Политический процесс: уровни и субъекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 02:03, реферат

Описание работы

Политический процесс — это событийная сторона политической жизни, т.е. возникновение и последовательность политических событий.
Политический процесс раскрывает все многообразие, сложность и противоречивость политической жизни. Благодаря его изучению мы можем видеть, как в реальных поступках людей воплощаются институализированные политические отношения и культурные модели и ценности, какие противоречивые возникают коллизии, когда индивиды пытаются реализовать свои потребности, установки, ценностные ориентации.

Содержание

1.1 Уровни политического процесса.
1.2 Субъекты политического процесса.
2.1 Характеристика основных социальных норм.
2.2 Характеристика основных способов осуществления социального контроля.
2.3 Социальные отклонения.
Литература

Работа содержит 1 файл

Вариант.docx

— 42.18 Кб (Скачать)

Под социальными нормами  понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные  общественными отношениями и  являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные  классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

 Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами. Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

 Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

   Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных Норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви. Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

  Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

 

2.2   За  долгие годы своего существования человечество выработало целый ряд различных форм социального контроля. Они бывают как ощутимые, так и совершенно незаметные. Самой действенной и традиционной формой можно назвать самоконтроль. Он возникает сразу после появления человека на свет и сопровождает его всю сознательную жизнь. При этом каждый индивид сам без принуждения контролирует своё поведение в согласии с нормами социума, которому принадлежит. Нормы в процессе социализации очень прочно утверждаются в сознании человека, настолько прочно, что нарушив их, человек начинает испытывать так называемые муки совести. Приблизительно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот. Чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия. Так возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Имя этому кругу — диктатура.

    Часто диктатуру  устанавливают на время, во  благо гражданам и с целью   навести порядок. Но она задерживается   надолго, во зло людям и приводит  к еще большему произволу. Привыкшие   подчиняться принудительному контролю  граждане не развивают внутренний  контроль. Постепенно они деградируют  как социальные существа, способные  брать на себя ответственность  и обходиться без внешнего  принуждения (т.е. диктатуры). Иначе  говоря, при диктатуре их никто  не учит вести себя в соответствии  с рациональными нормами. Таким  образом, самоконтроль — это  проблема сугубо социологическая,  ибо степень его развития характеризует  преобладающий в обществе социальный  тип людей и складывающуюся  форму государства. Групповое  давление – еще одна распространенная  форма социального контроля.  Безусловно, каким бы сильным  ни был самоконтроль человека, огромное влияние на личность  оказывает принадлежность какой-либо  группе или общности. При включении  индивидуума в одну из первичных  групп, он начинает соответствовать  основным нормам, следовать формальному  и неформальному кодексу поведения.  Малейшее отклонение обычно вызывает  осуждение участниками группы, а  также появляется риск исключения. «Вариации поведения группы, возникающего  в результате группового давления, можно проследить на примере  производственной бригады. Каждый  член бригады должен придерживаться  определенных норм поведения  не только на производстве, но  и после работы. И если, скажем, непослушание бригадиру может  повлечь для нарушителя резкие  замечания со стороны рабочих,  то прогулы и пьянство часто  заканчиваются его бойкотом и  отторжением из бригады». Однако, в зависимости от группы, сила  группового давления может быть  различной.  Если группа очень  сплоченная, то, соответственно, сила  группового давления возрастает. К примеру, в группе, где человек  проводит свободное время, сложнее  осуществлять социальный контроль, чем в там, где регулярно  проводятся совместные действия, например в семье или на  работе. Групповой контроль бывает  официальным и неофициальным.  К официальному относят всяческие рабочие собрания, совещательные собрания, советы акционеров и прочее. Под неофициальным контролем понимают воздействие на участников группы участниками в виде одобрений, насмешек, осуждения, изоляции и отказов от коммуникации.

