Политический консалтинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Консалтинг – основы профессионально политического консультирования политиков, представителей депутатского корпуса, а также - чиновников, журналистов, политических обозревателей, изучающих особенности программ, уставов и деклараций политических партий, движений, объединений, фракций, блоков.

Политический консалтинг – профессиональное консультирование по вопросам политики и власти, экономики, права, СМИ, этноконфессиональным проблемам. Политический консалтинг включает в себя консультирование профессиональных клиентов по широкому кругу вопросов и проблем социально-политического характера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Определения и историческое становление политического

консалтинга……………………………………………………………….4

1.1. Определения политического консалтинга…………………………4

1.2. Историческое становление политического консалтинга………….7

Глава 2. Политическое консультирование как элемент

Паблик Рилейшнз: российский и американский опыт………………..11

2.1. Американский опыт политического консультирования…………11

2.2. Российский опыт политического консультирования…………….15

Заключение………………………………………………………………21

Список литературы……………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Политический консалтинг - работа.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

       Чтобы оценить реальный размах “референдумной”  индустрии в Соединённых Штатах Америки, достаточно упомянуть, что  только в штате Калифорния в 1990 году избирателям было предложено на утверждение 27 законопроектов, и только 4 из них получили народное одобрение. При этом несколько законопроектов были “парными”, то есть предлагали противоположные решения одной и той же проблемы. Например, по инициативе организации, отстаивающей интересы фирм, занимающихся медицинским страхованием, было предложено увеличить налог на продажу алкогольных напитков в целях увеличения ассигнований на исследования заболеваний, вызванных чрезмерным потреблением алкоголя. Не удивительно, что нашлись энтузиасты, выдвинувшие законопроект о снижении налогов на продажу алкогольных напитков, вследствие принятия которого должны были снизиться соответствующие цены.

       Таким образом, к настоящему моменту американский политический консалтинг, преодолев полвека поступательного развития, достиг состояния относительной стабильности. Массированный рост рынка наблюдается лишь в боковых ответвлениях отрасли, таких как референдумная индустрия.

       В России же политический консалтинг, стартовавший в 1989 году вместе с первыми конкурентными выборами, всего за несколько лет прошёл этап “накопления первоначального символического капитала”. Поэтому к 1993 году, когда угас энтузиазм волонтёров, вынесших на своих плечах тяжесть организации избирательных кампаний в эпоху острого идеологического противостояния “коммунистов” и “демократов” в конце 80-х - начале 90-х годов, и появился соответствующий платёжеспособный спрос на услуги профессионалов, объём рынка политического консультирования стал расти темпами, и не снившимися благополучной Америке. 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Политическое консультирование как элемент Паблик Рилейшнз: российский и американский опыт 

       2.1. Американский опыт  политического консультирования

       Реальное  политическое консультирование зародилось в США во второй половине XVIII века — в эпоху становления политической системы Америки. Считается, что первым политическим консультантом был один из ближайших советников Джорджа Вашингтона, который  использовал некоторые приемы работы с массами во время выборов в колониальную Ассамблею штата Виржиния (1758  год)12. 

       Развитию  политического консультирования после  войны за независимость  в молодой Америке способствовало наличие в обществе различных политических течений и конкурирующих группировок. Летом 1787 г. собрался конституционный конвент с целью утверждения нового правительства и принятия Конституции Соединенных Штатов Америки.  В истории США борьба за ратификацию новой конституции стала первой, подлинно политической кампанией, сущностью которой были острые политические дебаты между сторонниками ратификации, федералистами и их оппонентами. Наиболее известными в истории были также дебаты 1789 г. между двумя будущими президентами США — Джеймсом Мэдисоном и Джеймсом Монро, которые в ходе избирательной кампании оспаривали место в палате представителей. Помощники и советники кандидатов были в основном добровольцами - консультантами, оказывая содействие в организации дебатов, подготовке выступлений и печатных материалов, доведении их до избирателей.

       Самым опытным и способным среди первых политических консультантов США считается Джон Бекли13, бывший доверенным лицом Т. Джефферсона, в ходе избирательной кампании 1796 г. по выборам президента США. Он провел первый в истории американских кампаний «Медиа-блиц», распространив в Пенсильвании 30 тыс. бюллетеней и тысячи рекламных листков, пропагандирующих достоинства Джефферсона. Бекли делал сжатые изложения речей кандидата в президенты и распространял их в тех уголках штата, где, как предполагалось, они будут восприняты наилучшим образом. И хотя Джефферсон в 1796 г. проиграл выборы, однако в Пенсильвании он стал победителем. На президентских выборах 1800 г. Бекли расширил рамки своей деятельности. Существенным его вкладом стало распространение биографии кандидата с безукоризненной репутацией. На этот раз Джефферсон победил.

