Политический процесс: уровни и субъекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 02:03, реферат

Описание работы

Политический процесс — это событийная сторона политической жизни, т.е. возникновение и последовательность политических событий.
Политический процесс раскрывает все многообразие, сложность и противоречивость политической жизни. Благодаря его изучению мы можем видеть, как в реальных поступках людей воплощаются институализированные политические отношения и культурные модели и ценности, какие противоречивые возникают коллизии, когда индивиды пытаются реализовать свои потребности, установки, ценностные ориентации.

Содержание

1.1 Уровни политического процесса.
1.2 Субъекты политического процесса.
2.1 Характеристика основных социальных норм.
2.2 Характеристика основных способов осуществления социального контроля.
2.3 Социальные отклонения.
Литература

Работа содержит 1 файл

Вариант.docx

— 42.18 Кб (Скачать)

                                                           Вариант № 5   

   1.Политический процесс: уровни и субъекты.  

   2.Охарактеризуйте основные социальные нормы и основные способы осуществления социального контроля. Социальные отклонения.

 

     План:

1.1 Уровни политического процесса.

1.2 Субъекты политического процесса.

2.1 Характеристика основных социальных норм.

2.2 Характеристика основных способов осуществления социального контроля.

2.3 Социальные отклонения.

     Литература                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.1  При рассмотрении политики, политической власти, идеологии мы обязательно обращаемся к понятию политической системы. В рамках политической системы ее элементы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Их взаимодействие можно рассматривать как политический процесс.

Политический процесс  — это событийная сторона политической жизни, т.е. возникновение и последовательность политических событий.

Политический процесс  раскрывает все многообразие, сложность  и противоречивость политической жизни. Благодаря его изучению мы можем  видеть, как в реальных поступках  людей воплощаются институализированные политические отношения и культурные модели и ценности, какие противоречивые возникают коллизии, когда индивиды пытаются реализовать свои потребности, установки, ценностные ориентации.

В различных источниках указываются, как правило, четыре такие стадии  или, по иной терминологии, четыре уровня  протекания политического процесса: 1) конституирование, становление политической системы; 2) функционирование существующей политической системы; 3) развитие политической системы; 4) этап упадка, распада политической системы. Будучи взаимодополняемыми, эти стадии сохраняют, однако, присущие каждой из них особенности, выполняют свои собственные предназначения и осуществляются специфическими методами политических действий.

Стадия   конституирования политической системы является одной из важнейших в развитии политического процесса. Она совпадает, как правило, с переломным, революционным периодом в развитии общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Эти новые силы создают отвечающую их потребностям новую политическую систему, в которой их волю выполняют качественно иные органы власти и другие политические институты. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закрепляются вновь возникшие институты власти, другие элементы политической системы, а также вся измененная система общественных отношений.

Содержание политической жизни  общества в период, когда происходит превращение прежней политической системы в новую, определяется в западной политологии как полный пересмотр конституции. Сама же конституция государства выступает как легальный и демократический способ легитимации политической власти, всех ее институтов. Укоренение нового политического строя прямо зависит от способности вводимых институтов отвечать на потребности общества. И наоборот, трудности с утверждением новых политических институтов могут свидетельствовать о их надуманности, искусственности, несоответствии социальному опыту и потребностям общественного развития.

Стадия  функционирования политической системы совпадает со стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные группы занимают прочное положение среди других социально-политических сил. На данной стадии политического процесса осуществляются процедуры по воспроизводству, поддержанию деятельности уже конституированных органов государства, политических партий, общественных организаций. Такими процедурами, в сущности, являются всевозможные выборы, заседания представительных органов власти, съезды и конференции политических партий, общественных организаций и т. д.

На стадий функционирования политического  процесса воспроизводятся и сами его участники как выразители определенных политических позиций и интересов, носители соответствующих взглядов и убеждений, определенных стереотипов политического поведения. Для понимания сущности данной стадии политического процесса важно учитывать, что политическая система строится не из самой себя, а ее постоянно воспроизводят существующие в обществе социально-политические силы в качестве инструмента для выражения и реализации своих интересов. Воспроизведение политической системы есть фрагмент всего целостного процесса общественного воспроизводства.

Стадия развития политической системы наступает в период определенной перегруппировки в расстановке политических сил. На данном этапе политического процесса происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций. Осуществляемые изменения в структурах и механизмах власти выводят политику правящей группы на новый уровень, позволяющий дать ответы, адекватные вызову времени. Такие политические изменения означают, что правящие круги ищут цели, формы и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре и меняющемуся соотношению политических сил внутри страны и на международной арене. Стадия развития политической системы сопровождается противоборством разнообразных течений и тенденций, которые в конечном счете ведут к повышению адаптивности, соответствия властных структур внешним социальным условиям.