    Еще одной из  форм социального  контроля  является пропаганда, которая считается  очень мощным средством, оказывающим  влияние на сознание человека. Пропаганда – это способ воздействовать  на людей, в каком-то отношении  препятствующий рациональному просвещению  человека, при котором личность  делает собственные выводы. Основная  задача пропаганды – повлиять  на группы людей с таким  расчетом, чтобы сформировать поведение  общества в желательном направлении.  Пропаганда должна воздействовать  на те формы социального поведения, что тесно связаны с системой моральных ценностей в обществе. Пропагандистской обработке подвергается всё, начиная от действий людей в типичных ситуациях и заканчивая убеждениями, ориентациями. Пропаганду используют как своеобразное техническое средство, пригодное для достижения своих целей. Различают 3 основных типа пропаганды. К первому типу относят так называемую революционную пропаганду, которая нужна для того, чтобы заставить людей принять систему ценностей, а также ситуацию, находящуюся в конфликте с общепринятой. Примером такой пропаганды может послужить пропаганда коммунизма и социализма в России в начале 20 века. Второй тип – разрушительная пропаганда. Её основная цель – это разрушить существующую систему ценностей. Ярчайшим примером такой пропаганды стала гитлеровская, которая не пыталась заставить принять идеалы нацизма, но всеми силами при этом стремилась подорвать доверие к традиционным ценностям. И, наконец, третий тип пропаганды – это усиливающая. Она призвана закрепить привязанности людей к определенным ценностям и ориентациям. Такой тип пропаганды характерен для США, где подобным образом закрепляется существующая система ценностей. По мнению социологов, этот тип пропаганды наиболее действенный, он очень хорошо служит поддержанию устоявшихся ценностных ориентаций. Кроме того, он отражает сложившиеся, традиционные стереотипы. Такой тип пропаганды главным образом направлен на то, чтобы воспитать в людях конформизм, который предполагает согласие с господствующими идейно-теоретическими организациями.

    В настоящее  время понятие пропаганды в  общественном сознании связано  главным образом с военной  сферой или политикой. Одним  из способов реализации пропаганды  в обществе считают лозунги.  Лозунг — это краткое изречение,  обычно выражающее основную задачу  или руководящую идею. Правильность  такого утверждения обычно не  вызывает сомнений, поскольку оно  носит лишь общий характер.

    В период кризиса  или конфликта  в какой-либо  стране демагоги могут  бросать,  например, такие лозунги: «Моя  страна всегда права», «Родина,  вера, семья» или «Свобода или  смерть». Но анализирует ли  большинство людей истинные причины  данного кризиса, конфликта? Или  они просто соглашаются с тем,  что им говорят?

    В своем труде,  посвященном Первой мировой войне, Уинстон Черчилль написал: «Достаточно одного лишь призыва — и толпы мирных крестьян и рабочих превращаются в могучие армии, готовые разорвать противника на части». Также он отметил, что большинство людей, не раздумывая, исполняют данное им приказание.

    В распоряжении  пропагандиста есть также   множество символов и знаков, которые  несут нужный ему  идейный заряд. Например, подобным  символом может  служить флаг, символический характер также  носят такие церемонии, как  залп из двадцати одного орудия  и отдание чести. Любовь к  родителям тоже может быть  использована как рычаг воздействия.  Очевидно, что такие понятия - символы, как отечество, родина - мать или вера предков, могут стать мощным оружием в руках ловких манипуляторов чужим мнением.

    Конечно, пропаганда  и все её производные  не  обязательно являются злом. Вопрос  в том, кто ею занимается, и  с  какой целью. А также  в том, на кого эта самая  пропаганда ведётся. И если  уж говорить о пропаганде в  негативном смысле, то сопротивляться  ей можно. И это не так  уж и трудно. Человеку достаточно  понять, что такое пропаганда, и  научиться выявлять её в общем  потоке информации. А научившись, человеку уже гораздо легче  самому для себя решать, насколько  совместимы внушаемые ему идеи  с его собственными представлениями  о том, что хорошо, а что плохо.

    Социальный  контроль  через принуждение также еще  одна его распространенная форма.  Обычно она практикуется в  наиболее примитивных, а также  традиционных обществах, хотя  может присутствовать в меньших  количествах даже в самых развитых  государствах. При наличии высокой  численности населения сложной  культуры начинает применяться  так называемый вторичный групповой  контроль - законы, различные насильственные  регуляторы, формализованные процедуры.  Когда отдельный индивид не  желает следовать этим регуляторам,  группа или общество прибегают  принуждению, чтобы заставить  его поступать так же, как все.  В современных обществах существуют  строго разработанные правила,  или система контроля через  принуждение, которая представляет  собой набор действующих санкций,  применяемых в соответствии с  различными типами отклонений  от норм.

