт политического консультирования…………….15

Заключение………………………………………………………………21

Список литературы……………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Политический консалтинг - работа.doc

— 132.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание

       Введение…………………………………………………………………..3

       Глава 1. Определения и историческое становление  политического

       консалтинга……………………………………………………………….4

       1.1. Определения политического консалтинга…………………………4

       1.2. Историческое становление политического консалтинга………….7

       Глава 2. Политическое консультирование как  элемент 

       Паблик  Рилейшнз: российский и американский опыт………………..11

       2.1. Американский опыт политического  консультирования…………11

       2.2. Российский опыт политического  консультирования…………….15

       Заключение………………………………………………………………21

       Список  литературы……………………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Консалтинг  – основы профессионально политического  консультирования политиков, представителей  депутатского корпуса,  а также -  чиновников, журналистов, политических обозревателей, изучающих особенности программ, уставов и деклараций политических партий, движений, объединений, фракций, блоков.

       Политический консалтинг – профессиональное консультирование по вопросам политики и власти, экономики, права, СМИ, этноконфессиональным проблемам. Политический консалтинг включает в себя консультирование профессиональных клиентов по широкому кругу вопросов и проблем социально-политического характера.

       Формирование  «политического консалтинга» в достаточно самостоятельную сферу деятельности  исследователи связывают с индустриальной революцией, когда монополисты ощутили недостаточность методов управления только производственной сферой.

       Консалтинг  изучает историю и теорию борьбы за власть, технологии укрепления и стабилизации системы управления. Консалтинг изучает особенности и приёмы взаимовыгодного понимания интересов сторон: власти и народа (электората), позиции и оппозиции и т.д.

       Объект  ПК – это особая сфера  деятельности  политических лидеров. На практике объект и субъект взаимодействуют между собой для разрешения противоречий. Субъект (актор) служит  основным компонентом власти, направляющим и контролирующим объект средством властного контроля. Субъектом может быть отдельный человек, организация, межгосударственная общность.

       Предмет: политический процесс.

       Объект: политический консалтинг.

       Цель  и задачи: исследование вопросов политического консалтинга, в том числе определение и историческое становление консалтинга, российский и американский опыт политического консультирования.

       Глава 1. Определения и историческое становление политического консалтинга 

       1.1. Определения политического  консалтинга

       Термин  «политический консалтинг» пришел к нам из  западной политологии и достаточно активно используется в российской практике, хотя однозначного его толкования не предложено.

       Американский  специалист Д. Ниммо связывает понятие, прежде всего, с проведением избирательных  кампаний. Он отмечает, что видимая  сторона технологического исполнения политического процесса обычно представлена заявлениями, выступлениями, поездками и другими освещаемыми СМИ акциями партийных лидеров, депутатов, кандидатов на выборные государственные должности, но специалисты, да и не специалисты знают, что  за спиной публичных политиков стоят люди, обеспечивающие подготовку и проведение кампаний своими организационными способностями, консультациями, талантом, интеллектом, знанием новейших политических технологий1.

       О.А.Матвейчев  дает некую опоэтизированную характеристику специалистов в области консалтинга, он подчеркивает, что – это искусник-технолог («технэ» по-гречески и есть искусство).

       Далее этот же автор уже более основательно акцентирует внимание на том, что  одна из функций политического консультанта - посредник между народом и  политиком. Зачастую он делает политика таким, каким его хочет видеть народ. И никакого обмана здесь нет, утверждает автор. Ну, разве плохо, если кандидат в начале предвыборной кампании был непричесан и двух слов связать не мог без бумажки, а в конце стал аккуратным и к тому же — хорошим оратором? Все должны быть довольны.2

       В политической жизни нашей страны лет двадцать назад этот термин практически  не употреблялся, но  специалисты – то были. Так, в «Словаре по социологии» такой вид занятий - «управленческое консультирование» (от лат. consultatio — совещание)  определяется как  разновидность профессиональной деятельности по совершенствованию управления, центральным звеном которой является экспертная помощь руководителям в решении проблем управления социальными системами (предприятием, учреждением, городом, отраслью, регионом и т.д.). Она начинается, как правило, с диагностики, т. е. выявления подлинных проблем данной оргсистемы, затем определяются пути их решения. При этом в одних случаях консультант по управлению сам предлагает конкретный вариант решения («консультирование проекта»), в других — он помогает работникам управления осуществить поиск средств анализа и решения проблем («консультирование процесса»). Консультационное управление связывает науку об управлении с практикой: если исследовательские и проектные организации предлагают типовые рекомендации, то консультант по управлению «привязывает» их к специфике организации-заказчика. Такое консультирование выступает как важный механизм распространения передового опыта в области управления, повышает профессиональную квалификацию руководителей и специалистов управления через их обучение и взаимообучение. Наряду с этим используется «рефлексивный метод», когда по материалам своей диагностики консультант предлагает руководителю вариант его собственной деятельности, выявляя, таким образом, некоторые проблемные стороны ее и побуждая этим руководителя к переосмыслению своих методов и стиля работы. Все шире в такой работе  используются социологические и социально-психологические методики, игровые формы.

       А.П. Ситников и Е.Г. Морозова характеризуют  политическое консультирование как  «профессиональную деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных, т.е. партийно-политических методов реализации лидерства, мобилизации поддержки, осуществления информационно-пропагандистской, доктринальной и символизирующей функций кампаний»3.