Стадия упадка политических систем совпадает с ростом социальных сил, заявляющих о себе новыми формулами организации политической жизни и общества в целом. В данном случае направленность динамики политического процесса имеет негативный по отношению к существующим институтам власти характер. Разрушительные тенденции преобладают здесь над конструктивными, созидательными, распад режима правления носит необратимый характер. В результате принимаемые правящей группой решения утрачивают управленческую способность, а сама группа — свою легитимность. Характерным примером политического процесса в стадии упадка политических систем является развитие восточноевропейских стран в 80-х — начале 90-х годов, где правящие круги безуспешно пытались найти пути ответа на социально-экономические и духовные запросы времени.

Продолжительность во времени каждой из указанных стадий политического процесса может быть различной. Это зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Несомненно, что в числе важнейших из них являются следующие: характер исторического периода в развитии страны; степень развитости политической культуры общества; глубина существующих социальных противоречий; политическая зрелость социальных субъектов; влияние внешних политических сил. Стадия конституирования политической системы, например, не есть одномоментный акт, она завершается в момент упрочения господства новых политических сил. Стадии воспроизводства и развития политической системы могут чередоваться друг с другом и продолжаться сколько угодно долго. Стадия упадка — тоже не одномоментный акт, она может растягиваться на годы, десятилетия и даже столетия. Начало очередного цикла в политическом процессе связано со сменой субъекта политической власти и полным распадом прежней политической системы.

1.2   Понимание сущности и роли субъектов политической деятельности тесно связано с осознанием особенностей механизма реализации властных полномочий .Вопрос о субъектах политической деятельности встает каждый раз в связи с проблемой действующих во власти лиц и политического статуса личности или социальных групп. Власть ,по определению политологов ,есть способность или возможность производить желаемое воздействие на поведение того или иного объекта ,что предполагает наличие его активности .В сфере социальных наук объектами являются люди. Власть подразумевает определенное желание (намерение) со стороны субъекта  повелевать и предполагает ,что объект воспримет определенное отношение и последует желаемому поведению ,но при этом вовсе не обязательно ,чтобы  объект осознал смысл данной ситуации ,т.е. он может следовать определенному курсу ,не понимая ,что тот ему навязан. Иными словами ,в социальных науках власть –это отношение властности (между субъектом и объектом ).

Вопрос о субъектах  политики связан с вопросом о субъективном и объективном. Если речь идет о субъекте ,то всегда имеется ввиду познающий ,обладающий сознанием и волей ,активно действующий индивид или социальная группа ,а понятие «объект» указывает ,на что направлена деятельность субъекта. Таким образом ,в качестве субъектов политики выступают носители целенаправленной политической деятельности в политическом пространстве .

Признавая гражданина субъектом  права, государство определяет его  правовой статус, характеризующий положение гражданина по отношению к государству, его органам , другим лицам. Поскольку политология имеет дело не столько с правовыми , сколько с политическими отношениями ,она рассматривает специфику и проблемы политического статусу личности или социальных групп. Субъекты политики имеют свои особые функции , не сводимые к функциям правовым ,хотя действия этих субъектов регулируются правовыми отношениями и нормами. Все это говорит о том , что субъекты права и субъекты политики – разные понятия .

Помимо государства люди независимо от своей воли входят в  определенные общности и группы , как бы находя себя в них ,а также по своей воле вступает в те или иные объединения . К первым относятся нации, различные этнические группы ,классы ,ко вторым  - партии, союзы, блоки, различные группы давления, в том числе коллективы  ,трудовые ассоциации . Все они тем или иным образом включаются в систему политических отношений и , естественно ,в систему субъектов политики .

Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт - воспроизводимая  с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере  политической жизни.

Основным властным институтом, одним из основных субъектов политического  процесса, выступает государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические субъекты формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени мы можем говорить о том, что складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, - государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование гражданского общества.

Менее масштабными субъектами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды, различные группы людей. Индивиды и  группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например, голосуя на выборах, но и  в не институциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной  степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом  участвуют в большей части  институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых  целей индивиды могут создавать  специальные группы, отличающиеся различной  степенью институциализации - от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

При анализе политического  процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического процесса и  субъектов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного  развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между субъектами, в частности  между гражданином и определенной партией, будет определяться другими  параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политической системе, социально-психологическими особенностями  развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и субъектов, чаще всего  характер взаимодействия между субъектами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Нормы существуют в любом обществе. Это чисто человеческое явление. Только у людей действия и поступки оцениваются с точки зрения соответствия нормам. Поведение животных регулируется иначе.

В обществе нормы играют чрезвычайно  важную роль. Они служат не только для  реализации определенных желательных  состояний, а способствуют формированию всеобщих ожиданий в отношении индивидуального  поведения. Благодаря нормам последнее  становится в значительной степени  предсказуемым для других и просчитываемым. Если бы мы в той или иной степени  не могли предвидеть поведения других людей, мы сами не могли бы действовать.

Информация о работе Политический процесс: уровни и субъекты