       Ярким образцом политической агитации была кампания Эндрю Джексона 1828 г. Его  команда выпустила огромное количество памфлетов, рекламных листков, плакатов и иных материалов. Политические выступления  представителей штаба совмещались с распространением агитационной литературы, что дало свои результаты.

       Прообразом  современного политического консалтинга  США является фирма, организованная калифорнийской супружеской парой  Клемом Уайтекером и Леоне Бакстер  в 1934 г. Они тщательно изучали черты характера своего клиента и его соперников, а также проблематику кампании. Затем разрабатывали общую стратегию кампаний, помогали своему кандидату готовить выступления и рекламные материалы, составляли графики встреч и последовательно размещали рекламу в газетах, на радио, телевидении. Уайтекер и Бакстер провели в Калифорнии 75 кампаний, выиграв 70 из них.14

       Зарождение  подобной методологии имело свои причины. В начале 30-х г.г. и без  того организационно и идеологически  слабые партии США прямо на глазах стали утрачивать влияние. Наиболее острые формы этот процесс принял в Калифорнии… Там приток в центральные районы переселенцев и отток в пригороды уже отмобилизованного электората сводил на нет такие факторы электорального поведения, как партийная и групповая идентификация, и одновременно повышали эффективность новых коммуникационных технологий.

       По  словам исследователя американского  политического консультирования Д. Ниммо, «непартийный, индифферентный, неукорененный и мобильный электорат  дал жизнь первым фирмам, занявшимся профессиональным менеджментом политических кампаний»15.

       Причины зарождения политического консультирования в США многофазны: возросшая степень  маргинализации электората в крупных  городах, которая ставила более  сложные задачи перед политиками и разработчиками кампаний; интенсивное развитие каналов общественной коммуникации, печатных СМИ, рекламного рынка; активизация деятельности профсоюзов; недостаточный в условиях развивающейся социально-политической структуры уровень профессиональной компетенции людей, занимавшихся проведением политических кампаний (до той поры этим занимались родные и близкие кандидатов на выборах, адвокаты политиков, журналисты, просто влиятельные и уважаемые в сообществах люди, в подавляющем большинстве случаев тративших свое свободное от основной работы время на проведение политических кампаний); концентрация капитала и монополизация рынков, приведшие к усилению роли государства не только в экономической, но и политической сфере. В этих условиях не только государство, но и зарождающиеся корпорации были вынуждены прибегнуть к услугам профессионалов в области политического консалтинга  («паблик рилейшнз») для  взаимовыгодного диалога»16[16].

       В 50-е г.г. большинство политиков  в США использовали услуги профессиональных политических консультантов достаточно широко. Степень весьма значимого влияния применяемых технологий можно оценить по достаточно негативному  высказыванию демократа Э. Стивенсона, проигравшего на президентских выборах 1952 г. Д.Эйзенхауэру: «Думать, что кандидата на выборах можно подавать как овсянку к завтраку, что избирателей можно ловить в расставленные для них сети, есть высшее проявление непорядочности в демократическом процессе».

       Началом современной эпохи политического  консалтинга можно считать президентской кампанией в США 1960 г. Роль политических консультантов в электоральной борьбе вырисовывалась достаточно ясно: кампании стали превращаться в соревнование не только самих кандидатов, но и работающих на них профессионалов, способных компенсировать слабость традиционных, т.е. партийно-политических методов реализации лидерства. Каждые последующие выборы характеризовались не только накалом и спецификой  политического противоборства, но и новыми технологическими приемами консультантов.

       С 1970-х гг. использование политического  консультирования являлось уже правилом при  проведении любых выборов. Сегодня сотни и тысячи фирм, включая региональные и местные, не только организуют выборы и референдумы, но и обеспечивают проведение различных общественных и государственных инициатив. «Совокупный годовой доход в этой сфере бизнеса исчисляется миллиардными суммами, а спрос на консалтинговые услуги постоянно растет. Ныне в политических консультантах не нуждается лишь тот, кто их уже имеет.17

       Важной  особенностью современного рынка политического  консультирования в США является присутствие на рынке консультантов и фирм, как ориентированных на какую-либо одну партию (демократы, республиканцы), так и независимых.

       Для упорядочения деятельности в области  политконсалтинга еще в 1969 г. была создана  Американская Ассоциация политических консультантов. 