       Г.В. Пушкарева под политическим консультированием понимает «процесс оказания профессиональной помощи политикам-практикам в решении ими определенных политических задач»4.

       А.И. Соловьев считает, что  современное  политическое консультирование — это «разновидность профессиональной помощи руководителям и персоналу  политических организаций (клиенту) в решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности»5.

       В.Э. Гончаров под политическим консалтингом понимает сферу оплачиваемых услуг  специалистов в области технологий избирательных кампаний6.

       Примечательна и краткая характеристика, предложенная «Политической энциклопедией»: «Политический  консультант» - это советник политического  деятеля, партии, государственной или  общественной организации. Появление  консультантов (политических) как особой профессиональной группы связано с общим усложнением политической жизни, ее дифференциацией и возникновением целого ряда проблем, решение которых требует специальных знаний и навыков.7

       Все эти трактовки, на наш взгляд, разносторонне отражают сущность феномена и дают возможность оценивать различные грани интересующего нас явления.

       Формирование  «политического консалтинга» в достаточно самостоятельную сферу деятельности  исследователи связывают с индустриальной революцией, когда монополисты ощутили недостаточность методов управления только производственной сферой8.

       Существует  и иной взгляд, согласно которому история  политического консалтинга и PR уходят гораздо дальше в глубину веков; когда «имиджмейкерами» и политическими советниками в древнем мире становились шаманы, жрецы, астрологи, философы, ораторы9. 

       1.2. Историческое становление политического консалтинга

       Пионерская  работа Ларри Сабато (Sabato, 1981) положила начало академическому исследованию политического  консультирования. В 80 и 90-е годы список научных исследований политического консалтинга существенно пополнился, но снова преимущественно за счёт работ американских политологов, в центре внимания которых оказалось влияние политического консалтинга на изменение доминирующих стратегий американского электорального поведения. Однако вплоть до сегодняшнего дня формирование самостоятельной субдисциплины политической науки, рассматривающей феномен политического консультирования, не вполне завершено. Поэтому проблематика политического консалтинга затрагивается в рамках различных субдисциплин политической науки: исследованиях электорального поведения, теории партий, политической коммуникативистике и других отраслях политического знания.

       Однако  за последнее десятилетие коренным образом изменился сам предмет исследования. Волна демократизации 1980-х годов придала актуальность электоральной проблематике и породила условия для создания национальных моделей политического консультирования почти в двух десятках стран Восточной Европы и Латинской Америки. Среди всех новых демократий наибольшее влияние политический консалтинг приобрёл именно в России. На данном этапе российские политические консультанты активно участвуют в избирательных кампаниях за пределами России.

       Если, по утверждению Дана Ниммо, лишь в 60-е годы (то есть через 30 лет постепенного наращивания ресурсов) американский политический консалтинг достиг такой степени развития, при которой наиболее успешные консультанты из экспертов в области организации избирательных кампаний и политической коммуникации превратились в обладателей редкой технологии сочетания “рациональности, денег и таланта”, то некоторые российские политические консультанты сменили амплуа экспертов на роль активных непосредственных участников политического процесса всего за несколько лет.

       В данном контексте полезно сравнить современное состояние американского  и российского рынка политического  консультирования. Необходимо учесть, что даже в США на сегодняшний  день участие политических консультантов  в электоральном процессе не приобрело тотального характера. По данным Медвика и Ленарта, в 1992 году около 40% кандидатов в Конгресс обходились в ходе избирательной кампании своими силами и не привлекали оплачиваемых специалистов (Medvic, Lenart, 1997)10. Конечно же, основная причина подобного воздержания заключалась в нехватке финансовых средств.

       Одной из важнейших тенденций американского  политического консалтинга является дифференциация и специализация  функций, выполняемых различными типами политических консультантов. Те же Медвик и Ленарт приводят свои оценки относительной востребованности на рынке различных специализаций в области политического консалтинга. По их данным, в США в 90-е годы наибольшим спросом пользовались так называемые поллстеры (социологи, специализирующиеся на опросах общественного мнения), а также медиа - консультанты (профессионалы в области связей со СМИ) и организаторы процесса фондрайзинга (обеспечивающие сбор средств в избирательные фонды партий и кандидатов).

       Любопытно, что по уровню воздействия на результат кампании лидируют, по мнению Медвика и Ленарта, всё те же поллстеры и медиа - консультанты, но влияние на результат организаторов фондрайзинга заметно уступает эффекту от деятельности специалистов в области рассылки агитационных материалов (direct mail).

       К настоящему моменту в США окрепло  специфическое ответвление политического  консалтинга - фирмы, специализирующиеся на организационном обеспечении  референдумов. Для назначения референдумов, часто проводящихся на уровне отдельных  штатов, требуется собрать определённое количество подписей, и, как пишут Маглеби и Паттерсон, при наличии достаточных финансовых средств фирмы по сбору подписей готовы обеспечить нужное их количество для постановки на голосование любого вопроса. В середине 90-х годов средняя цена, запрашиваемая специализированными фирмами за одну подпись избирателя, составляла 70 центов. Интересно, что примерно такими же были цены у профессиональных сборщиков подписей в период думских выборов в Санкт-Петербурге в 1995 году. И лишь после кризиса 1998 года цены на базовые электоральные услуги в долларовом исчислении стали отставать от американских11.

Информация о работе Политический консалтинг