    Социальный  контроль  через принуждение характерен  для любой власти, но его место,  роль, а также характер в различных  системах неодинаковы. В развитом  обществе к принуждению привлекают  в основном за совершенные  против общества преступления. Решающая  роль борьбы с правонарушениями  принадлежит государству. Оно  имеет специальный аппарат принуждения.  Правовые нормы определяют, за  что государственные органы могут  применять метод принуждения.  Средствами принуждения являются  насилие физическое и психическое,  т.е. угроза. Нет оснований также  полагать, что угроза только тогда  может быть средством принуждения,  когда она сама по себе наказуема.  Государство должно защитить  своих граждан и от принуждения  угрозами, которые сами по себе  ненаказуемы, если содержанием  угрозы является противозаконное  деяние, иначе допускалась бы  безнаказанность многих случаев  серьезного психического насилия.  Элемент принуждения, присоединяясь  к угрозе, придает ей иное и  большее значение. Само собой  разумеется, угроза должна заключать,  в себе указание на значительное, в глазах угрожаемого, противозаконное зло, иначе она окажется неспособной воздействовать на волю угрожаемого.

    Помимо  вышеперечисленных, существует множество других форм социального контроля, таких, как поощрение, давление авторитета, наказания. Каждую из них человек начинает ощущать на себе с рождения, даже если и не понимает, что на него оказывают влияние.

     Все формы  социального контроля охватываются  двумя основными его видами: формальным  и неформальным.

     Формальный  социальный  контроль 

     Он  осуществляется  специально созданными для этого  субъектами власти или институтами  общества. С возникновением и  развитием государственных форм  управления, специальных механизмов  принуждения и права, формальный  контроль оттеснил неформальный  на задний план. Для осуществления формального контроля разрабатываются особые своды правил и законов, которые действуют на всей территории страны. Социальный контроль приобрёл институциональную поддержку. Он глобален. Его осуществляют специально обученные люди, так называемые агенты формального контроля. К ним относятся судьи, врачи-психиатры, социальные работники, специальные должностные лица церкви и т. д. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, система образования, армия, производство, средства массовой информации, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря милиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати. Само функционирование государства возможно лишь благодаря наличию формального социального контроля. Наличие формального контроля обеспечивает  безопасность граждан государства, гарантирует соблюдение законов, способствует его развитию и процветанию.

     Исторически  формальный контроль возник позже  неформального — в период зарождения  сложных обществ и государств, в частности, древневосточных  империй. Сама необходимость в  применении формального социального  контроля возникает только тогда,  когда общество становится очень  большим и начинает включать  в себя различные социальные  слои населения. Если в небольшой  общине для контроля над всеми  её членами можно обойтись  и осуждением, то в большом  и обширном государстве практически  невозможно уследить за каждым. Поэтому формальный социальный  контроль и возникает. 

     Неформальный  социальный  контроль 

     Неформальный  контроль основан на одобрении  или осуждении со стороны группы  родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного  мнения, которое выражается через  традиции и обычаи либо средства  массовой информации. Неформальный  контроль над человеком очень  сильно влияет на его характер, мировоззрение, вкусы и привычки. Неформальный социальный контроль  многие социологи также называют  локальным: он не может распространиться  сразу на большую группу людей,  однако при этом отлично влияет  на каждого отдельного человека  на протяжении всей жизни. В  современном обществе неформальный  контроль действует преимущественно  на уровне первичных групп.  Его инструментами в основном  являются сплетня, насмешка, бойкот, совет, комплимент и многое  другое. На уровне больших групп  сила общественного мнения слабеет,  и неформальный контроль становится  малоэффективным. Существование  неформального социального контроля  в традиционных обществах было  возможным лишь благодаря тому, что социальная регламентация  была неписаной и состояла  в представлениях о должном, передававшихся из уст в уста. Небольшая сельская община могла контролировать все аспекты жизни своих членов: выбор невесты или жениха, методы разрешения спора и конфликтов, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетание, рождение ребенка, достижение зрелости, обручение, урожай), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

Информация о работе Политический процесс: уровни и субъекты