       2.2. Российский опыт  политического консультирования

       Рынок консалтинга, как отмечает большинство  исследователей, возник в России одновременно с рынком политическим в начале 90-х  гг. минувшего века. Аналитические службы в сфере политической существовали в СССР и до «перестройки», и разного рода утверждения, что политический анализ всегда «подстраивался» под требования правящей элиты, не имеют под собой серьезного основания. Просто в стране существовало несколько уровней аналитической службы: один для внутреннего, аппаратного потребления, другой – для широкой аудитории. К первому, естественно, относилась работа аналитических служб силовых структур, центрального партийного аппарата. Такого рода анализом занимался и достаточно узкий круг академических и вузовских ученых. При этом случалось и так, что одна и та же ситуация анализировалась в нескольких вариантах – для узкого, более широкого и для массового употребления. Наиболее характерный пример  в этой связи  – деятельность аналитиков ТАСС, продукция которых появлялась в трех вариантах: на общедоступной телетайпной ленте, в бумажной  версии с грифом «Для служебного пользования» и в так называемом  «Белом ТАССе», доступ к которому шел через соответствующие отделы, с соответствующей подпиской о неразглашении служебной тайны.    

       Независимые информационно-аналитические центры в полной мере стали востребованы, когда политическая борьба перешла  в открытую стадию, хотя первые из них  были созданы  в относительно «тихом» 1988 г. В работе А. Мейера «Аналитические центры в системе российской демократии», появившейся еще в 1994 г.18, названы два первых таких центра, получившие широкую известность: информационно-аналитический центр неформального движения - Московское бюро информационного обмена (М-БИО) В. Игрунова и «масштабный информационный проект «кооперативного» времени - информационный кооператив «Факт», созданный Г. Павловским и В. Яковлевым. На этой базе в 1989 г. появились первое независимое информационное агентство «Постфактум», а в январе 1990 г. вышел первый номер еженедельника « Коммерсантъ». Добавим к данному списку «первенцев» аналитики и прогноза  также организацию - «Экспериментальный творческий центр» С. Кургиняна.

       Интенсивный рост ИАЦ начался с периода  подготовки к выборам народных депутатов  СССР  в 1989 г. (ИНДЕМ Г. Сатарова и др.), а пик политической моды на ИАЦ пришелся на первую половину 90-х гг., когда подобные структуры сформировали все более менее значимые партии, газеты и журналы (особо выделим здесь давно исчезнувшее аналитическое агентство  IQ («Ай-Кью»), публиковавшее свою продукцию на страницах «Новой еженедельной газеты»).  В первой половине 90-х гг. были созданы информационно-аналитические структуры: «ЭПИцентр» Г. Явлинского;  «Центр политических технологий И. Бунина» и др. Многие из них довольно быстро прекратили свое существование: либо в силу профессиональной несостоятельности, либо по политическим и финансовым причинам.

       Несколько иная ситуация сложилась с аналитическими структурами, действовавшими при крупных  банках, финансово-промышленных холдингах  и пр. По данным А. Меейра, в 1994 г. подобные структуры функционировали при каждом пятом московском банке. Некоторые из них по своему интеллектуальному потенциалу, технической и технологической оснащенности не только не уступали, но и могли соперничать с официальными структурами, занимающимися аналитикой, прогнозированием. Отметим, что возникновение их было связано не столько с непосредственной необходимостью информационного обеспечения профессиональной деятельности, сколько с ростом политической активности частного бизнеса, пролагавшего себе дорогу к власти. Не секрет, что исчезновение целого ряда структур тоже связано с политикой. Они ликвидировались либо вместе с обслуживаемым ими бизнесом («МОСТ», «Инкомбанк» и пр.), либо в результате отказа бизнес-групп от серьезной политической деятельности в качестве самостоятельного игрока. 

       За  почти 20 лет, прошедших со времени  возникновения первых ИАЦ, рынок  информационно-аналитических услуг  вполне структурировался, и появление  новых центров – явление достаточно редкое.  Один их этих центров – а именно «Центр политической информации»  ежегодно выпускает справочники, посвященные текущему состоянию информационно-аналитического и консалтингового рынка, а также рынка российских СМИ. Книги эти не претендуют на абсолютную полноту, но дают объективную и достаточно полную картину. Выходят в стране и иные издания. Среди подобной литературы назовем справочник персоналий «Эксперты: Кто есть Кто», публикующий сведения о наиболее значимых и эффективных экспертах по самым различным вопросам политической и экономической жизни России.19

       За прошедшие годы ИАЦ выработали и собственную  методологию, и формы и стиль  работы. Существенно изменился, помолодев, кадровый состав, в нем уже немало дипломированных политологов, политехнологов,  представителей  других, порой самых неожиданных, дисциплин, которые востребованы консалтингом.  

Информация о работе Политический консалтинг